RU  UA  EN

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Політика

Балтійський регіон – це вже гаряча точка через Путіна

Норвезький історик розповів про загрози від Путіна

Норвезький історик розповів про загрози від Путіна Норвезький історик та професор Інституту оборонних досліджень (IFS, Норвегія) Рольф Тамнес Фото: Torbjørn Kjosvold/Forsvaret

Норвежский историк и профессор Института оборонных исследований (IFS, Норвегия) Рольф Тамнес рассказал в интервью "Апострофу", может ли вспыхнуть война между Россией и Норвегией, сможет ли НАТО сдержать Путина, в чем заключается уникальность нынешнего лидера РФ, а также какие уроки следует вынести Западу из войны на Донбассе.

Рольф Тамнес - норвежский историк и профессор Института оборонных исследований (IFS). Родился 18 марта 1951 года. Работает в Институте с 1981 года, из них директором с 1996 по 2012 год. Он также был адъюнкт-профессором в университете Осло с 1995 по 2010. Тамнес получил докторскую степень в 1991 году. Был председателем экспертной комиссии Норвежского совета обороны и безопасности.

Профессор работает над широким спектром публикаций, особенно о норвежской внешней политике и обороне. Известен также своим постоянным сотрудничеством с The Atlantic Council.

- Почему так важно сильное НАТО для политики безопасности Норвегии? И каков определяющий фактор в системе обороны страны?

- Норвегия - это маленькая страна, которая имеет могучего соседа - Россию. Увеличение количества российских вооруженных сил в регионе только подчеркивает асимметричность государственных отношений между двумя странами. Понятно, что Норвегия очень зависима от военной помощи НАТО, поэтому надежная поддержка Альянса и является определяющим фактором в военной стратегии и планировании Норвегии.

- Что, по вашему мнению, означает фраза "сбалансировать" Россию? Какие инструменты нужно использовать для того, чтобы это осуществить?

- На севере Европы практически никогда не думали над тем, как сбалансировать Россию в мирное время, создавая прямую симметричную оборону. Безопасность Норвегии зависит от вероятности эскалации конфликта. Российские лидеры должны понимать, что при нарушении целостности Норвегии они неизбежно будут иметь войну с НАТО. Но сейчас нет причин считать, что Российская Федерация рискнет начать войну.

- Как вы считаете, станет ли Балтика новой горячей точкой в отношениях между Россией и НАТО? Насколько это реально?

- Балтийский регион – это на сегодня уже горячая точка. Я убежден, что меры, которые сейчас принимаются в рамках Плана готовности к действиям НАТО и Американской инициативы европейской безопасности (The US European Reassurance Initiative) смогут обеспечить надежное сдерживание России.

- Возможен ли военный конфликт между Норвегией и Россией из-за агрессивного поведения последней на Арктике? Имеется в виду ситуация вокруг архипелага Шпицберген.

- Ситуация вокруг архипелага имеет свои особенности. Шпицбергенский трактат* от 1920 года определяет полное и абсолютное владение Норвегией этим архипелагом, но запрещает использовать эту территорию с военной целью и требует от стран-участниц договора безусловного выполнения всех условий, указанных в нем.

Шпицберген стал одной из самых сложных тем в норвежской внешней политике. В большей степени из-за того, что Россия пытается вынести этот вопрос в сферу двусторонних отношений и получить от этого привилегированные права. Для Кремля также крайне необходимо сохранять текущий статус-кво, для того чтобы обеспечить свое присутствие в Западной Атлантике. Конечно, уже было немало инцидентов и маленьких кризисных ситуаций. Хотя Россия может оказывать давление, чтобы достичь своих целей, но ее агрессивная политика неизбежно приведет к эскалации. Кстати, россияне четко понимают, что Шпицберген находится в зоне ответственности НАТО.

- Какой, по вашему мнению, является главная цель Путина на этом направлении?

- Что бы там не планировал сделать Путин, но очень трудно представить, что ему таки удастся подорвать суверенитет Норвегии.

- Вы можете сказать, почему Россия существенно усилила свою военную деятельность в Арктике?

- Рост ее военной активности в Арктике отражает общее военное переоснащение Вооруженных сил РФ в течение 2007-2008 годов. К тому же, на севере континента есть своя специфика: основа геостратегии России здесь это субмарины с ядерным боезарядом и необходимость их защиты в Баренцевом море, которое россияне считают своим форпостом. Стратегические ядерные силы имеют значительный приоритет в российском оборонном планировании. Они тратят огромные ресурсы на развитие, размещение и защиту своих сил как на Севере, так и в любом месте.

- Что нужно сделать Норвегии, чтобы противостоять таким действиям?

- Ключевая цель политики и стратегии Норвегии - это улучшение собственной обороны и стимулирования коллективной обороны НАТО. Это требует новых или улучшенных резервных планов, моделирования операций согласно статье 5 Устава НАТО**. А также новые договоренности относительно передачи и размещения союзных усиленных подразделений.

- Готовы ли норвежские вооруженные силы ответить на гипотетическую агрессию России?

- Вооруженные силы Норвегии*** достаточно сильны, чтобы дать отпор на первом этапе конфликта и дождаться помощи Альянса. Хотя размер и состояние сил на севере страны довольно слабые. Поэтому в ближайшие годы нам потребуются значительные дополнительные финансовые ресурсы для улучшения готовности и поддержки Вооруженных сил в сфере логистики.

- Как вы считаете, почему Путин ведет себя так агрессивно на востоке Украины? Каковы были его мотивы относительно аннексии Крыма и начала войны на Донбассе?

- Большая военная реформа, которую провел Путин, базируется на страхе окружения и руководствуется постоянным желанием отплатить за геополитические поражения в 90-х годах прошлого века. Он создал целый диапазон инструментов государственной власти с таким уровнем координации, которой не было раньше. В значительной степени это сочетание традиционной военной власти с нетрадиционными информационными методами. Он демонстрирует, что готов применять эти инструменты, действуя как с помощью прямого военного вмешательства, так и обычного давления и запугивания.

- Как нужно реформировать НАТО, чтобы успешно сдерживать Российскую Федерацию?

- НАТО стало слишком сложной организацией с большим количеством членов и разнообразными интересами. В то же время необходимо принимать новые меры по улучшению обороны. Хотя иногда приходит разочарование из-за слабых лидеров и низкой скорости. Уже было сказано, что сейчас НАТО в гораздо лучшем состоянии, чем десять лет назад, и существенно усилится в следующую декаду. Это говорит нам о том, что Россия не сможет добиться успеха в долгосрочной перспективе, но нужно быть очень терпеливыми.

- Каковы сейчас главные вызовы для Альянса?

- Первый - нужно значительно усилить оборону на передовых рубежах в Центральной и Восточной Европе. Те меры, которые сейчас планируются, существенно помогут достичь этой цели. Второй - морская стратегия НАТО и структура командования должны полностью измениться для того, чтобы соответствовать сценариям, описанным в статье 5**. Третий, чтобы поддерживать доверие к себе, Альянсу необходимо начать играть более активную роль при решении огромных проблем на юге континента.

- Какие уроки гибридной войны в Украине могут выучить другие европейские страны, особенно те, которые имеют общие границы с Россией?

- Хотя гибридная война - это не новое явление, но современные технологии добавили новых измерений к этой проблеме. Как ее решить, нет простого ответа. Но первое, что должно быть - это крепкая первая линия обороны.

- Какова должна быть политика НАТО на этот год?

- К коллективной обороне надо относиться более ответственно, особенно при выполнении собственных планов… В более агрессивном стиле, чем как это есть на сегодня.

- Каким должно быть руководство НАТО для того, чтобы успешно отвечать на текущие вызовы?

- НАТО не будет иметь успеха без сильного руководства. Конечно, что и без США Альянс не сможет существовать. Гарантии США и их силовое содействие имеют значительный эффект. Нам также нужно сильное руководство США для того, чтобы поддерживать сплоченность и управления организации.

* Шпицбергенский трактат был подписан 9 февраля 1920 года в Париже и определил статус архипелага Шпицберген. Согласно ему, над Шпицбергеном устанавливался суверенитет Норвегии, а государствам-участникам договора предоставлялось равное право на эксплуатацию природных ресурсов архипелага и его территориальных вод. Норвегия обязалась не использовать Шпицберген для военных целей. Норвежский парламент признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на Шпицбергене. С 1991г. эти права перешли к России.

** Устав НАТО. Статья 5. Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них всех.

*** Вооруженные силы королевства Норвегия - сухопутные войска, численность 15000, Военно-морские силы, численность 6000, Военно-воздушные силы - 1500 человек, подразделения территориальной обороны.

Читайте також