Справедливый и безопасный мир для всех - такая конечная цель работы человечества над Целями устойчивого развития ООН. Женщины, для которых тысячелетиями мир не был ни справедливым, ни безопасным, сегодня отстаивают свое законное право на равную с мужчинами роль в управлении всеми сферами общественной жизни. В области бизнеса за последние годы видимость женщин существенно возросла. Уже давно нередко можно услышать о руководительницах бизнеса или основательницах стартапов. Однако, гендерное равенство в бизнесе - это не только количественный баланс женщин и мужчин в компании, но и одинаковая сила голоса женщин и мужчин в принятии решений, считает менеджерка по коммуникациям Глобального договора ООН в Україні Марина Снижинская.
С этой перспективы мир женщин до сих пор, в 2021 году, не является справедливым, что подтверждают цифры последнего доклада Международной организации труда, использованные в этом материале. Но бизнес имеет большие ресурсы, чтобы ускорить утверждение гендерного равенства в мире.
Есть ли сегодня гендерное равенство
До сих пор ни одна страна мира не достигла равенства между мужчинами и женщинами. Для преодоления гендерного неравенства в Европе в нынешних условиях развития необходимо 60 лет, при этом, чтобы уравнять женщин и мужчин в правах во всем мире, необходимо куда больше времени - 257 лет.
Несмотря на ощутимый прогресс с равноправием, древнее как мир патриархальное разделение сфер деятельности на мужские и женские не исчезает, а только трансформируется и сейчас распространяется на бизнес. В одних сферах управления бизнесом представительство женщин является большим, а в других - совсем незначительным. Примерно 50% женщин руководят отделами HR или возглавляют финансы и администрирование, тогда как менее 20% топ-менеджерок руководят научно-исследовательскими работами и оценивают финансовые результаты компании. В итоге женщины занимаются системой поддержки решений (support management), тогда как, собственно, решениями - стратегическим управлением (strategic management) - занимаются мужчины. Это означает, что до сих пор на мужчин возложены глобальные решения "что?", а на женщин - "как?".
Женщины количественно превосходят мужчин в сфере малого бизнеса, потому что открыть свое небольшое предприятие женщинам куда легче, чем бороться за возможность возглавить уже созданное. Однако крупный бизнес - в мужских руках. Что такое большой бизнес? Это сотни и тысячи рабочих мест, половину из которых могут получить женщины. Это десятки подразделений, управлять которыми могут женщины. Это возможность воплощать реальные изменения в жизни реальных людей. Работа в большом бизнесе дает возможность женщинам приобретать новые знания и умения, дает сфокусированный взгляд на перспективы будущего и открывает возможности продвижения по карьерной лестнице. Но если в большой компании нет женщин в топ-менеджменте, перспектива карьерного роста для женщин на низших должностях является совсем призрачной.
Как представлены женщины в бизнесе в Украине
В The global gender gapindex 2020, в котором представлены 152 страны, Украина занимает 59 место - после Мозамбика, Чили и Гондураса. За последнее десятилетие украинки стремительно взялись за предпринимательскую деятельность. Большинство ФЛП за последние десять лет в Украине открыли именно женщины. Однако когда речь идет о компаниях, то большинство из них за аналогичное время основали мужчины. Гендерные стереотипы, уход за детьми и выполнение домашних обязанностей (так называемая "вторая смена" женщин), неуверенность в себе, отсутствие ролевых моделей (примеров успешных женщин в бизнесе), а также недостаток общественной поддержки амбициозных женщин, приводят к тому, что доходы женщин сильно уступают доходам мужчин. Об этом свидетельствует тот факт, что среди топ-330 самых прибыльных компаний Украины лишь 3% бенефициаров составляют единолично женщины. Глобальная статистика показывает, что в мире гендерный разрыв в оплате труда составляет 22%. В Украине ситуация не намного лучше и разница в заработной плате мужчин и женщин составляет 20,4%.
Зачем бизнесу привлекать женщин на руководящие должности
Если бы в мире было задействовано в работе 80% трудоспособных женщин, как, например, в Швеции, то мировой ВВП вырос бы на 6 трлн долларов. К сожалению, женская безработица - обычное явление, и даже в Украине работают только 67% женщин, а это на 11% меньше, чем мужчин.
Гендерное многообразие важно для бизнеса, так как креативность и гибкость компании достигается многогранностью опыта ее сотрудников, особенно тех, кто входит в правление, то есть тех, от кого зависят стратегические решения. Женщины и мужчины имеют разный опыт, чрезвычайно ценного для бизнеса. 57% опрошенных по всему миру на примере собственного бизнеса смогли показать, что гендерное разнообразие улучшает экономические показатели бизнеса. Это улучшение проявляется в увеличении прибылей компаний, лучшей способности измерять интерес и спрос потребителей, креативности. Когда в правлении бизнеса есть значительная доля женщин, этот бизнес с большей вероятностью будет создавать благотворительные проекты, которые будут приносить пользу обществу, а также положительно влиять на репутацию бизнеса.
30% - это та минимальная доля женщин в правлении компании, при которой присутствие женщин в сфере принятия решений становится видимой, а результаты их работы - ощутимыми. Но для того, чтобы женский голос в бизнесе прозвучал четко, необходима гендерная сбалансированность, которая предусматривает долю представления женщин в сообществе в размере от 40% до 60%. В гендерно-разнообразных компаниях на 20% лучше происходит поиск талантливых работников и их содержание, гендерно-разнообразные команды показывают на 47% лучшее взаимодействие, чем те, где полностью доминируют мужчины (или реже - женщины). Им на 70% легче осваивать новые рынки. Положительная новость в том, что гендерно-инклюзивных компаний, где женщины наравне с мужчинами комфортно чувствуют себя в рабочем пространстве, в мире около 40%, и чем дальше, тем больше становится их количество. Ведь достижения равного представления мужчин и женщин - не такая уж и сложная задача для компании, а польза, которую бизнес получает от взаимообмена опытом разных людей внутри себя, трудно переоценить.
Как компаниям достичь гендерного баланса
Для компаний, которые готовы развиваться, способствуя женскому лидерству и достижению гендерного баланса на всех уровнях, Глобальный договор ООН разработал программу TargetGender Equality. Ее цель - прогресс в достижении Цели устойчивого развития 5.5 - обеспечении всестороннего и реального участия женщин и равные возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни. В разработке Target Gender Equality приняли участие локальные сети Глобального договора ООН с почти 70 стран мира. В этом году Украина впервые присоединилась к программе Target Gender Equality. Так, 13 украинских компаний обязались имплементировать в свою деятельность WEPs - семь принципов расширения прав и возможностей женщин на рабочем месте, рынке и в обществе. Они касаются оплаты труда, одинаковой ценности, учета гендерного аспекта в цепочках поставок и нулевую толерантность к сексуальным домогательствам на рабочем месте. Кроме того компании, участвующие в программе Target Gender Equality, получают доступ к Gender Gap Analysis Tool - инструмента для определения текущей ситуации с гендерным равенством в компании и его усиления в дальнейшем. Определение своих KPI, обмен опытом с другими компаниями, международная поддержка и экспертиза - все это поможет каждой компании-участнице Target Gender Equality показать высокий результат в утверждении гендерного равенства на всех уровнях.
***
Компании должны работать над уравновешиванием гендерной асимметрии в различных сферах жизни компании, на всех уровнях, чтобы создать модель управления, где стратегические решения будут принимать в равной степени и мужчины, и женщины. Потому равенство между женщинами и мужчинами - это залог успешного и устойчивого бизнеса. Поэтому, поддерживая и развивая женское лидерство, компании заботятся не только о женщинах, но и о своих доходах и репутации. Сейчас бизнес имеет все возможности и инструменты для расширения прав женщин. А наличие возможностей возлагает большую ответственность на каждую компанию за ее действия или бездействие в улучшении глобальной ситуации с гендерным равенством в мире.