С началом войны в Украине начались перебои с автомобильным топливом, бензин и дизель резко подорожали. Проблемы с горючим также усугублялись решением США и ряда других стран ввести нефтяное эмбарго против России. Тем не менее, украинские власти приняли меры по насыщению отечественного рынка нефтепродуктов и снижению их стоимости, что, похоже, приносит свои результаты.
Без России: рынок пришел в себя и перестроился
В первые дни войны цены на автомобильное горючее в Украине значительно подскочили, а во многих регионах стало сложно заправить машину. В первую очередь это связано с тем, что до 24 февраля Украина большую часть нужных ей нефтепродуктов импортировала из Беларуси и России. Часть горючего также приходила из Литвы, но это направление было перекрыто белорусскими властями еще до войны. Традиционные каналы поставок мгновенно исчезли, и трейдеры вынуждены были оперативно искать новые источники снабжения.
Но на это нужно время, а потому поначалу отечественнный рынок нефтепродуктов выглядел очень проблемно: большинство АЗС не работали вообще, а те из них, что предлагали товар, пугали покупателей своими ценами. По состоянию на 18 марта, средняя розничная цена литра бензина А-95 составляла 42,5 гривны, а дизельного топлива – 43,4 гривны. При этом на некоторых АЗС горючее предлагалось и по 50 гривен/литр.
Еще больше усложняло ситуацию то, что рост цен происходил не только в Украине и не только из-за войны. В этом году высокие цены на горючее сложились во всей Европе. Котировки нефти за последние месяцы непрерывно росли. Если в начале зимы она стоила около 71 доллара за баррель, то перед нападением России на Украину ее цена уже составляла 97 долларов за баррель.
Безусловно, начало полномасштабной войны в Европе вызвало панические настроения. Ведь Россия является одним из крупнейших поставщиков нефти и занимает около 10% мирового рынка. И, поскольку наложение эмбарго на экспорт является одной из традиционных мер воздействия на агрессивные диктатуры, европейские потребители испугались, что на рынке возникнет дефицит горючего.
Поэтому уже через несколько дней после начала войны стоимость нефти подскочила до уровня 150 долларов за баррель.
Однако, как ни странно, столь высокая цена продержалась недолго. Как результат, пошли вниз и цены на нефтепродукты.
"Всего за два дня тонна бензина в Европе подешевела на 200 долларов, а дизеля – на 340 долларов, или на 15-20%," – говорит директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
Причина такой положительной тенденции, по мнению координатора экспертных групп Экономической экспертной платформы Олега Гетмана, заключается в эффективной работе международной дипломатии.
"Снижение цены на нефть стало результатом удачной дипломатической работы, - говорит эксперт. - "Большая семерка" (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада и Япония – "Апостроф") хорошо выполнила свое домашнее задание. Проведены переговоры со странами, которые являются ведущими поставщиками нефти на мировой рынок. В результате они согласились увеличить добычу для того, чтобы заменить российскую нефть на случай, если ее экспорт будет запрещен".
Первыми сделали заявления о готовности предоставить дополнительные объемы нефти ОАЭ и Венесуэла. Позже к ним присоединился Иран. Это стало сигналом для рынка о том, что даже если ведущие экономики откажутся от российской нефти, значительного дефицита на рынке не возникнет.
"В то же время добытчики нефти, поняв, что в мире появилась новая страна-изгой, охотно набросились на жертву, стремясь поглотить долю рынка, которую до этого занимала Россия", - говорит Олег Гетман.
Самое интересное, что первыми в списке желающих воспользоваться российскими проблемами оказались страны, которые Россия считает своими близкими союзниками и единомышленниками – Иран и Венесуэла. Эти диктатуры, на протяжении многих лет находящиеся под международными санкциями, быстро разобрались, что нынешняя ситуация дает им уникальную возможность ослабить давление и увеличить доходы от нефтедобычи и экспорта.
Танкер у побережья Венесуэлы
На сегодня полное нефтяное эмбарго против России ввели США и Канада. Великобритания планирует отказаться от российских углеводородов до конца 2022 года, а Европейский Союз пока не готов это сделать, хоть и планирует существенно сократить импорт нефти и газа из РФ.
"Уже сегодня в Европе реализуется ряд мер, призванных заместить российские нефть и газ, – говорит Олег Гетман. – Приостановлен процесс закрытия атомных электростанций, расконсервируются некоторые из уже закрытых. Запускаются остановленные ТЭС. Строятся дополнительные LNG-терминалы для приема газа из США и Ближнего Востока. Также предпринимаются дополнительные меры по развитию возобновляемых источников".
Цены почти как до войны
У отечественных трейдеров сейчас первоочережная задача - наладить новые цепочки снабжения, которые будут отличаться более сложной и дорогостоящей логистикой.
Также в условиях войны работе рынка горючего не способствовала система государственного регулирования цен, внедренная в мае прошлого года, хотя в мирное время она, по свидетельству экспертов, неплохо выполняла свою функцию, несколько ограничивая ценовые злоупотребления торговцев.
Однако правительство прилагает усилия для того, чтобы облегчить проблему. Недавно было принято несколько решений для того, чтобы увеличить поставки горючего и снизить его цену.
В первую очередь правительство пересмотрело формулу, по которой рассчитывается предельная стоимость горючего.
"Она позволит сетям АЗС включать в расчет те дополнительные расходы,которые возникли после переориентации поставок из беларуси и россии на западную границу Украины (Польшу, Румынию, Венгрию)", - сообщила первый вице-премьер - министр экономики Юлия Свириденко.
Кроме того, Верховная Рада приняла правительственный законопроект, предусматривающий полную отмену акциза на горючее и снижение НДС с 20% до 7%. Эти решения направлены на то, чтобы снизить розничную цену топлива, поскольку эти налоги составляют более половины конечной стоимости бензина и дизеля.
"Это абсолютно необходимые меры, - считает Сергей Куюн. - Часть из них рассматривалась еще до войны в связи с ростом цен на энергоносители. А с началом войны их актуальность резко возросла".
Новые правила игры на рынке нефтепродуктов, скорее всего, улучшат ситуацию со снабжением. Однако у них есть и обратная сторона. Ведь поступления от акциза и НДС на горючее составляют заметную часть доходов государственного бюджета. И эти деньги бюджет потеряет.
Однако, по мнению Олега Гетмана, эта потеря не станет критичной.
"Сегодня Украина получает значительную финансовую поддержку от других стран и международных финансовых институтов, – говорит эксперт. – Этих средств вполне достаточно для того, чтобы компенсировать потери от сокращения налоговой нагрузки на бензин".
В любом случае, сегодня можно с уверенностью констатировать, что предложенные специалистами и принятые парламентом и правительством меры существенно улучшили ситуацию на рынке нефтепродуктов Украины.
В частности, сейчас ресурс уже можно купить более-менее свободно, особенно в тыловых регионах, хотя некоторые ограничения по-прежнему сохраняются.
При этом существенно снизилась цена топлива. На минувшей неделе она резко обвалилась, и по состоянию на 21 марта литр бензина на АЗС в среднем стоил 34,5 гривны, а литр дизеля – чуть более 37 гривен.