Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) наконец-то подготовила окончательную версию законопроекта, которая дает право мажоритарным акционерам принудительно выкупать у миноритариев их акции. Такая норма точно будет принята, так как она необходима в рамках имплементации евродиректив в украинское законодательство. С другой стороны, законопроект позволит и миноритариям требовать у мажоритариев выкупать у них акции.
После вступления в силу этого закона акционеры, сконцентрировавшие 95% и больше акций компании, будут иметь право в течение трех месяцев потребовать у миноритариев продать их акции, а миноритарии будут обязаны им их продать.
В Украине уже несколько лет говорят о необходимости введения нормы о принудительном выкупе. Дело в том, что наша страна обязалась начать имплементировать директивы Евросоюза относительно корпоративного управления и защиты прав акционеров еще с 1 ноября 2014 года. Процедура принудительного выкупа или так называемого squeeze-out (вытеснение) прописана в директиве № 2004/25/ЕС о механизме принудительного выкупа акций.
В 2010 году внедрение squeeze-out в Украине отклонили, потому что процесс принудительной продажи не отвечает Конституции – право собственности еще никто не отменял. Полемика относительно конституционности принудительного выкупа поднималась и в Европейском союзе. В итоге Европейские суды приняли концепцию, что право собственности не является нарушенным, если акционер получает справедливое вознаграждение.
Акционное предложение
Актуальность этого вопроса для Украины высока. Сегодня достаточно много компаний, где в руках одного или группы собственников сконцентрирован большой пакет акций. В основном это те компании, которые стали акционерными обществами в процессе приватизации госпредприятий в 1990-е годы. Например, у компании Рината Ахметова «Метинвест» сконцентрировано более 96% акций металлургического комбината «Азовсталь». Почти такой же пакет акций Алчевского металлургического комбината сконцентрировала у себя и группа компаний Сергея Таруты «Индустриальный союз Донбасса».
Также в Украине есть много акционерных обществ, где собственник владеет больше, чем 90% акций и ему не сложно будет докупить бумаги до необходимых 95% на бирже. Например, Ринат Ахметов через компанию «ЕСУ» сегодня владеет почти 93% акций компании «Укртелеком». Еще два процента он может без труда скупить на рынке. Таким образом, украинские олигархи смогут наконец-то вытеснить с компаний ненужных им миноритариев.
Мажоритарии всегда поддерживали идею принудительного выкупа, так как он уменьшает риск рейдерских атак. В Украине даже акционер с одной акцией может парализовать работу предприятия.
Сегодня в Украине около 8,5 тыс. акционерных обществ и 8 млн акционеров. «Счетов (акционеров.– «Апостроф») в учетной системе около 5,5 млн. Остальные – это те, кто еще не перевел свои бумаги из документарной формы в бездокументарную, а также счета у хранителей, которые не трансформировались в депозитарные учреждения»,– объясняет председатель Национального депозитария Украины Геннадий Журов.
«История вопроса в Украине показала, что для здорового корпоративного управления наличие сотен и тысяч неэффективных миноритариев намного вреднее, чем риск споров касательно права собственности на такие акции. Многие из сегодняшних миноритарных акционеров не выполняют элементарные требования законодательства, например, завершение процедуры дематериализации. Данный закон позволит оздоровить многие компании»,– считает партнер юридической компании «Экво» Анна Бабич.
Ценный груз
Загвоздка в том, что в Европе, где развит рынок капитала, вопрос справедливого вознаграждения за акции публичной компании решается легко. Там справедливой ценой легко можно назвать цену, которая сформировалась на бирже. В Украине же на фондовой бирже можно «нарисовать» любую цену. Говорить о том, что оценщик может дать справедливую оценку, в Украине тоже не приходится. Поэтому вопрос справедливости оценки становится особенно острым.
«Идеального механизма определения цены не существует в украинских реалиях,– признает партнер компании Investor Relations Agency Оксана Параскева, принимавшая участие в разработке этого законопроекта.– Посмотрим, как заложенный в этом законопроекте механизм будет работать».
В законопроекте говорится о том, что цена обязательной продажи акций определяется как самая большая из двух вариантов. Первый – это средняя стоимость, по которой акции торговались на бирже в течение последних трех месяцев. Второй – самая высокая цена, по которой мажоритарии покупали акции на протяжении последних 12 месяцев. В общем, юристы оценивают работу чиновников, авторов законопроекта, как попытку, насколько это возможно в украинских реалиях, не обделить миноритария. «Данный проект является наиболее сбалансированным в определении рыночной стоимости акций для целей такого выкупа»,– считает Анна Бабич.
Согласно законопроекту, те собственники, которые выкупят 100% акций публичного акционерного общества, обязаны на протяжении трех месяцев изменить его тип на частное акционерное. Кроме того, если законопроект вступит в силу, то из законодательства исчезнет норма о том, что акционерные общества, где есть более 100 акционеров обязательно должны быть публичными. «Это избавит компании, которые не являются публичными по факту, от лишних обременительных процедур, связанных со статусом публичной компании»,– говорит Анна Бабич.
Выход есть
В этом законопроекте впервые появляется норма о том, что миноритарий может требовать у мажоритария выкупить его акции по справедливой цене, это так называемый механизм sell-out.
Если акционер (или группа акционеров, действующие в совместных интересах) концентрирует контрольный пакет акций, то он обязан предложить всем остальным акционерам выкупить у них акции по справедливой цене. Аналогичное предложение должны сделать мажоритарии тогда, когда они сконцентрируют пакет в 75% и более акций публичного акционерного общества. Таким способом миноритарии могут уйти из компании, в которой они ничего не решают. «Процедура sell-out неразрывно связана с процедурой squeeze-out – это баланс интересов мажоритариев и миноритариев»,– говорит Оксана Параскева. Обе процедуры применяются без согласия акционера, поэтому внедрять оба механизма необходимо одновременно.
В законопроекте предусмотрено и наказание за отказ продавать или выкупать акции. НКЦБФР может лишить права акционеров, например, голосовать на собрании акционеров, если они не захотят выполнять новые нормы.