"Укрпочта" является убыточной компанией, и существует значительный риск того, что она объявит дефолт, считают в правительстве и Национальном банке Украины. При этом глава "Укрпочты" Игорь Смилянский утверждает, что никакой дефолт компании не грозит, а нездоровый ажиотаж вокруг нее возник по вине руководства НБУ. "Апостроф" разбирался, в каком финансовом положении на самом деле находятся "Укрпочта" и другие государственные компании.
Государственная компания "Укрпочта" фактически является банкротом и в ближайшее время может объявить дефолт. Это следует из проекта госбюджета Украины на 2026 год, который подготовил Кабинет министров.
В правительстве отмечают хроническую убыточность компании. Так, в 2023 году ее убытки составили 796,4 млн грн, а в 2024 году - 413,2 млн грн. При этом текущие обязательства "Укрпочты" превысили ее оборотные активы на 3,7 млрд грн, долговая нагрузка достигла 98% от активов.
Кабмин рассматривает несколько сценариев развития событий, в том числе, те, что предусматривают дальнейшее ухудшение финансового состояния "Укрпочты". В связи с этим не исключена докапитализации компании – не менее, чем на 826 млн грн.
В свою очередь, глава "Укрпочты" Игорь Смилянский отвергает саму возможность дефолта компании и необходимость ее докапитализации за счет бюджетных средств.
"Источник "дефолта" — письмо НБУ за подписью главы НБУ А.Г. Пышного, где указывается такая оценка и якобы докапитализация "Укрпочты" — это один из четырех ключевых рисков финансовой системы Украины", — написал Смилянский в своем телеграмм-канале.
По его словам, капитал компании по состоянию на 1 июня 2025 года составлял более 4 млрд грн.
"После того, как НБУ изменил порядок расчета капитала, он стал минус 600 миллионов…. И даже там предусмотрено время до 1 января 2026 року, чтобы привести капитал в соответствие с новыми правилами, что мы и сделаем без единой копейки из государственного бюджета", - заявил Смилянский.
EBITDA против убытков
Так что же все-таки происходит с "Укрпочтой"? Действительно ли компания находится в преддефолтном состоянии, и что будет, если она обанкротится?
"Это вообще, что-то непонятное – нет никаких причин говорить о дефолте "Укрпочты", - сказал в комментарии "Апострофу" инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса.
Он также считает бессмысленным моделировать ситуацию, в которой "Укрпочта" объявляет дефолт.
"Зачем говорить о том, что никогда не наступит", - объяснил свою позицию эксперт.
У "Укрпочты", безусловно, есть проблемы, однако их нужно рассматривать в соответствующем контексте.
"Компания убыточна, это правда. Но убытки сокращаются, - сказал в разговоре с изданием финансовый аналитик Андрей Шевчишин. - При этом растет доход. То есть на самом деле финансовые показатели "Укрпочты" улучшаются и достаточно активно".
Он обратил внимание на то, что так называемая EBITDA – прибыль до вычета процентов по кредитам, налогов и амортизации, показатель которой позволяет оценить операционную эффективность бизнеса, у "Укрпочты" по итогам 2024 года превысила 650 млн грн.
Серьезную проблему представляет долговая нагрузка, но она во многом связана с тем, что компания провела масштабную модернизацию, что потребовало значительных финансовых вливаний, в том числе кредитных.
Шевчишин также сомневается, что "Укрпочта" объявит дефолт. Он уверен, что кредиторы компании - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) постараются ее перекредитовать.
Кроме того, не исключена докапитализация "Укрпочты" со стороны государства.
"Мы ведь понимаем, что "неэффективность" компании частично связана со значительным количеством помещений, которые нужно обслуживать, есть социальные функции, которые больше никто на себя не возьмет. При этом с точки зрения эффективности мы рассматриваем ее как частную компанию, - говорит эксперт. - Можно выделить инклюзивную функцию в другое юрлицо, которое бы финансировал госбюджет. А "Укрпочта" тогда занималась бы посылками и была бы прибыльной".
Самолеты, поезда, газопроводы
Кстати, "Укрпочта" – далеко не единственная государственная компания, которая работает в убыток. Кабмин среди прочих, называет столичный аэропорт "Борисполь".
Впрочем, с ним все недвусмысленно понятно – как и другие воздушные гавани он был закрыт сразу же после начала российского вторжения, а потому уже более трех лет "Борисполь" никакой деятельности не ведет, и ни о какой прибыли говорить не приходится – как минимум, до окончания действия режима военного положения, а, скорее всего, до гораздо более позднего срока.
Однако убыточной является и "Укрзализныця", несмотря на то, что движение поездов во время большой войны никто не отменял.
Правительство в проекте госбюджета отмечает, что только в 2026 году "Укрзализныця" должна будет погасить еврооблигации на $500 млн, и без реструктуризации этой задолженности дефолт компании практически неминуем.
"У "Укрзализныци" есть две большие проблемы – это то, что тарифы (на грузовые перевозки) не повышаются и не индексируются, и компания в такой ситуации не может нормально функционировать. Плюс большая "дыра" - это пассажирские и пригородные перевозки. Это не популярно, поэтому эту проблему тоже никто не решает", - объясняет Сергей Фурса.
Однако, по его словам, по отношению к "Укрзализныце" также было бы неверно использовать термин "дефолт".
"Будут переговоры (с кредиторами), будет реструктуризация. Поезда как ходили, так и будут ходить", - говорит эксперт.
Это же, на самом деле, относится и к большинству других госкомпаний.
Есть, правда, вопросы к НАК "Нафтогаз Украины".
"Посмотрим, с какими финрезультатами они выйдут в следующий год, поскольку сейчас у них задача купить как можно больше газа, чтобы пройти отопительный сезон, на что нужно потратить кучу денег, - рассказывает Фурса. – Но никакого дефолта там не будет, хотя также будет идти речь о реструктуризации внешних обязательств, о переговорах с кредиторами".