RU  UA

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.55
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.55

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Ситуация патовая, когда один работающий кормит десятерых пенсионеров, — Думчев

Как можно изменить пенсионную реформу

Как можно изменить пенсионную реформу Лидер общественной организации "Рух за реформы" Сергей Думчев Фото: zareformy.org.ua

В последних числах декабря 2014 года министр соцполитики Павел Розенко объявил, что количество пенсионеров в Украине превысило количество официально работающих и отчисляющих налоги в Пенсионный фонд. Соотношение первых и вторых составляло 13,5 млн человек к 13 млн. Иными словами, "лишние" полмиллиона пенсионеров легли дополнительной финансовой тяжестью на плечи молодых. Более свежей статистики, к сожалению, нет, но понятно, что дела в пенсионной сфере будут лишь ухудшаться, ведь демографическая ситуация в Украине оставляет желать лучшего. В связи с этим правительство задумалось о радикальных мерах отказе от уже не оправдывающей себя солидарной пенсионной системы и о переходе к системе накопительной. О том, что из этого может выйти, беседа с лидером "Руха за реформы" Сергеем Думчевым.

— В течение непродолжительного периода времени — с 1991-го по 1993-й год — рождаемость в Украине превышала смертность. В 1993 году численность населения достигла рекордных 52,2 млн человек. А потом плавно пошла на спад. По состоянию на 1 января 2015-го в Украине проживали 42,9 млн граждан, а через полгода, т. е. к 1 июля 2015-го, нас осталось уже 42,8 млн. По вашему мнению, дисбаланс между старшим и младшим поколениями и является главной причиной банкротства Пенсионного фонда?

— И да, и нет. Конечно, демографический фактор особенно важен. Население стареет, официально работающих становится все меньше, отсюда и недостаток средств на выплату пенсий. Но это не единственное объяснение "дыр" в Пенсионном фонде. Давайте не забывать о теневых зарплата: они, согласно экспертным оценкам, составляют 200 млрд грн в год. А это означает, что как минимум 60 млрд Пенсионный фонд не досчитывается. Следующий момент. Средства Пенсионного фонда безбожно расходуются на различные не свойственные Фонду статьи: доплаты и надбавки к пенсиям, которые являются формами социальной поддержки.

— Что вы имеете в виду?

— Да хотя бы искусственное дотягивание размеров пенсий до уровня прожиточного минимума. Знаете, сколько на это ежегодно расходуется средств? Более 33,2 млрд грн. Следующая проблема — льготы и привилегии в пенсионном обеспечении, в частности, досрочный выход на пенсию, сокращение трудового стажа, "специальные" пенсии и тому подобное. Такими льготами пользуется каждый четвертый пенсионер. На это уходит еще 48,7 млрд грн. Из Пенсионного фонда "высасываются" деньги на содержание, например, "спецпенсионеров", а затем, чтобы покрыть расходы Фонда, включается другой "пылесос" – он уже тянет средства из госбюджета. В прошлом году, кстати говоря, дотации на выплаты пенсий составили 64,6 млрд грн, а в этом году запланированы уже 80 миллиардов.

— Можно было бы сэкономить на VIP-пенсиях, не так ли?

— Это само собой. Собственно, с 1 июня начисление таких пенсий уже прекращено. Но, видите ли, можно делать косметический ремонт здания, которое разваливается, а можно сломать его и на этом месте выстроить нечто абсолютно новое. Пока что все мероприятия, предлагаемые правительством, являются этим самым косметическим ремонтом. И даже не ремонтом, а его имитацией. Что конкретно придумали чиновники? Во-первых, протолкнули закон,ограничивающий размер пенсий работающим пенсионерам…

— Но ведь не всем и временно…

— Да, это верно. Инвалидов и участников боевых действий наши чиновники "пожалели". А ограничение пенсий обещали снять уже в новом, 2016-м, году. Но, как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное, вспомните хотя бы "военный налог", благополучно перекочевавший из прошлого года в нынешний.

Однако вернемся к правительственным идеям. Главная задумка начала реализоваться еще при Януковиче — с 2011 года постепенно увеличивают пенсионный возраст. Эта мера, однако, практически не отразилась на состоянии бюджета Пенсионного фонда. Подсчитано, что для достижения хоть какого-то финансового эффекта пенсионный возраст нужно поднять до 300 лет, и это не метафора. Можно было бы подойти к проблеме к другой стороны и заняться детенизацией зарплат, но так как это мероприятие слишком трудоемкое, был найден более "простой" путь — работающим пенсионерам начали урезать пенсии, а госслужащим их и вовсе упразднили.

— А эффект от этих мер, конечно же, копеечный?

— Не то, чтоб совсем копеечный, но — скажем так — ничтожно малый. Приблизительно 4 млрд в год, и это при том, что дефицит Пенсионного фонда измеряется десятками миллиардов. Единственное полезное дело, затеянное Минсоцполитики, заключается в разработке законопроекта, согласно которому начисление пенсий будет начисляться по единому принципу, без "випов" и тому подобных "специальных" категорий. Хотя такой шаг — лишь прообраз того, что должно быть сделано на самом деле.

— И что же это?

— Отказ от солидарной пенсионной системы и переход к накопительной. Суть обеих систем, я думаю, ясна. Солидарную мы унаследовали от СССР. Тогда весь пролетариат дружно "сбрасывался" на Пенсионный фонд, а Фонд содержал пенсионеров. Но соотношение возрастных категорий было принципиально иным, поэтому не возникало проблем с тем, чтобы пятеро рабочих содержали одного пенсионера. Сейчас все выходит с точностью до наоборот.

А ведь ситуация становится патовой, когда один работающий кормит десятерых пенсионеров — здесь, я, конечно, утрирую, хотя когда-нибудь мы можем прийти и к такому положению вещей. Совсем другое дело накопительная система: здесь, примитивно говоря, каждый играет сам за себя, отчисляет процент зарплаты на будущую старость, а по выходе на пенсию живет на то, что заработал и отложил в молодости. Кстати говоря, это прекрасный стимул для того, чтобы покончить с зарплатами в "конверте".

Лидер общественной организации "Рух за реформы" Сергей Думчев Фото: zareformy.org.ua

— Собственно говоря, в Кабмине уже работают над новым законопроектом (его номер 2767), который и предполагает введение накопительной системы. Предполагается, что ее будут запускать в несколько этапов. С 1 января 2016-го накопительный фонд заработает для тех категорий граждан, кому меньше 35 лет и кто занят на вредном производстве. Впоследствии "подтянутся" и другие будущие пенсионеры…

— Это хорошая инициатива, но есть одно "но". Учел ли Кабмин, что при таких раскладах уже с 1 января 2016-го из Пенсионного фонда в накопительный перекочуют примерно 3,2 миллиона граждан? Они выйдут из солидарной системы и перестанут платить взносы. Следовательно, для того, чтобы Пенсионному фонду хоть как-то существовать, ему понадобятся новые "инъекции" из госбюджета. И это в дополнение к уже существующим.

Вы поймите, что первые пенсии из накопительных взносов украинцы начнут получать только через 25 лет. А переходный период, когда уменьшаться доходы Пенсионного фонда и соответственно увеличатся расходы из бюджета, составляет примерно вдвое дольше. Потому что начнется этот период, когда первое работающее лицо внесет часть взносов не в солидарный фонд, а в накопительный. А закончится он тогда, когда умрет последний человек, который получает пенсию только из солидарной системы. Как ни крути, а меньше 50 лет здесь не получается. Полвека государство будет вынуждено компенсировать расходы переходного периода Пенсионному фонду Украины. Это нужно очень четко осознавать, а вот понимает ли это Яценюк и министерство соцполитики — я далеко не уверен.

Да, но ведь нужно же с чего-то начинать?

— Нужно. Безусловно, нужно. У нас из 13,5 млн пенсионеров 10,81 млн получают пенсию в размере около 1 тыс. 428 грн. Я даже не стану задавать вопрос, хватит ли этих пенсий на жизнь, если ожидаемая инфляция в этом году будет не ниже 30%? Прибавьте сюда многократно выросшие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, экономический кризис и, как следствие рост безработицы, актуальной даже для молодых, не говоря уже о тех, кому за 55. Их шансы найти работу равны нулю, а значит, жить они будут только на свою пенсионную тысячу, а это уже не жизнь и даже не борьба за существование. Когда каждый четвертый житель страны — нищий, обреченный голодать в самом прямом смысле этого слова, у такой страны нет будущего.

Однако, несмотря на все это, начинать подобную реформу нужно отнюдь не тогда, когда экономика даже не стагнирует, а находится на спаде, когда кризису конца-края не видно и когда инфляция пускается в галоп. Нужно предусмотреть все финансовые риски, прежде чем браться за подобную революцию. Подумайте и о том, что будут чувствовать люди, видящие, как обесцениваются и тают их сбережения в накопительном фонде, если национальная валюта будет и дальше девальвировать? Очень многих это обстоятельство отвратит от накопительной системы как таковой. Сама ее идея будет скомпрометирована.

На фоне всех этих проблем сущим пустяком кажется то, что наш Пенсионный фонд не готов к администрированию накопительной пенсионной системы технически. Начну с самого простого: в местных управлениях Фонда есть проблемы с компьютерной техникой и программным обеспечением. Я пониманию, что в это трудно поверить, но это так и есть. Кроме того, в Украине до сих пор нет единого электронного реестра пенсионеров. Если правительство озаботится привлечением донорской помощи, технические проблемы можно решить. Собственно, все проблемы решаемы, если подходить к ним комплексно.

— Да, но что делать тем 10 миллионам пенсионеров, которые едва выживают сейчас и неизвестно, как станут выживать в будущем — после увеличения тарифов и т. д.? Неужели просто сидеть и ждать, пока экономика стабилизируется?

— А иного выхода нет. Только нужно не сидеть и ждать, а работать на подъем экономики. У нас уже есть пример неработающей банковской системы, за которую Гонтарева взялась вроде бы и с позитивным намерением — вывести с рынка неэффективные банки. Не имея представления о том, как должна работать система в идеале, глава Нацбанка только наломала дров. Любые изменения должны быть системными и продуманными. Нельзя сегодня дать старт накопительной пенсионной системе, не имея чем заткнуть дыру в системе солидарной. При всем желании заполучить результат здесь и сейчас нужно помнить, что некоторые реформы не делаются быстро и уж тем более — изолированно от других сфер жизни. Так что задача номер один для правительства — поднять экономику. Обойти стороной этот вопрос или как-то затушевать его, "задекорировать" видимостью реформ не получится никак. Нравится это обитателям Кабмина или нет.

Читайте также статью про Киевский Ренессанс

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Экономика

Читайте также

Гектары за бесценок: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Допуск на рынок земли в Украине юридических лиц привел к большому росту цен на земельные участки, фермеры боятся остаться безземельными

Дефолт как подарок Путину: выживет ли Россия как государство

РФ ожидает кризис, который можно будет сравнивать с экономической катастрофой времен распада СССР

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек