Кабинет министров принял постановления о финансировании из госбюджета биатлонного комплекса в Карпатах и аэропорта в Днепре. Оба эти объекта находится в сфере интересов олигарха Игоря Коломойского. "Апостроф" разбирался, случайны ли эти решения правительства.
В Украине построят современный биатлонный комплекс. Разумеется, в Карпатах – это лучшее место в Украине для занятий зимними видами спорта. А, учитывая, что нигде кроме них в последнюю зиму в Украине снега, в общем-то, и не было, то, возможно, это на сегодня – единственное место для подобных занятий.
Именно в Карпатах украинские руководители времен президентства Виктора Януковича хотели провести зимнюю Олимпиаду 2022 года. Эта идея появилась в 2010 году, и на протяжении всего недобытого срока беглого (впоследствии) президента на подготовку к Олимпийским играм выделялись немалые средства. Только в бюджете на 2011 год на эти цели были предусмотрены порядка 500 миллионов долларов.
Но в июне 2014 года – в разгар российской агрессии против Украины – Львов, который был определен официальным кандидатом, отказался от участия в борьбе за право принять Олимпиаду-2022. Может быть и правильно, что отказался – победителем конкурса стал Пекин, с которым сложно было бы тягаться. Да и не понятно пока, состоится ли вообще Олимпиада, учитывая ситуацию с коронавирусом.
Биатлон - вещь серьезная
Но Украина не оставляет надежд на проведение чего-нибудь серьезного, что связано с зимними видами спорта. Так, на заседании Кабинета министров 20 мая было принято постановление об утверждении порядка и условий выделения из госбюджета субвенции на строительство современного биатлонного комплекса.
Субвенция будет предоставлена бюджету города Яремче Ивано-Франковской области – для сельсовета села Поляныця. Именно в этом населенном пункте планируется построить спортивный комплекс.
Как известно, в апреле Верховная Рада внесла изменения в госбюджет 2020 года. Изменения были обусловлены ситуацией с распространением коронавируса и вызванными им экономическими проблемами. Так, прогнозируемо было увеличено, хоть и незначительно, финансирование системы здравоохранения. При этом целым отраслям и сферам, в том числе, науке, образованию и даже, как ни странно, медицине, были срезаны миллионы, а, в некоторых случаях, и миллиарды гривен по целому ряду программ.
Кстати, судя по высказываниям членов правительства, финансирования в полном объеме на создание 500 тысяч новых рабочих мест еще нет.
Но на биатлон деньги нашлись. Сумма в 70 миллионов гривен весьма скромна, но все же. К тому же, учитывая, что Ивано-Франковская область входит в число лидеров по количеству заболевших Covid-19, было бы логичнее направить эти деньги на их лечение.
Но дело даже не в этом. Самое интересное – это то, где планируется построить упомянутый биатлонный комплекс. Как было сказано выше, он будет построен на территории Яремчанского городского совета. Конкретно – в селе Поляныця. Так вот, именно там находится крупнейший и самый известный в Украине горнолыжный курорт "Буковель". А он, как известно, контролируется олигархом Игорем Коломойским. После национализации "ПриватБанка" в 2016 году часть курорта, которая была на балансе финучреждения, перешла в собственность государства, а остальные активы остались в собственности бизнесмена. Государство хочет продать свою часть "Буковеля", но пока такие попытки не увенчались успехом.
И, пока идут споры и разбирательства с собственностью курорта, Игорь Коломойский получает такой пусть и скромный, но подарок.
Причем, не один.
Деньги на аэропорт
Также на заседании 20 мая Кабмин принял еще одно любопытное постановление. Оно касается порядка использования бюджетных средств для проектирования и строительства аэродрома международного аэропорта "Днепропетровск" (аэропорт сохраняет такое название, несмотря на новое имя города).
В обновленном госбюджете расходы на строительные работы в аэропорту Днепра были сохранены на уровне 100 миллионов гривен. Вместе с 200 миллионами гривен, который перешли с прошлого года, госфинансирование аэропорта в 2020 году составит 300 миллионов гривен.
При этом общие расходы государства на аэропорт "Днепропетровск" - 3 миллиарда гривен, из которых 1,2 миллиарда гривен уже выделены.
В аэропорту также будет построен новый терминал. Его проектом занимается группа DCH бизнесмена Александра Ярославского.
Харьковский олигарх получил контроль над аэропортом летом 2018 года. Однако сама "воздушная гавань", похоже, как и раньше находится в собственности структур, близких к Игорю Коломойскому.
Еще в 2016 году Фонд госимущества инициировал возвращение в государственную собственность аэропорта и базирующейся в нем авиакомпании "Днеправиа", которая также контролируется Коломойским. Однако суды приняли сторону олигарха. 14 мая 2020 года было опубликовано решение Верховного суда Украины, которое поставило точку в этом споре, - аэропорт остается у Коломойского.
Скромные подарки
Таким образом, на последнем заседании правительства как минимум два решения, предусматривающие бюджетное финансирование, приняты в интересах Игоря Коломойского. То, что соответствующие объекты отягчены спорами и судебными тяжбами, вряд ли сильно беспокоит олигарха – на сегодня, вероятно, нет ни одного связанного с ним актива, который бы, так или иначе, не попадал в скандал.
Еще две-три недели назад можно было с уверенностью говорить о том, что позиции Игоря Коломойского существенно пошатнулись. Основным поводом так считать стало принятие скандального законопроекта о невозможности возвращения прежним собственникам национализированных банков. По умолчанию, речь идет о "ПриватБанке", который перешел в собственность государства в декабре 2016 года. После этого, олигарх не оставлял надежд вернуть себе этот актив или получить за него крупную денежную компенсацию.
Окончательно "антиколомойский" закон был принят 13 мая. Это произошло, несмотря на более чем 16 тысяч поданных к нему поправок.
Казалось бы, Коломойский проиграл, при этом проиграл по-крупному. Однако, как писал ранее "Апостроф", похоже, что в качестве компенсации за один "ПриватБанк" власть подарит олигарху сразу два банка. Речь – об "Ощадбанке" и создаваемом "почтовом" банке на базе госкомпании "Укрпочта".
Последние решения Кабмина наводят на мысль, что Игорь Коломойский не только не утратил, но, наоборот, в последнее время даже нарастил свое влияние.