Во вторник, 26 января, президент Петр Порошенко назначил новых судей Конституционного суда Украины. По мнению экспертов, такое решение обеспечит главе государства большинство голосов в этой инстанции, что позволит отсрочить принятие изменений в Конституцию на несколько месяцев. Впрочем, как считают собеседники "Апострофа", эти действия лишь на время снимут давление с официального Киева по предоставлению так называемого "особого самоуправления" Донбассу. Поэтому аналитики предлагают "забыть" о Минских соглашениях и переписать Конституцию. Такой Основной документ, по их словам, повышает шансы вернуть мир на Донбасс.
Назначение члена Конституционной комиссии Виктора Колесника и бывшего народного депутата Владимира Мойсика на должности судей Конституционного суда Украины (КСУ) являются попыткой президента Петра Порошенко обеспечить себе контроль над данной инстанцией. Об этом в ходе дипломатического брифинга, организованного Международным центром перспективных исследований (МЦПИ), заявил старший аналитик центра Анатолий Октисюк. "До вчерашнего дня, по нашим сведениям, Порошенко поддерживали 8 судей. Получается, что назначение двух новых людей обеспечит ему большинство в данной инстанции (КСУ состоит из 18 судей, — "Апостроф")", — считает он. По словам эксперта, подобный шаг президента позволит суду принять "нужное" решение в отношении обращения группы народных депутатов с просьбой растолковать, что такое "очередная сессия", на которой должны быть проголосованы изменения в Основной закон.
Дело в том, что 20 января в Конституционный суд поступило представление 51 народного депутата относительно официального толкования положения ст. 155 Конституции о "следующей очередной сессии Верховной рады". Таким образом парламентская коалиция, как считают многие политические обозреватели, пытается найти законные основания, чтобы не принимать на текущей сессии поправки в Конституцию Украины, касающиеся, в том числе, "особого самоуправления" Донбасса. Как отметил Анатолий Октисюк, "нужное" решение КСУ позволит отсрочить голосование в Верховной раде, которое, по сведениям "Апострофа", планировалось на 2 февраля, на несколько месяцев. То, что такое предположение соответствует действительности, "Апострофу" подтвердили также некоторые народные депутаты, попросившие об анонимности. Впрочем, как считают собеседники издания, подобная отсрочка лишь сдвигает сроки голосования, но не снимает проблему с повестки дня.
Основной причиной возможной отсрочки голосования за изменения в Конституцию является отсутствие поддержки данной инициативы со стороны нардепов. Для изменения Конституции необходимо 300 голосов. А их никак не может обеспечить парламентское большинство. Особенно с учетом того, что внутри коалиции существуют разногласия по данному поводу: в то время, как часть депутатов говорит о необходимости принятия соответствующих поправок, поскольку это нужно в рамках выполнения Киевом Минских соглашений, другая часть народных избранников называет неприемлемым изменение Основного закона под давлением западных государств и России.
"Сейчас мы оказались в ситуации, когда Конституцию страны хотят изменить, основываясь на непонятных соглашениях, подписывать которые отказались даже те, кто вел переговоры (необходимость внесения поправок в Основной закон Украины прописана во вторых Минских соглашениях, заключенных главами Украины, Германии, Франции и России, но подписанных представителями Трехсторонней контактной группы, — "Апостроф"). Вместо них эти соглашения подписали два посла, два бандита (главари так называемых ДНР-ЛНР, — "Апостроф") и позапозапрошлый президент (Леонид Кучма, — "Апостроф"). По сути, этим сегодня подменяется Конституция. Такого быть не может", — заявил в ходе круглого стола "Новая Конституция Украины как инструмент выхода из кризиса", организованного коалицией "Народная Конституция", народный депутат Александр Кирш ("Народный фронт"). Его коллега из "Самопомочи" Оксана Сыроид также считает, что изменения в Конституцию в части децентрализации нельзя принимать в нынешнем виде.
"Таким образом, — подчеркнул председатель правления МЦПИ Василий Филипчук, — украинская политическая элита оказалась в тупике. Они не могут проголосовать за внесение поправок, потому что физически не могут насобирать 300 голосов, а также потому, что не хотят идти на риск, стоящий за подобным решением. Ведь это может взорвать ситуацию в стране и вызвать волну недовольства, что крайне опасно в нынешних условиях. Более того, депутаты не могут провалить голосование. Если это случится, президент потеряет свой уровень доверия, как и вся власть, что также чревато опасными событиями в Украине". Поэтому, считает эксперт, нынешнему руководству страны нужно найти более эффективный способ урегулирования данной проблемы, чем откладывание даты голосования за поправки. В качестве альтернативы член общественного объединения "Народная Конституция" Виталий Чудновский предлагает инициировать принятие новой Конституции Украины, которое должно стать открытым процессом с максимальным вовлечением в обсуждение украинских граждан. "Мы ездили по регионам, общались со множеством людей и пришли к выводу, что существует огромный запрос на новый общественный договор, который станет основой для новой Конституции. Это единственный шанс для Украины избежать гражданской войны. При этом окончательно "конституционный вопрос" должен быть решен на референдуме", — заявил он во время экспертного круглого стола, посвященного рассмотрению законопроекта, в котором предлагается провести альтернативную конституционную реформу по народной инициативе.
Как можно принять новую Конституцию, устраивающую всех?
Следует отметить, что подобная инициатива обсуждается экспертами уже практически год. Идея пришлась по вкусу членам межфракционного объединения "Всеукраинский диалог", а также депутатам, в него не входящим. Одним из авторов инициативы стал внефракционный депутат Сергей Тарута. Уже в декабре 2015 года был создан проект Закона "О процедуре подготовки проекта новой Конституции Украины". При участии народных депутатов этот законопроект был в январе 2016 года зарегистрирован в Верховной раде и ожидает своего рассмотрения.
Как пояснила одна из авторов документа, эксперт по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко, предложенные в законопроекте инициативы позволят создать абсолютно новую и демократическую Конституцию Украины. "Основой для нее должен стать всеобъемлющий диалог внутри украинского общества", — подчеркнула она. По словам эксперта, ответственность за изменение Основного закона должна лежать на специальном органе, который будет состоять из 300 "представителей народа", избранных по мажоритарной системе. "Вследствие народных консультаций этот орган разработает концепцию проекта Конституции, проведет ее общественные обсуждения, по результатам которых разработает проект новой Конституции. Потом должны быть очередные общественные консультации, после которых нужно будет подготовить окончательный проект нового Основного закона. Окончательное решение по его утверждению должно приниматься в ходе всеукраинского референдума", — отметила Кириченко. Как считает член коалиции общественных организаций "Народная Конституция" Владимир Полочанинов, весь этот процесс должен занять от 9 до 12 месяцев.
Примечательно, что в последнее время идею о проведении референдума на тему изменений в Конституцию Украины начали активно поддерживать отечественные политики. 24 января об этом заявил премьер-министр Арсений Яценюк, а впоследствии его поддержали многие депутаты от "Народного фронта".
Новая Конституция может вернуть мир на Донбасс
Как заявил "Апострофу" Владимир Полочанинов, процесс обсуждения проекта новой Конституции предполагает инклюзивный диалог, участие в котором должны принимать также представители временно оккупированных регионов Украины. "То есть жители Донбасса и Крыма будут сами заинтересованы в том, чтобы совместно с остальными гражданами нашей страны написать Конституцию, которая бы учитывала интересы всех регионов. Это не просто способ составления нового Основного закона Украины, это путь к установлению мира", — подчеркнул он.
О том, что законопроект "О процедуре подготовки проекта новой Конституции Украины" может получить поддержку в парламенте, говорят также некоторые депутаты. "Сам факт, что его регистрации в Раде содействовали представители разных политических сил, говорит о том, что нам нужны подобные инициативы. Пока не время говорить о его тотальной поддержке, однако дискуссии по данному поводу идут, и, я думаю, что нам удастся достичь понимания", — пояснил Александр Кирш.