Финансы

На грани вето: Порошенко и Гройсман не поделили топ-банки

Идея законопроекта о набсоветах госбанков является прогрессивной, но имеются вопросы

Фото: УНИАН

Верховная Рада незадолго до каникул приняла законопроект, которым определены порядок и процедура утверждения членов наблюдательных советов государственных банков. Документ был разработан с целью вывести эти банки из-под контроля правительства. Но окончательная редакция законопроекта, которая и была утверждена парламентариями, позволяет Кабинету министров сохранить свое влияние над "Ощадбанком" и "Укрэксимбанком". Источники "Апострофа" в банковской сфере считают такое положение вещей недопустимым и прогнозируют, что президент Петр Порошенко может воспользоваться в отношении данного законопроекта правом вето.

В июле, незадолго до летних каникул, Верховная Рада приняла в целом законопроект №8331-д "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функционирования финансового сектора Украины". Значительная часть документа посвящена процедуре назначения членов наблюдательных советов государственных "Ощадбанка" и "Укрэксимбанка". В соответствии с законопроектом, набсоветы этих банков будут состоять из девяти членов, шесть из которых – независимые. Остальные будут представлять государство – по одному от президента, Кабмина и комитета Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.

Читайте также: Бюджетные войны: почему сцепились Гройсман и глава Нацбанка

Хотели как лучше

Принятие закона о набсоветах госбанков нацелено на то, чтобы вывести их деятельность из-под контроля правительства.

"Раньше они (госбанки) были под прямым управлением Кабинета министров, в их правление и наблюдательные советы назначались чиновники, а потом банки давали под их "руководством" кредиты, которые потом не возвращались – и таких примеров много, а государство было вынуждено дотировать эти банки из-за такой "деятельности", - рассказал "Апострофу" источник, близкий к руководству Национального банка Украины (НБУ).

Фото: Twitter/Владимир Гройсман

По словам собеседника издания, на изменении ситуации настаивали иностранные партнеры Украины. Соответствующий закон должен был внедрить принцип, согласно которому надзор за деятельностью госбанков осуществляется в соотношении 50 на 50 между президентом и Кабинетом министров. "Но на окончательном этапе произошел кидок – [премьер-министр Владимир] Гройсман кинул [президента Петра] Порошенко", - заявил источник. Он добавил, что все это было проделано по договоренности с фракцией "Народный фронт" ("Ощадбанк" возглавляет близкий соратник лидера "Народного фронта" Арсения Яценюка Андрей Пышный).

Таким образом, как отметил собеседник "Апострофа", "Кабмин и Гройсман и дальше бесконтрольно смогут управлять госбанками, как они это делают и сейчас – используют госбанки как способ вымывания денег и субсидирования своих людей и предприятий".

1 / 1
1 / 1

Дьявол в деталях

Что же не так с законопроектом? С независимыми членами наблюдательных советов госбанков все более ли менее понятно. С представителями государства – тоже. Требования к кандидатам довольно подробно прописаны и в принципе не вызывают особых нареканий. Но утверждать независимых членов будет специально созданная Кабмином конкурсная комиссия в составе пяти человек. При этом три члена комиссии будут делегированы самим правительством, один – президентом и один – профильными парламентских комитетом.

Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран в разговоре с "Апострофом" высказал удивление скоростью принятия законопроекта – доработанный документ был направлен в профильный комитет 4 июля, а уже 5 июля внесен на рассмотрение сессионного зала и проголосован. "Такая спешка очевидно повлияла на качество законопроекта, который вызывает ряд вопросов", - сказал эксперт.

Среди таких вопросов, в частности, порядок формирования конкурсной комиссии, которая утверждает кандидатуры независимых членов набсоветов. "Законопроект делегирует именно Кабмину право создания конкурсной комиссии по отбору независимых членов набсоветов и отдает ему в этой комиссии 3/5 голосов, и в этом заложена диспропорция", - пояснил Шапран. Кроме того, по его словам, из процесса утверждения членов набсоветов госбанков полностью устранен НБУ, притом что речь идет о банковской системе страны.

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в свою очередь считает, что Кабмин имеет право быть представленным в конкурсной комиссии большинством, поскольку "эти банки должны помогать реализовывать стратегию экономического развития страны, а за нее отвечает как раз Кабинет министров". При этом, по его словам, Украине не нужно столько государственных банков, сколько она имеет на сегодня, когда на их долю приходится более 50% всей банковской системы. "Я считаю, что государственное управление банками неэффективно, кроме того, глупо пользоваться деньгами налогоплательщиков, чтобы продолжать поддерживать эти банки на плаву. Поэтому и "Укрэксимбанк", и "Ощадбанк", на мой взгляд, должны просто уйти с молотка", - отметил эксперт в комментарии "Апострофу".

Он также добавил, что госбанки в Украине работают по указке Кабмина, и все их проекты кредитования в конечном счете оказываются невыгодными.

Фото: kmu.gov.ua

Ве(т)ское слово

Пока премьеру и правительству праздновать победу рано – ведь законопроект, прежде чем он станет законом, должен подписать президент. А этого, похоже, ждать не стоит.

Источник "Апострофа" утверждает: законопроект будет ветирован президентом Петром Порошенко. "Вывод и сигнал должны быть четкими – Гройсман своими закулисными действиями блокирует реформу управления госбанками, внедрение перекрестного контроля над ними хотя бы со стороны двух институций, поскольку хочет сохранить право монопольного дерибана госбанков", - отметил собеседник издания.

Виталий Шапран также не исключил, что президент воспользуется своим правом вето в отношении законопроекта. Эксперт высказал мнение, что "желание Кабмина отбирать "независимых" членов наблюдательных советов госбанков, имея три голоса из пяти в конкурсной комиссии, выглядит довольно подозрительно и мало что меняет по сути". "Ведь Кабмин и раньше формировал набсоветы этих банков, мы видим, к чему это привело", - сказал он.

Президентское вето подразумевает определенные предложения со стороны главы государства, которые, надо полагать, будут направлены на устранение описанной выше диспропорции. "Если будет вето, думаю, президент внесет правки в законопроект, и его примут", - отметил Виталий Шапран.

При этом важно, чтобы в новой редакции законопроекта маятник не качнулся от Кабмина в сторону президента. Так, Олег Устенко убежден, что "у президента есть собственный интерес в отношении этих банков, и он будет пытаться получить большинство в их набсоветах".

Читайте также

У Украины рекордные долги: сколько теперь должен каждый украинец

Долг каждого украинца, исходя из общего размера долга страны, составляет 4000 долларов

Создание электронной гривны. Заработает ли украинский биткоин

Цифровая гривна, использование которой протестирует Нацбанк Украины, мало чем отличается от обычной, но у нее есть свои преимущества

Украина идет к дефолту: чем это грозит каждому украинцу

Если Украина не найдет средств для погашения внешнего долга, страна погрузится в состояние дефолта