RU  UA  EN

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Суспільство

Для лікарів немає меж: Імплантолог розповів, як лікує бійців АТО і консультує колег з Донбасу

Важко думати про зубах, коли стоїть питання життя і смерті, - імплантолог про серйозну проблему бійців АТО

Важко думати про зубах, коли стоїть питання життя і смерті, - імплантолог про серйозну проблему бійців АТО

Иван Нагорняк, генеральный секретарь Ассоциации имплантологов Украины и директор компании U-impl, рассказал в интервью "Апострофу", почему он бесплатно лечит бойцов АТО, для чего решил принять участие в проекте по спортивной реабилитации ветеранов, потерявших из-за ранения конечности, и с какими трудностями приходится сталкиваться его коллегам по цеху, которые не могут перебраться с неподконтрольных территорий в мирные регионы Украины.

Андрей Схулухия, участник АТО, в течение трех месяцев перед демобилизацией служил в одной из самых горячих точек Донецкой области – на шахте Бутовка. Там он попал под обстрел, получил осколочное ранение, его контузило, а ударная волна была такой силы, что сорвало мост, который стоял на зубах. В какой-то момент даже банальный прием пищи стал для него проблематичным, так что Схулухия похудел на 30 кг.

Но ему повезло. Ветеран АТО оказался одним из порядка 250 военнослужащих, которые попали в хорошие стоматологические руки, - бесплатную помощь им предоставили в Ассоциации имплантологов Украины. Схулухию лечил Иван Нагорняк. "Он сказал, что будет это делать для меня так же, как если бы делал зубы своему отцу. Я, честно говоря, удивился такому отношению, ведь это дорогое удовольствие, поэтому мне было неловко", - признался Схулухия "Апострофу".

Иван Нагорняк такому отзыву только рад. "Мы оперировали людей бесплатно еще во время Майдана, - рассказывает он. – Продолжаем помогать до сих пор, делаем все, что в наших силах, чтобы внести свою лепту в ту непростую ситуацию, в которой оказалась страна".

- Раньше вы занимались подобными благотворительными проектами?

- Да, на базе Ассоциации имплантологов еще в 2013 году была организована социальная инициатива "Качество жизни для наших родителей" - проект, благодаря которому бесплатные имплантаты получили люди пожилого возраста, которые потеряли все зубы – дети войны, ветераны Второй мировой.

- Скольким вы оказали такую помощь?

- Я думаю, что 20-30 человек прошли курс полной реабилитации. В 2014-м, спустя год, на этих имплантатах мы уже начали ставить им постоянные конструкции. Когда мы закончили эту работу, началась АТО, одно переросло в другое, мы начали заниматься бойцами. В нашей Ассоциации порядка 400 хирургов-стоматологов, которые работают по всей Украине, они оказывают помощь бойцам АТО бесплатно. За это время порядка 250 человек получили такую помощь.

- Насколько запущена ситуация, если говорить о профилактической стоматологической помощи в подразделениях?

- Дело в том, что люди, которые провели довольно много времени в зоне боевых действий, часто – в состоянии стресса, очень быстро теряют зубы, им нужно восстанавливать работу этой системы, чтобы они могли полноценно питаться, нормально общаться. А такая реабилитация может занять до двух лет, ведь сначала надо удалить плохие зубы и патологические ткани, а потом уже заниматься имплантацией, чтобы пациент имел несъемные конструкции. В результате пациент получает, по сути, новые зубы. Вся работа, если говорить о ветеранах АТО, выполняется за счет врачей Ассоциации, поэтому число тех, кто такую помощь получил, не так велико, ведь никакой государственной поддержки у нас в этом вопросе нет. В то же время, когда некоторые бойцы обращаются в государственные поликлиники, те могут предложить им разве что съемные зубы. Но ведь это ребята, которым по 20-40 лет!

Нагорняк приводит в пример другого участника АТО, который был его пациентом, бывшего снайпера, который в силу особенности своей работы много времени проводил в лежачем положении в тяжелых погодных условиях. "Тут уж не до правильной гигиены, в результате он потерял жевательные зубы. Мы делали ему так называемую хирургическую чистку, удаляли все патологически измененные ткани и зубы. Этот боец перенес около шести-семи операций по удалению части ноги (подорвался на мине), ему конечность восстанавливали с помощью имплантата, а параллельно у него шли воспалительные процессы в ротовой полости, и это не давало ему возможности нормально жить, есть и так далее. Но нам удалось эти воспалительные процессы локализовать", - вспоминает Нагорняк.

1 / 1
1 / 1

- Сколько времени в такой ситуации может занять реабилитация?

- От шести месяцев до двух лет, в зависимости от сложности клинической ситуации, от того, в каком состоянии попал к нам человек. В упомянутом случае это займет около полутора лет, пока он не получит зубы вместо тех, которые потерял, думаю, 70% надо будет заменить на имплантаты.

- Кто оплачивает материалы для таких пациентов?

- В частных клиниках стоимость такой процедуры — от 8 тыс грн без коронки и до 10-12 тыс грн, в зависимости от сложности. В случае с бойцами АТО, платят те, кто проходит у нас стажировку и присутствует на операции. Ведь они получают квалификационные навыки, это для них своего рода мастер-класс, поэтому часто они и оплачивают материалы, которые устанавливают пациенту. Врачи также делают благотворительные взносы, из этого фонда мы, или та клиника, которая организует операцию, закупаем материалы. Я лично для такой категории пациентов делаю работу бесплатно.

Компания U-impl также выделила более 150 имплантов и поддержала благотворительную серию операций по их установке бойцам АТО в Центральной стоматологической поликлинике Министерства обороны.

- Кто проходит у вас стажировку?

- Дело в том, что хирургическую имплантологию в университетах не преподают, чтобы заниматься этим, надо сначала овладеть всей стоматологией. У нас всегда на стажировку очередь. Приезжают отовсюду, в том числе даже из Донецкой и Луганской областей. Не так давно у нас были молодые хирурги из небольшого прифронтового городка. Бывает, приезжают такие, с кем приходится разговаривать и на идеологические темы. Мы общаемся со всей Украиной, в том числе и с Крымом, оттуда к нам также приезжают учиться. Но это все сознательные врачи, большая часть в глубине души надеются и верят в то, что добро восторжествует, все встанет на свои места, Украина будет целостной, независимой, суверенной, что это произойдет мирным путем.

- И вы до сих пор консультируете своих коллег, допустим, из Крыма?

- Да, они через интернет отправляют нам диагностические материалы, томографии, информацию по пациентам, мы говорим наше видение той или другой клинической ситуации. Все это происходит в профессиональной сфере, мы тут полностью аполитичны. Конечно, эта тема (последних двух лет), нас беспокоит, но мы общаемся в профессиональной плоскости, для врачей, как и для специалистов в других областях, границ нет, потому что если наша помощь нужна, а мы давали клятву Гиппократа, то не имеет значения, какое это государство и какие у нас соседи, мы должны придерживаться этой клятвы.

- Приезжают ли к вам из Донецка и Луганска и с других неподконтрольных территорий?

- Да, те врачи, которых мы поддерживали, которые там работают и в силу разных обстоятельств не смогли выехать, стажируются у нас. Они в глубине души уверены, что этот этап в нашем государстве временный, и он рано или поздно закончится.

- Я знаю, что на той стороне ситуация с медицинскими препаратами плачевная.

- Да, им очень тяжело. Но они берут с собой материалы, хотя бывало, что на блокпостах их изымали.

- Кто?

- Я не знаю точно, кто и с чьей стороны. Но были случали, когда какое-то количество материалов приходилось оставлять то ли на благо блокпоста, то ли для кого-то еще. Может, люди там действительно нуждались, кто-то был травмирован и медикаменты нужны были срочно. Врачам приходилось делиться. Что касается оборудования (на неподконтрольных территориях, - "Апостроф"), то там оно, конечно, есть, но какая-то часть была разграблена или уничтожена из-за попадания артиллерийских снарядов.

- Насколько квалифицировано, по вашим наблюдениям, оказывают первую помощь врачи бойцам в зоне АТО? Ведь до 2014 года такого массового наплыва людей с осколочными и огнестрельными ранениями у нас не было.

- Те бойцы, которых я встречал, получали квалифицированную помощь, если они попадали в профильные заведения. Просто много было случаев, когда человека не могли довезти, и тут скорее вопрос в логистике, а не в квалификации врачей.

По словам Нагорняка, самые распространенные проблемы бойцов, если речь о зубах, – этокариес и осложнения из-за него, стресс и отсутствие нормальных гигиенических условий дают о себе знать. "Конечно, тяжело думать о зубах, когда у них стоит вопрос жизни и смерти", - говорит он.

- КомпанияU-impl принимает участие в еще одном проекте – "Игры героев", соревновании для ветеранов АТО, потерявших после ранения конечности.

- Да, мы выступаем главным спонсором этого соревнования, оно состоится в воскресенье, 22 мая. Мы решили, что победители этих "Игр" получат от нас сертификат на курс реабилитации в нашей компании.

Читайте також

Хакерська атака на держреєстри України: про які збитки йдеться

Матеріальні збитки від кібератаки Росії на держреєстри України невеликі, але її наслідки можуть виявитися доволі серйозними

"Вовина тисяча" готівкою? Як діє "схема" і як з нею боротися

Перевести в готівку Вовину тисячу можна через схему з поповненням мобільного рахунку, але ця лазівка ​​вже закрита

Монополія на дистрибуцію ліків як шлях до зростання цін

Монополія на фармринку веде до зростання цін на ліки