RU  UA

пятница, 29 марта
  • НБУ:USD 38.85
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.85

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Как миллиардные убытки «Укрзализныци» оказались миллионами прибыли

Эксперты советуют дождаться годового отчета независимых аудиторов

Эксперты советуют дождаться годового отчета независимых аудиторов Фото: УНИАН

В среду, 25 января руководитель ПАО «Укрзализныця» Войцех Балчун отчитался перед Кабинетом министров о достижении в 2016 году и заверил чиновников, что за полгода убыточная компания наконец стала прибыльной. Правда, как доказательство своих слов Балчун привел результаты бухучета по нацстандартам и анонсировал переход перевозчика на международные стандарты в 2017 году. «По национальным стандартам в 2016 году мы получили 303 млн гривен прибыли, тогда как в 2015 году убытки составили 683 млн. По международным стандартам бухгалтерского учета, в 2015 году у нас были убытки 15 млрд гривен, а в 2016 году мы имели бы убыток на уровне 6 млрд гривен», - заявил на заседании правительства Войцех Балчун. Именно различиями в стандартах бухучета руководитель объяснил то, как почти 4 млрд убытков ПАО «Укрзализныця» в середине 2016 к концу отчетного периода оказались 303 миллионами гривен прибыли.

По мнению опрошенных экспертов-финансистов, такая существенная разница между международными и национальными стандартами бухучета в который раз позволяет руководству «Укрзализныци» манипулировать цифрами финансовых показателей предприятия. Например, по данным консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2015 года общий убыток ПАО «Укрзализныця» за год составил 16,8 млрд гривен. В то время по национальным стандартам государственная компания закончила 2015 год с убытками лишь в 600 млн грн. Это и дает основания предположить, что слова руководителя «Укрзализныци» Балчуна о 303 млн гривен прибыли на самом деле не соответствуют действительности. Ведь в соответствии с промежуточным отчетом международного аудита, о совокупном доходе за 6 месяцев 2016 года убыток компании составил 3,8 млрд гривен.

«Согласно планам на 2017 год мы получим 15 миллионов гривен прибыли, а по нашим стандартам мы планируем более 6 миллиардов прибыли», - озвучил свой прогноз на заседании Войцех Балчун. Он подчеркнул, что в этом году ПАО «Укрзализныця» перейдет с Украинского стандарта бухгалтерского учета (УСБУ) на Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО).

Аудиторы удивлены, что Войцех Балчун оперирует результатами финансовой отчетности, подготовленной по национальным стандартам бухучета. Они напоминают, что ПАО «Укрзализныця» одной из первых крупных государственных компаний в Украине перешла на международные стандарты составления финансовой отчетности (МСФО) и начала привлекать к аудиту своей финансовой отчетности всемирно аудиторские компании большой четверки (big4). Так, аудит финансовой отчетности за 2006-2017 год, составленной в соответствии с МСФО, провела аудиторская компания Deloitte. А начиная с отчетного периода за 2008 год, аудитором финансовой отчетности ПАО «Укрзализныця» является компания Ernst & Young.

«Очень странно, что председатель правления «Укрзализныци» Войцех Балчун до сих пор этого не знает и позволяет себе делать публичные заявления на заседании правительства о том, что« Укрзализныця» в 2016 году отчитывалась по украинским стандартам, а в 2017 году планирует перейти на МСФО», - говорит советник министра инфраструктуры Украины Игорь Моляр.

По его словам, это общедоступная информация, обнародованная на официальном сайте ПАО «Укрзализныця» (финансовая отчетность в соответствии с МСФО с аудиторскими заключениями по 2013-2015 годы размещена в разделе «Для инвесторов», - прим. Ред.). Удивляется эксперт и тому, что Войцех Балчун пользуется полученными от выпуска еврооблигаций средствами, и со своим международным опытом не понимает того, что украинские стандарты бухгалтерского учета не приемлемы для международных сделок.

«Такие заявления Войцеха Балчуна, который уже почти год находится на посту, свидетельствуют лишь о том, что руководитель стратегического для нашего государства предприятия абсолютно не понимает ни процессов, ни базовых вещей в организации деятельности ПАО« Укрзализныця», - предполагает Моляр.

Напомним, формирования финансовой отчетности было прежде всего вызвано требованиями кредиторов, среди которых значительную долю занимали международные банки (ЕБРР, ЕИБ, Barclays, KEXIM). Кроме того, в 2013 году ПАО «Укрзализныця» осуществила успешный выпуск еврооблигаций (44А / RegS, LPN Eurobond) на Ирландской фондовой бирже на общую сумму $ 500 млн. Организатором выпуска тогда выступили банки Barclays, Morgan Stanley и Sberbank.

Для реализации таких успешных для украинского госпредприятия международных соглашений высокого класса критически необходима финансовая отчетность на понятном для всего мира языке МСФО. Государственная компания ОАО «Укрзализныця» готовилась к этому соглашению более 5 лет, внедряя стандарты МСФО в своей деятельности и прилагая усилия для исправления замечаний аудиторов в выводах - все международные инвесторы требуют исторической финансовой отчетности как минимум за 3-5 лет.

Опрошенные специалисты предостерегают руководителя ПАО «Укрзализныця» Войцеха Балчуна от манипуляций цифрами отчетов, вызванных разницей в стандартах бухучета. Они советуют дождаться годового отчета независимых аудиторов за 2016 год, подготовленного по международным стандартам. Отчет будет опубликован в конце апреля 2017 года и до тогда станет ясно, с какими показателями самом деле закончила год «Укрзализныця».

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Экономика

Читайте также

Дефолт как подарок Путину: выживет ли Россия как государство

РФ ожидает кризис, который можно будет сравнивать с экономической катастрофой времен распада СССР

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек

Искусственный интеллект против российских углеводородов: за кем будущее

Успех компании Nvidia в очередной раз показал, что будущее за высокими технологиями, а сырьевые экономики как Россия остаются в прошлом