21 августа в главном зале Центрального железнодорожного вокзала Киева состоялось открытие новой монументальной работы Леси Хоменко – движение эскалатора и людей на нем.

Сообщает "Украинская правда".

Читайте также: $100 тысяч инвестиций: Николай Каблука покажет световую скульптуру на Burning Man.

Леся Хоменко на фоне холста Фото: пресс-офис "Укрзализныци"

Украинская художница Леся Хоменко - автор инсталляций, перформансов, видеоарт-работ, соучредитель группы Р.Е.П. (Революционное экспериментальное пространство) и кураторского объединения Худрада. Она трижды попадала в шорт-лист PinchukArtPrize (2009, 2011, 2013) и была номинанткой Премии Казимира Малевича (2012, 2016).

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Холст художница создала по случаю открытия персональной выставки "Мнимое расстояние" в PinchukArtCentre уже 28 августа 2025 года.

"Персональная выставка Леси Хоменко показывает трансформацию общества через изменение визуального образа. Художница, осмысливая самую художественную форму, схватывает исторические и политические изменения", - анонсируют PinchukArtCentre.

Афиша выставки Леси Хоменко "Мнимое расстояние" в PinchukArtCentreФото: Facebook/PinchukArtCentre

С середины июля этого года Леся Хоменко работала на втором этаже Центрального железнодорожного вокзала в Киеве — в "Красном зале", впервые ставшем студией-мастерской. Здесь она создала наибольшее свое живописное полотно — размером 21x12 метров

Холст как живой эскалатор

На картине Леси Хоменко отражен поток людей на эскалаторе Киевского вокзала - представители разных профессий современного общества, гражданских, детей, волонтеров. Для удобства воспроизведения образов даже производилась реальная фотосъемка.

"Это и реальное событие, и метафорическое одновременно, этот эскалатор — он о движении и историческом моменте, который невозможно уловить, потому что это в движении, но одновременно это о трансформации каждого отдельного человека, меняющего свои социальные роли, профессию во время войны. Здесь есть железнодорожники, гражданские, дети, военная фотографка, бариста, главный реани художница с рулоном Это также напоминание о перемещении наших культурных ценностей, их эвакуация — это, по-моему, такой узнаваемый визуальный знак еще со времен Второй мировой войны, когда работы прятали от нацистов. Сейчас мы в подобной ситуации, когда наши произведения прячут в фонды или постоянно перемещают", - комментирует Хоменко для Суспільне.

Временная мастерская Леси Хоменко в Центральном вокзале Киева Фото: Общественное Культура/Яна Качковская

Сложность заключалась в том, чтобы воплотить это движение в огромном масштабе – пришлось снимать хепенинг с живыми участниками, фиксировать их в нужных позах и даже «ломать» реальность, разворачивая людей против направления эскалатора. Из-за масштабности произведения Хоменко почти каждый день проходила около 6 километров — только в пределах своей мастерской.

Эскизы для работы Леси Хоменко "Рух" во временной мастерской на Центральном вокзале Фото: Общественное Культура/Яна Качковская

Для дополнительного удобства среди полотна стояла шестиметровая возведенная своими усилиями конструкция, на которой закреплено GoPro, транслировавшее изображение сразу на планшет в руках у художницы. Все это необходимо, чтобы понимать, как работа будет выглядеть в итоге, поскольку, стоя на самом холсте, увидеть это невозможно.

Такие решения все равно не давали полной картинки и Леся рассказывает, как попросила помощи у друзей, принесших ей дрон. Они взлетели вплоть до самого потолка Красного зала, однако даже это не дало полную точку обзора работы, хотя стало помощным для автора.

Леся Хоменко во временной мастерской в "Красном зале" Фото: Facebook/Укрзализныця

На холсте мы не можем увидеть четкие очертания людей, ведь в публичном месте, где ежедневно проходят тысячи незнакомцев, фигуративность оказалась слишком прямолинейной, поэтому они изображены в абстрактной форме.

"Если мы в упор будем смотреть на картину, мы ничего не сможем разглядеть на таком расстоянии. Надо отойти, чтобы что-то увидеть" , - говорит художница.

"Для выставки в PinchukArtCentre Леся Хоменко создаст в мастерской на железной дороге еще одну новую работу - 30-метровое живописное полотно в форме траншеи. Полотно будет представлено в артцентре как иммерсивная инсталляция", - отметили на странице Укрзализныци.

Интересные новости для вас: