RU  UA  EN

суббота, 11 января
  • НБУ:USD 42.38
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.38
Бизнес

Нужно готовиться к долгим часам без света - советник премьер-министра

В стране уничтожено 40% мощностей генерации

Ахтырская ТЭЦ Уничтоженная россиянами Ахтырская ТЭЦ в Сумской области Фото: ГСЧС

В Украине, несмотря на теплую погоду, продолжаются многочасовые отключения электроэнергии. При этом до начала следующего отопительного сезона остается всего несколько месяцев, и на сегодня сложно сказать, как страна сможет к нему подготовиться. О работах по восстановлению энергообъектов, создании инфраструктуры распределенной генерации, отключениях электричества и повышении тарифов на свет в интервью "Апострофу" рассказал советник премьер-министра Украины Юрий Бойко.

Импорт не спасает

- Недавние массированные обстрелы энергетических объектов привели к ожидаемым результатам: после продолжительного перерыва в Украине возобновились отключения энергии. Насколько серьезна сегодня ситуация в украинской энергосистеме, и что нас ждет следующей зимой?

– По данным Министерства энергетики, российскими ракетами было уничтожено более 8 гигаватт генерирующих мощностей, что составляет около 40% от имеющихся в системе. Какие это имеет последствия, легко представить. Давайте предположим, что на 40% уменьшились поставки автомобильного горючего или продуктов питания. Повлияет ли это на соответствующие рынки? Легко предположить, что возникнет дефицит этих продуктов, ажиотажный спрос, рост цен. Именно так выглядит сегодня рынок электроэнергии.

Этой весной враг сосредоточился на уничтожении маневровых мощностей, которые покрывают пики потребления. В энергосистеме пока не осталось ни одной тепловой электростанции, которая была не бы повреждена или совсем разрушена.

Читайте: В Киеве установят шесть мини-ТЭЦ: где их планируют разместить

Понесла большие потери и гидроэнергетика. Две электростанции полностью не работают.

Все это приводит к значительному дефициту мощности в системе. В первую очередь, из-за нехватки производства электроэнергии тепловыми электростанциями. Традиционно ТЭС производят около 30% электроэнергии. Сейчас их доля едва достигает 5%.

- Что же сейчас осталось в энергосистеме?

– Сегодня у нас работают атомные станции. Однако следует помнить, что именно на теплое время года приходится активная ремонтная кампания по атомным энергоблокам. Гидроэлектростанции, хоть и пострадали, но все же сохранили работоспособность и продолжают производить электроэнергию.

Сегодня также очень спасают солнечные станции, которые в свое время у нас построили даже с избытком, и при нормальных условиях работы энергосистемы их приходилось ограничивать в выдаче мощности в сеть. Теперь вся эта мощность в системе потребляется и позволяет смягчить последствия вражеских обстрелов.

Сейчас длинный световой день. Благодаря этому солнечные электростанции в значительной степени покрывают утренний пик потребления электричества. Благодаря солнцу нам даже удается в некоторые дни несколько часов в сутки работать без дефицита энергии. С вечерним пиком потребления сложнее. Максимум потребления приходится на время, когда солнце уже садится (21-22 часа) и не может дать достаточно энергии. Поэтому вечером дефицит электроэнергии и, как следствие, ограничение ее потребления, более жесткие, чем утром.

Кроме того, в нынешних условиях очень важным фактором стал импорт энергии из соседних стран. Нынешние возможности позволяют получать из европейской энергосистемы до 1,7 гигаватта мощности. И это позволяет по крайней мере частично покрывать нехватку энергии. Впрочем, полностью компенсировать дефицит таким образом невозможно. Ведь потеряно генерирующих мощностей гораздо больше, чем 1,7 гигаватта.

- Поэтому, возможно, ждать прекращения отключений в ближайшее время не приходится?

– Скорее, наоборот. Сейчас, когда на улице потеплело, спрос на энергию несколько уменьшился, благодаря чему удалось сократить ограничение потребления (хотя совсем его избежать все равно не удается).

Однако, когда наступит летняя жара, нагрузка на систему снова возрастет. Опыт показывает, что можно много раз призывать население к экономному потреблению, однако люди все равно включат кондиционеры. И это вынудит энергетиков прибегать к регулярным отключениям.

Поэтому нужно готовиться к тому, что ограничения потребления надолго станут частью нашей жизни.

Однако, по моему мнению, летние отключения энергии не позволят ни гражданам, ни предприятиям, ни органам власти забыть о том, что впереди нас ждет зима, когда наличие или отсутствие электроэнергии будет иметь гораздо большее значение для жизни страны. Осознание проблем уже сегодня должно побуждать всех причастных к подготовке к зиме работать с утроенной энергией и не откладывать на осень работы по восстановлению поврежденного оборудования, строительству новых мобильных станций и котельных.

До зимы отремонтируют не все

– Впереди у энергетиков напряженная ремонтно-восстановительная кампания. Как можно восстановить генерирующие мощности до прихода зимы?

– Ремонтная кампания в этом году будет сильно отличаться от прошлогодней. Прошлым летом у нас не было столь масштабных и системных разрушений инфраструктуры. Часть тепловой генерации уцелела и работала, пока остальную часть восстанавливали. Это позволило летом обойтись без отключений энергии, а затем успешно пройти и зимний сезон.

Сегодня ситуация гораздо хуже. Впереди – огромные объемы работы. А мощностей, которые могут подстраховать систему, пока восстанавливаются разрушенные электростанции, а также происходит плановый ремонт на атомных станциях, практически не осталось. Поэтому летом не удастся обойтись без ограничений.

При этом следует понимать, что масштабы разрушений на многих объектах таковы, что при всех попытках возобновить их работу до зимы не удастся.

Тем не менее, на всех электростанциях ведутся восстановительные работы, и энергетики будут стараться вернуть в сеть максимальное количество мощностей. Конечно, полностью восстановить энергетический потенциал в этом году не удастся, но даже если в работу будут возвращены 8-10 энергоблоков, это станет заметным вкладом в поддержание энергоснабжения.

Местным общинам и коммунальным предприятиям тоже следует поспешить. У них есть 4-5 месяцев для подготовки к прохождению зимы в условиях перерывов в энергоснабжении. Необходимо позаботиться о том, чтобы даже при неблагоприятных сценариях города могли обеспечить работу самых критических систем: отопления, водоснабжения, канализации. Сейчас достаточно времени для того, чтобы осуществить необходимые работы, и важно, чтобы это время не было потеряно.

- Один из крупнейших городов Украины – Харьков – столкнулся с проблемами, с которыми могут не справиться местные власти. В городе разрушена ТЭЦ, что фактически означает, что на зиму город может остаться без отопления. У правительства есть план, как согревать Харьков зимой?

- Разработана комплексная программа, которая предусматривает разные варианты развития событий. В планах есть, конечно же, и восстановление разрушенной ТЭЦ. В то же время, планируется реализация альтернативных проектов строительства около сотни небольших объектов, которые будут обеспечивать как подачу тепла, так и производство электроэнергии. Эти объекты будут интегрированы в существующую городскую инфраструктуру и при необходимости смогут обеспечивать жизнедеятельность города. Министерство инфраструктуры ведет активный диалог с нашими иностранными партнерами и донорами о поставке большого количества необходимого для реализации этих задач оборудования. И уже сегодня существуют договоренности о предоставлении почти половины необходимого оборудования в качестве гуманитарной помощи.

Наиболее критическим ресурсом для реализации этого проекта является время. Так что, чем быстрее начнется его практическая реализация, тем лучше Харьков будет подготовлен к следующей тяжелой зиме.

- Есть ли планы увеличения пропускной способности линий между Украиной и ЕС, по которым мы получаем энергию?

- Да, в НЭК "Укрэнерго" запланирован ряд проектов по строительству новых интерконнекторов с соседними странами. Однако их реализация требует нескольких лет. Поэтому ждать их завершения к следующей зиме не стоит.

Однако даже имеющаяся инфраструктура уже позволяет за счет определенных технических мероприятий увеличить пропускную способность на 500-600 мегаватт (соответственно, до 2,2-2,3 гигаватта - "Апостроф"). Это немалая мощность, которая соответствует половине мощности большого атомного энергоблока. Переговоры по этому вопросу активно ведутся, соседние страны понимают ситуацию, в которой сейчас находится Украина, и я уверен, они согласятся подставить нам плечо и ускорят выполнение необходимых работ по подготовке своих сетей для увеличения импорта в Украину.

– Для работы энергетики нужны не только энергоблоки, но и энергоносители. Не будет ли зимой дефицита угля и газа?

- Ситуация с углем очень сложная. Однако в отличие от проблемы с дефицитом электричества с углем проблема противоположная. Сейчас Украина имеет значительные запасы угля, использовать которые в течение лета мы не сможем. Их негде сжечь из-за того, что почти все работавшие на угле ТЭС сейчас стоят.

Так что у нас возникает вопрос, что делать с излишками угля, которые пока не могут быть потреблены внутри страны. И как обеспечить работу шахт и их трудовых коллективов в условиях, когда товар не покупается и не оплачивается в достаточных объемах. Сегодня в правительстве идут активные дискуссии и поиск сбалансированного набора решений по угольному вопросу.

Что касается газа, то еще 1 апреля внутренняя добыча превысила внутреннее потребление, и началась его закачка в хранилища. Напомню, прошлую зиму мы вообще прошли, не привлекая внешний ресурс газа. Однако сегодня рано еще делать какие-то выводы по поводу успешности подготовки к зиме, достаточности газа в хранилищах и так далее. Особенно в условиях, когда противник начал обстреливать и газовую инфраструктуру.

– Восстановление имеющихся электростанций имеет тот недостаток, что они могут снова быть повреждены российскими ракетами. Как способ снизить опасность и повысить устойчивость системы правительство задекларировало намерение строительства распределенной генерации - большого количества энергетических установок малой мощности. Какие у нас успехи в этом направлении?

– Такие работы активно проводятся. В Украине уже реализовано несколько интересных проектов строительства небольших энергетических установок. Однако пока это еще не то количество, которое способно существенно повлиять на энергетическую безопасность в масштабах страны.

– Сколько же нам нужно таких установок?

– Давайте посчитаем. Один энергоблок на большой тепловой станции имеет мощность 200-300 мегаватт. Предположим, что средняя мощность установки составляет 5 мегаватт. Это значит, что для компенсации мощности только одного утраченного блока ТЭС нам нужно построить 40-60 объектов распределенной генерации. А для того, чтобы компенсировать все 8 гигаватт потерянных мощностей, таких объектов понадобится 1600.

Так что, с одной стороны, курс на создание распределенной генерации абсолютно правильный при нынешних условиях. Это нужно делать в любом случае – жизнь все равно заставит нас коренным образом перестроить архитектуру украинской энергетики. Но, с другой стороны, и это тоже нужно понимать, невозможно реализовать такое количество проектов в этом году. И следующей зимой малая генерация, хотя и окажет помощь, однако значительно повлиять на ситуацию с обеспечением потребителей энергией не сможет.

Поэтому для того, чтобы энергосистема, и вообще государство, устояли следующей зимой, нам нужно двигаться одновременно в нескольких направлениях. Нужно активно строить распределенную генерацию, но вместе с тем делать все возможное, чтобы возобновить работу разрушенных электростанций и обеспечить их защиту с помощью современных систем ПВО.

Лучше всего, если ведущую роль в строительстве малой генерации возьмут на себя местные общины и частные инвесторы. Практически невозможно себе представить, чтобы государство смогло обеспечить создание такого большого количества объектов финансово и организационно. При этом частные инвесторы при содействии местных органов власти могли бы такие проекты реализовывать в значительно больших объемах.

Для того чтобы облегчить и ускорить строительство, правительство после консультаций с предпринимателями, которые уже реализовывали подобные проекты, подготовило и приняло ряд изменений в нормативных документах, которые снимают лишние регуляторные барьеры. Регулятором упрощены процедуры подключения готовых объектов к газовой и электрической сетям. Кроме того, с 1 июня регулятор пересмотрел предельные уровни цен на электроэнергию на спотовых рынках, что, по расчетам, должно обеспечить не только заведение импорта на внутренний рынок экономически неубыточным способом, но и позволит сделать производство электроэнергии объектами малой генерации также экономически выгодным.

Ведь главным условием столь масштабного строительства является привлечение инвестиций. Частные средства будут вкладываться в генерацию только в том случае, если такие установки будут получать средства, которые позволят покрывать операционные расходы, затраты на строительство и приносить прибыль. То есть цена должна быть не убыточной, а за произведенный товар должно быть своевременно заплачено. Только так. В нынешних условиях, когда в отрасли уже накоплены и продолжают нарастать многомиллиардные долги, частные инвесторы вряд ли согласятся работать.

Политика против экономики

– Еще одной экономической проблемой в отрасли является заниженный тариф для бытовых потребителей. Руководство отрасли неоднократно заявляло о том, что его повышения уже не избежать. Это позволит улучшить ситуацию с обеспечением энергией?

– Будущее вероятное повышение тарифа для населения в краткосрочной перспективе никак не повлияет на наличие ограничений. Ведь энергии от этого не прибавится. Увеличение платы только создаст предпосылки для начала обновления генерирующих мощностей. Но для проведения необходимых работ все равно понадобится значительное время. И это при условии, что удастся защитить станции от новых ударов.

– Так может и нет смысла повышать тариф?

- Поддержание низких тарифов для бытовых потребителей происходит благодаря "Энергоатому" и "Укргидроэнерго", которые покрывают разницу между тарифом для населения и рыночной ценой за счет собственных средств.

Однако в нынешнем году обе компании находятся в затруднительном финансовом положении. Поэтому у них уже нет достаточных финансовых ресурсов на поддержание тарифов на нынешнем уровне. Если оставить все, как есть, это приведет к неполному выполнению упомянутыми компаниями своих финансовых обязательств перед поставщиками электроэнергии для населения, то есть возникнет новый долг. Из-за нехватки средств у поставщиков те, в свою очередь, не заплатят местным облэнерго за распределение, НЭК "Укрэнерго" - за передачу и производителям - за электроэнергию. Таким образом, это приведет к вымыванию оборотных средств с рынка и наращиванию новых долгов по цепочке (оценочно до 40 миллиардов гривен).

– Каким может быть будущий тариф?

– Давайте для начала попытаемся посчитать цену, которую уже сегодня платят небытовые потребители, и которая является объективным ориентиром. Итак, рыночная стоимость энергии от производителей сегодня составляет около 4 гривен за киловатт-час (а с 1 июня она ожидаемо вырастет). Тариф на передачу по сетям НЭК "Укрэнерго" составляет 63 копейки. Тариф на распределение облэнерго отличается в разных областях в зависимости от строения сетей, структуры и объемов потребления, но его среднее значение по Украине – около 1,8 гривны. Поставка в среднем стоит 15 копеек. Если сложить все эти составные цены, выходит, что себестоимость энергии с ее доставкой составляет около 6,6 гривны за киловатт-час без НДС или около 8 гривен за киловатт-час с НДС.

Такая величина – это существенная финансовая нагрузка для граждан. Поэтому новый тариф должен стать определенным компромиссом между экономикой и политикой: между реальной стоимостью энергии, финансовыми возможностями двух государственных компаний, которые дотируют тарифы, и возможностью населения платить за энергию.

Каким будет окончательное решение, сейчас сказать сложно. Сегодня идет непростая дискуссия. Однако она должна в ближайшие дни закончиться решением, которое призвано сохранить работоспособность энергосистемы.

Читайте: В Днепропетровской области на одной из электроподстанций обнаружили взрывчатку

Читайте также

Мини-электростанции во все города: как Украине обезопасить энерго­инфраструктуру от вражеских обстрелов

Малая распределенная генерация в Украине предстоящей зимой станет важным фактором обеспечения энергобезопасности

"Это просто абсурд". Как Украина помогает финансировать бюджет войны против себя

Украина, продолжая транзит российских нефти и газа в Венгрию и Словакию, по сути, финансирует войну против самой себя

Новини партнерів