Не удовлетворив украинское общество ответом на вопрос о законности оснований ликвидации банка "Хрещатик", входившего в двадцатку крупнейших финансовых учреждений, Национальный банк Украины продолжил "зачистку" банковской системы. 28 апреля временная администрация была введена в банк "Юнисон", 20 мая – в "Фидобанк", и, наконец, 23 мая признан неплатежеспособным банк "Михайловский". Темпы и причины "падения" украинских банков заинтересовали даже миссию Европейского парламента по бюджетному контролю. Председатель миссии Инге Гриссле сообщила, что намерена проанализировать ситуацию с банкротством всех банков, покинувших рынок за последние два года. А в Украине процесс банкопада все чаще называют рейдерством нечистых на руку чиновников.
Банк "Хрещатик" был признан неплатежеспособным в момент, когда его экономические показатели демонстрировали стремительную положительную динамику, заявил с трибуны Верховной Рады 20 мая народный депутат из фракции "Радикальной партии" Андрей Артеменко. "НБУ объявил неплатежеспособным КБ "Хрещатик", не имея для этого никаких законных оснований, основываясь на предположениях, которые не подтвердились", - сообщил депутат.
Один из акционеров банка Юнисон Екатерина Назимко также заявила о неправомерности действий НБУ. "28 апреля 2016 года НБУ ввел временную администрацию в банк "Юнисон". При этом только 14 апреля рейтинговый комитет агентства "Эксперт-Рейтинг" принял решение о подтверждении кредитного рейтинга "Юнисона" на уровне uaBBB. Аналитики подчеркнули, что банк имел очень большой запас ликвидности, а норматив адекватности регулятивного капитала (Н2) в январе-марте был на уровне 70% при нормативном значении в 10%. По мнению агентства, "Юнисон" приложил максимум усилий для того, чтобы сделать структуру своих акционеров транспарентной, но в соответствии с украинским законодательством только НБУ решает – так это или нет", - отметила она.
"Юнисон" – это единственный случай в украинской истории, отметила Назименко, когда абсолютно чистый и операционно рабочий банк выводится с рынка на основании субъективного решения регулятора о якобы непрозрачной структуре собственности. "Законодательство в Украине выписано таким образом, что регулятор всегда прав. По сути, сейчас можно положить вообще любой банк, как и любой работающий бизнес в стране! Или же наоборот, искусственно покрывать и защищать банки, которые как раз и не выполняют нормы самого же НБУ по ликвидности и платежеспособности. В итоге складывается ситуация, когда банк с десятками тысяч клиентов, с сотнями сотрудников зависит, по сути, от воли одного единственного нечистого на руку чиновника. Как нам это расценивать как не рейдерство?", - возмущена акционер.
О "сливе" неизвестными лицами негативной информации, которая спровоцировала волну паники среди клиентов и привела к неплатежеспособности финансового учреждения, сообщили в Фидобанке. 17 мая в СМИ появилась информация о несостоявшемся заседании правления банка, и о том, что инвесторы отказываются его докапитализировать.
"В начале недели в "Фидобанке" наметился незначительный разрыв ликвидности, который не составлял для деятельности банка существенного риска. Но многоканальное информационное давление на клиентов посредством личных звонков, форумов и СМИ привело к резкому одномоментному оттоку средств со счетов клиентов за последние сутки, что усугубило ситуацию", – подтвердили в пресс-службе банка.
В результате, к 20 мая задолженность банка превысила 500 млн. грн., что составило более 9% обязательств Фидобанка перед клиентами, при границе в 5%. Это и стало основанием для признания банка неплатежеспособным.
Одновременно накалялись события и вокруг банка "Михайловский". 23 мая в банк была введена временная администрация.
Единственным акционером банка являлась компания "Экосипан", основной участник которой - Виктор Полищук (доля в уставном капитале - 92,501 %). Он также является владельцем сети "Эльдорадо".
Партнерство с этой сетью и выдача кредитов на покупку бытовой техники было одним из ключевых направлений работы банка "Михайловский".
Как утверждает на своей странице в Facebook редактор телепрограммы "Гроші" Александр Дубинский, ссылаясь на источники в НБУ и "Михайловском", банк мог стать жертвой рейдерского захвата, который был осуществлен в интересах собственников "Платинум Банка", при содействии или попустительстве руководства Нацбанка.
"У "Платинум Банка" постоянно "рвались" нормативы из-за недостаточности капитала и плохой ликвидности. В свою очередь активы "Михайловского", представляющие собой потребительские кредиты, выданные через сеть "Эльдорадо" - могли эту проблему быстро решить", - отмечает журналист. По его данным, после четырех (трех внеплановых, и одной плановой) проверок НБУ, банку Михайловский было предписано увеличить капитал почти на 50 млн. долларов. При том, что весь баланс банка всего 130 млн. долл.
У отягощенного долгами Полищука названной суммы нет, поэтому ему и был предложен вариант на выбор – либо докапитализировать банк на $50 млн., либо получить возможность вывести залоги из банка примерно на такую же сумму по кредитному портфелю связанных компаний и выйти из банковского бизнеса. "Он выбрал второй вариант", - отмечает Дубинский.
Во вторник, 24 мая СМИ сообщили, что владелец сети "Эльдорадо" Виктор Полищук за несколько дней до признания банка "Михайловский" неплатежеспособным продал свою контролирующую долю в ООО "Экосипан", которому принадлежит 100% банка, группе инвесторов-физических лиц.
Все эти события вызывают к НБУ, как регулятору банковской сферы, немало вопросов.
"Считаю, что в действиях руководства НБУ, очевидно, имеется, как минимум, халатность (непрофессионализм), а, скорее всего, злоупотребление служебным положением", - заявил народный депутат Андрей Артеменко.
По его мнению, НБУ фактически поставил ликвидацию банков на поток. При этом государство теряет миллиарды необходимых ему средств. Только в рамках двухсоттысячных госгарантий Фонд гарантирования вкладов физлиц на протяжении 2014-2016 гг. (по состоянию на 1 апреля 2016 года) уже выплатил вкладчикам 62 неплатежеспособных банков 71,5 млрд. грн., Выплаты по многим банкам еще идут, а с добавлением "Хрещатика", "Юнисона", "Фидобанка" и "Михайловского" эта сумма увеличится еще на несколько миллиардов.
Для юридических лиц суммы потерь, очевидно, исчисляются сотнями миллиардов гривен. И это удар не только по их бизнесу, но и для экономики страны в целом. В целом, начиная с 2014 года Нацбанк признал неплатежеспособными уже 75 банков. В итоге в Украине осталось менее 110 банков.
Акционеры банка "Юнисон" намерены защищать свои интересы и уже подали иск в суд. Они требуют отмены необоснованных решений и уверенны, что у них есть все шансы победить.
"Мы настаиваем, что ситуация вокруг нашего банка – это рейдерство. И, в зависимости от дальнейших действий НБУ, уже в ближайшее время будет понятно, кто за ним стоит. Если банк будет выставлен на продажу буквально за копейки, то-ли полностью, то-ли по частям, то тот, кто заявится на покупку банка, - и есть реальный рейдер, в чьих интересах действует НБУ", - считает Екатерина Назимко.
Как сообщал "Апостроф. Экономика", первые иски от бывших клиентов "Хрещатика" на действия регулятора также направлены в суд.
Участники рынка ожидают, что регулятору придется отвечать в суде за бездеятельность и по остальным банкам.
"В любом случае кто-то в этой ситуации должен пойти в тюрьму, а кто-то и дальше", - заметил один из "владельцев" замороженного счета в банке "Хрещатик".