Обесценивание украинской гривны вызвано нагнетанием ситуации вокруг возможного полномасштабного вторжения войск РФ на территорию Украины. Об этом в эфире Апостроф Live рассказал Апостроф TV заместитель председателя Совета Национального банка Украины, Доктор экономических наук Василий ФУРМАН. Он также объяснил, на что опирается НБУ, изменяя учетную ставку, и каким будет процент инфляции в следующем году.
— По курсу гривны есть мнение, что Нацбанк должен действовать активнее во избежание таких скачков. Что вы можете сказать о действиях Нацбанка по удержанию роста курса доллара?
— Я считаю, что политика Национального банка Украины взвешена и правильна, как и в предыдущие годы, когда у нас были признаки кризисов или какие-то тяжелые периоды. И также мы видели, что после значительного ослабления гривны она потом отвоевывала свои позиции. Поэтому может ли быть сейчас такой вариант? Да, такое может быть.
- Почему гривна сегодня ослабляется?
- Есть ключевой фактор — психологический, вызванный ситуацией, которая разворачивается на границе Украины с нашей недружественной соседкой Россией. Если этот фактор будет, условно, исчерпан – ситуация может просто развернуться.
Понятно, что есть влияние и других факторов, хотя и не столь существенно, даже без этого геополитического фактора. Но опять же, на протяжении последних лет Национальный банк проводит политику плавающего курсообразования.
То, что Национальный банк продает курс золотовалютных резервов – это правильная политика. Например, в прошлом году Нацбанк выкупил для пополнения золотовалютных резервов с рынка, когда был избыток доллара, валюты на сумму 3,8 млрд долларов. И вместе с тем, весной, когда было очередное напряжение на границе с Россией, продал из золотовалютных резервов 1,4 млрд долларов, чтобы сгладить курсовые колебания.
Правильно то, что мы не фиксируем курс. По этому поводу у нас уже был негативный опыт, когда политика Нацбанка была основана на сжигании золотовалютных резервов за счет чего до 2013 года доллар держался на уровне 8 гривен. У многих украинцев тогда создалось впечатление, что у нас стабильность, но ее на самом деле не было. Был очень большой макроэкономический дисбаланс. Национальный банк продавал средства по золотовалютным резервам для удержания курса по 8 гривен.
Сейчас на курс влияет этот психологический фактор из-за ситуации на границе. Дай Бог, чтобы он был краткосрочным и быстро исчерпывающим.
Читайте: 40 грн за литр - не предел: каких цен на бензин ждать украинским водителям в феврале
В общем, если мы говорим о фундаментальном факторе, который влияет на курс украинской гривны, в частности, это цены на украинский экспорт — они положительны и достаточно высоки для нашей экономики. Бюджет сбалансирован, дефицит платежного баланса — 2% при норме до 4%. То есть это тоже положительно, и это влияет.
Не будь этого геополитического фактора, мы бы в этом году имели приблизительный курс колебания, как и в прошлом, но сегодня идет нагнетание ситуации. И не только украинская гривна обесценивается, мы видим, что происходит с курсом российского рубля, мы видим падение фондовых рынков РФ. В целом ужесточается политика центральных банков развитых стран мира. Они поднимают учетные ставки или планируют поднимать, уменьшают операции по количественному смягчению, точнее сворачивают. Поэтому это также негативно отразилось бы на курсе украинской гривны, на инфляции, потому что нам нужно было бы поднимать свои учетные ставки.
— Учетная ставка сейчас поднята до 10%. Это оправдано, чтобы влиять на инфляцию? И поднимется ли она до 11%, о чем говорила первый замглавы Нацбанка Украины Екатерина Рожкова?
— Вы должны понимать механизм увеличения учетной ставки. В преддверии возможного поднятия проходит заседание монетарного кабинета, куда входят 10 человек, в том числе 6 членов правления, где проходят определенные дискуссии.
Планово рассмотрение следующего повышения должно состояться 3 марта, хотя может быть и раньше. То есть Нацбанк до 3 марта должен проанализировать ситуацию, которая будет в нашем государстве. Если тренд не развернется, если он будет положительный в рамках прогноза, который сделал Нацбанк, а это инфляция на конец года в пределах 7,7%, рост ВВП на уровне 3,4% и другие макропоказатели, то понятно, что учетная ставка потенциально может оставаться на уровне 10%.
Если ситуация будет ухудшаться и дальше, то понятно, что Национальный банк может увеличить учетную ставку.
— Есть мнение, что эти 10% учетной ставки не способствуют развитию экономики. По вашему мнению, 10% — это оптимально, чтобы не противоречить и не составлять проблем экономике в сложившейся ситуации?
— Я считаю политику Национального банка по увеличению учетной ставки до 10% правильной. Перед НБУ стоят три цели: первая – низкая инфляция, вторая – финансовая стабильность, третья – содействие экономическому росту. И мы выполняем эти цели сбалансированно, но по приоритетам, то есть первая, вторая и третья. Национальный банк считает, что для содействия экономическому росту в нашем государстве у нас должна быть низкая инфляция, в пределах того таргета, который у нас есть. Таргет инфляции, напомню, это 5%±1%. То есть то, что утвердил Совет Нацбанка перед Правлением.
И своими действиями НБУ делает все возможное, чтобы добиться своего таргета. Есть прогноз по инфляции на конец этого года – 7,7%. Для следующего года инфляция будет уменьшаться и мы войдем в пределы таргета, условно – 4,6% по прогнозу Нацбанка.