В декабре 2015 года президент Украины подписал законы о децентрализации полномочий по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимат
Ряд громких скандалов, прокатившихся по стране за последние полгода и связанных с попытками рейдерского захвата чужой собственности, вызвал напряжение в бизнес-сообществ
"Новус Украина", Bunge, "Житомирські ласощі" - объекты, испытавшие на себе все прелести попыток рейдерского захвата. В начале июля некие мошенники, пользуясь поддельными документами и при соучастии регистратора Барышевского сельсовета Киевской области, пытались переписать корпоративные права на ООО "Новус Украина", имеющего наибольшие инвестиции Литовской республики в Украине. Инвесторы отделались легким испугом и вернули свою собственность только благодаря оперативному вмешательству МВД и посла Литвы.
С угрозой потери залогового имущества столкнулся и Юникредит Банк (Украина). В этот раз интересы рейдеров обеспечивал частный нотариус Обуховского нотариального округа Олег Щур. В ночь на 17 февраля 2016 года, несмотря на наличие в госреестре судебного запрета на отчуждение данного имущества, нотариус отменил регистрацию прав собственности кредитора и зарегистрировал объект на компанию "Проект А". Пришлось вмешиваться Министерству юстиции Украины. Оно отменило все действия Щура и заблокировало на 3 месяца доступ нотариуса к Реестру имущественных прав на объекты недвижимости. Была восстановлена регистрация прав на бизнес-центр за банком, а также наложен запрет на проведение любых регистрационных действий в отношении "Горизонт Парка".
Но история на этом не закончилась.
2 июля – в первый же день после восстановления доступа к реестру – все тот же нотариус Олег Щур отменил зарегистрированн
И опять законным собственникам пришлось привлекать на свою защиту Министерство юстиции, которое, к чести ведомства, оперативно рассмотрело жалобу и восстановило имущественные права банка.
Несмотря на нынешний хэппи-энд, инвестора и банкиры озабочены положением дел в сфере государственной регистрации прав собственности.
По мнению главы правления Юникредит Банка Тамары Савощенко, складывается ситуация, когда нотариусы, получив возможность проводить полный спектр регистрационных действий с бизнесом и недвижимостью, могут использовать это и в незаконных целях. Причем совершенно безнаказанно.
"Надеюсь, что эта проблема будет решаться не только путем вмешательства Министерства юстиции по каждому конкретному случаю, а будет предложен системный выход. Ведь только после реальных положительных изменений в сфере защиты прав собственников мы можем рассчитывать на приток в страну инвестиций и активизацию банковского кредитования", - отметила глава правления.
О незавершенности реформы заявляют и представители Европейской Бизнес Ассоциации, объединяющей крупных отечественных и зарубежных инвесторов в украинскую экономику.
"Законы об упрощении регистрации бизнеса и имущества были очень положительно восприняты в деловых кругах. Процедура регистрации действительно стала проще и быстрее. Но потом на практике мы неожиданно столкнулись со злоупотреблениям
Министерство юстиции в свою очередь считает, что у данной реформы все-таки больше положительных сторон, чем негативных.
По словам заместителя министра Павла Мороза, до реформы количество государственных регистраторов, которые работали в системе министерства, составляло приблизительно 2 тыс. человек. Теперь в органах Минюста не осталось ни одного, но вместо них эту функцию выполняют 6 тыс. регистраторов в центрах предоставления административных услуг местных советов, офисах аккредитованных субъектов и нотариальных конторах.
"Абсолютно исчезли все очереди, и полностью сломана коррупционная составляющая, так как теперь гораздо меньше отказов в регистрации прав собственности. Сегодня зарегистрировать бизнес можно даже онлайн, зайдя на электронные сервисы министерства", - отмечает Мороз.
В то же время, соглашается он, упрощением процедур воспользовались и рейдеры. Этому способствует, например, то, что при операциях с недвижимостью больше не выдается документ о праве собственности – вместо него только электронная выписка из реестра. Не требуется также обязательное нотариальное удостоверение подлинности подписей учредителей и уполномоченных лиц на учредительных документах, как и не требуется нотариальное заверение учредительного договора. Но самое главное – ответственность за качество документов, которые подаются на регистрацию, лежит исключительно на заявителе. Регистратор не уполномочен проверять их подлинность. А используя разрешенный принцип экстерриториальн
Государство все же попыталось предусмотреть методы противодействия ошибкам и злоупотреблениям
Как сообщил Павел Мороз, с начала 2016 года к ним поступило порядка одной тысячи жалоб на действия регистраторов. Большинство из них связаны именно с рейдерскими захватами. Однако удовлетворено всего только 150 жалоб.
"Это не означает, что мы отмахнулись от остальных. Мы оперативно принимаем решение, когда все члены комиссии на 100% уверены, что государственный регистратор сделал неправильно. С остальными продолжаем разбираться", - подчеркнул замминистра.
Впрочем, система наказания за ошибки или махинации оказалась довольно неэффективной. Комиссия, если неправильная регистрация проведена вследствие ошибки или небрежности регистратора, лишает его доступа к госреестрам сроком на 1 месяц, чтобы он за это время тщательнее проштудировал законодательство
За более серьезные нарушения доступ блокируется на 6 месяцев, и только в отдельных случаях он аннулируется навсегда. В этом году было всего 5 таких случаев.
"Мы рассматриваем только процессуальные действия регистраторов, но не вникаем в суть корпоративного конфликта. Для этого есть суды", - оправдывается Павел Мороз.
Именно это и не устраивает отечественный и зарубежный бизнес. "Почему ответственность за подлинность документов лежит на заявителе? Ведь им может быть и представитель рейдера. А если бы было 10 лет уголовной ответственности за предоставление неправдивых данных, то и "ошибки" нотариусов в таком случае исчезли бы", - считает Тамара Савощенко.
Ее мнение разделяет и председатель совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек, который также выразил свою обеспокоенность ситуацией, складывающейся с защитой прав собственности.
"Нереформированн
В Минюсте заверяют, что бизнес услышали, и будут работать над повышением уголовной ответственности не только рейдеров, но и государственных регистраторов. К сентябрю обещают подготовить соответствующий законопроект.
Кроме того, на рассмотрении Верховной Рады уже находится законопроект №4216 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия неправомерному поглощению и захвату хозяйственных обществ".
Законопроектом предлагается определить, что подлинность подписи на заявлении о выходе из общества подлежит нотариальному удостоверению, а также установить, что сделки по передаче участником общества своей доли другому участнику общества или третьему лицу совершаются в письменной форме и также подлежат нотариальному удостоверению.
Это нововведение, хоть и повлечет за собой дополнительные расходы за нотариальные действия, но все же существенно ограничит возможности для рейдерских захватов.
Принятия этого закона, правда, следует подождать – депутаты ушли на каникулы.
Бизнес ждет, а сейчас как минимум просит у Министерства юстиции запретить нотариусам и другим государственным регистраторам проводить сделки ночью.