RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бизнес
Мнение

​АТО как шанс для новых аэропортов

За полгода противостояния на востоке Украины главный аэропорт этого региона фактически стерт с лица земли. Это дает шанс новым аэропортам.

Губернатор Луганской области, генерал Геннадий Москаль на днях заявил, что намерен возродить полеты из аэропорта Северодонецка, подконтрольного законным властям Украины. И хотя из этого аэропорта крайний регулярный рейс вылетал лет 12 назад, это безусловно правильно.

Конечно, сейчас у жителей Донбасса есть масса проблем, которые важнее, чем быстрый и удобный способ добраться до столицы. Это – разрушенное жилье и объекты инфраструктуры, остановленное производство, отсутствие доходов у населения, закрытие банковских отделений и магазинов. А еще существует проблема незащищенности проукраински настроенного населения и не только на территории так называемой «Новороссии». То есть, существует очень много первоочередных проблем. Но все же регулярная авиасвязь столицы с этим регионом – очень важный фактор. В том числе с политической точки зрения – для удержания контроля.

Последнюю пятилетку направление «Киев-Донецк» было самым востребованным в республике. В прошлом году им воспользовалось около 280 тыс. пассажиров! Еще свыше 800 тыс. совершило из Донецка полеты за границу. Остальные аэропорты региона переживали десятилетие не лучших времен. Так, аэропорт Луганска не дотягивал и до 50 тыс. пассажиров всего за год, но половина из них были на Киев (авиаторы шутили про этот рейс – «депутатская маршрутка», так как депутаты Верховной рады и их свита были «базовыми» клиентами). А про Мариупольский аэропорт ходила байка, что Владимир Бойко в то время не очень ладивший с донецкой элитой, специально арендовал и возродил его, чтобы не встречаться в областном центре с «неприятными рожами». Как бы то не было, Мариуполю (с годовым потоком в 8 тыс. пассажиров) повезло, чего не скажешь про другие аэропорты региона (Краматорск, Северодонецк), которые фактически были закрыты.

Сейчас на территории Донецкого аэропорта фактически уже целый месяц идет бой. Когда пушки затихнут, он будет еще долгое время непригоден для эксплуатации. Как и полностью разрушенный аэропорт Луганска. Есть мнение, что построить новые с новыми взлетно-посадочными полосами будет дешевле, чем восстанавливать эти.

Долгие годы жители Донбасса жили своей оторванной от центральной власти жизнью. Ярко иллюстрируя старую поговорку «До Бога высоко, до царя далеко». Добраться до столицы можно было поездом за 10-14 часов или машиной – 700-800 километров далеко не автобана. Даже донецкая элита в последнее время, когда нужно было ехать за границу, предпочитала летать по возможности мимо Киева (через Москву, Стамбул или Вену). И так же рекомендовала гостям. Помню, несколько лет назад, согласовывая визит делегации инвесторов в один из центров региона, спросил крупного местного чиновника: «Как к вам лучше всего добираться?» – «Самолетом, через Москву,– отвечает,– каждый день рейс».

Но так не должно быть. Транспортная оторванность стимулирует региональный сепаратизм элиты. Конечно, не так как перекосы налоговой или прочих политик. Тем более сейчас, когда поездка на автомобиле превращается в весьма малоприятное приключение с массой опасностей,– от простых аварий и блокпостов до встреч с грабителями и разведгруппами сепаратистов. Да и в поезде радости мало.

Тут просто необходим дешевый (хотя бы не выше 50 евро в один конец) ежедневный рейс на Киев. И запустить его необходимо с обоих контролируемых центральными властями аэропортов – Мариуполя и Северодонецка. А в перспективе – еще и из Краматорска. Конечно, в последних двух инфраструктура в упадке, и летать особо некуда. Но, если принять политическое решение и дать указание помочь всем, чем можно (в том числе, передав нужное оборудование из других государственных аэропортов, где оно не используется, так как лишнее) – полеты можно начать уже через месяц. А из Мариуполя можно летать уже сегодня: аэропорт цел и красив, даже находится на относительно безопасной западной окраине города. Но все же стоит как-то договориться с противоборствующей стороной, чтобы самолет «случайно» не сбил какой-то «бешеный ПЗРК».

В сложившихся обстоятельствах вполне целесообразно объявить государственный заказ на такие полеты, но не так чтобы оприходовать бюджет – денег напрямую вообще давать не стоит, иначе конкурс «рискуют выиграть» непонятные игроки, которые будут возить пустые кресла и «испарятся», когда закончится финансирование.

Вполне возможно (на таких важных для Украины направлениях) освободить авиакомпанию от всех налогов в аэропортах, а так же за услуги аэронавигации, можно пойти дальше, и освободить топливо (для таких рейсов) от НДС и части акцизов. И идеальным вариантом была бы не игра в либеральный рынок, а пуск дублирующих рейсов других авиакомпаний, даже из других Киевских аэропортов, которые просто подорвут экономику главного перевозчика и быстро «скрутят удочки», уйдя с направления, а региональные аэропорты снова «останутся с носом». А им нужно дать шанс возродиться.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет