RU  UA

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Энергетика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Автогаз подорожал, что будет с бензином и дизелем: почему в Украине растут цены на горючее

Есть как внутренние, так и внешние причины

Есть как внутренние, так и внешние причины Фото: Pixabay.com

В Украине снова дорожает горючее. И, если цены на бензин и дизельное топливо в последнее время увеличились незначительно, то для автомобильного сжиженного газа рост оказался более ощутимым. "Апостроф" выяснял, что происходит с ценами на нефтепродукты, и ждать ли их дальнейшего подорожания.

Читайте также: Почему в Украине выросли цены на автогаз: объяснение эксперта

Две недели в очереди

В Украине подорожал автомобильный сжиженный газ. В частности, резкий ценовой скачок произошел на торгах Украинской энергетической биржи 18 октября, на которых стоимость тонны выросла на 3,5-4 тысячи гривен и превысила уровень 45 тысяч гривен за тонну.

Безусловно, это отражается и на ценниках АЗС.

"Такое повышение оптовой стоимости тонны газа соответствует примерно 3-4 гривнам за литр, - рассказал "Апострофу" аналитик консалтинговой компании "А-95" Артем Куюн. - Так что, скорее всего, в ближайшее время газ на АЗС подорожает примерно на эту сумму".

Подорожание в рознице пока происходит достаточно плавно. За последнюю неделю газ вырос в цене в среднем на 80 копеек за литр, и по состоянию на 27 октября его стоимость составляет 27,6 гривны за литр (исходя из приведенного выше прогноза, она скоро должна будет превысить 30 гривен за литр).

Главной причиной резкого скачка цен на оптовом рынке стали не рыночные факторы, а изменения в порядке пропуска горючего через границу.

"17 октября вступили в силу изменения в Таможенный кодекс, введенные для того, чтобы предотвратить попадание на отечественный рынок российских нефтепродуктов, - говорит Артем Куюн. - Согласно новому порядку, трейдеры должны предоставить таможне полный пакет документов, который подтверждает всю цепочку поставки и дает возможность установить, откуда на самом деле происходит горючее. О том, что такие изменения будут введены, было известно более, чем за месяц. Однако многих трейдеров они все равно застали врасплох. И из-за этого начались задержки машин на границе".

Эти проблемы также совпали с повышенной нагрузкой на пункты пропуска, поскольку сейчас через границу движется много грузовиков с аграрной продукцией. Поэтому бензо- и газовозам приходится ждать в длинных очередях. По оценке Артема Куюна, на четыре грузовика с зерном пропускают один бензовоз.

"В условиях перебоев с поставками сжиженного газа из Европы увеличился спрос на газ украинского производства, – говорит эксперт. – Это и привело к тому, что на аукционах цена резко выросла".

Упомянутые проблемы на границе затронули в полной мере и другие виды горючего - бензин и дизель. Однако на их розничную стоимость это мало повлияло. После 17 октября средние цены на АЗС выросли всего на 10 копеек, и сейчас бензин А-95 и дизтопливо продаются почти по одной цене, которая составляет в среднем около 55,6 гривны за литр.

"Газ более чувствителен к задержкам с импортом, - объясняет "Апострофу" эксперт "Нафторинка" Александр Сиренко. - На рынке практически всегда присутствует значительный запас дизеля и бензина. Поэтому задержка бензовозов на границе не вызывает каких-либо опасений, что может возникнуть дефицит. Зато запасов газа у трейдеров нет, им торгуют практически с колес. Привезенное горючее сразу попадает на заправку, а газовоз отправляется за новой партией. Именно поэтому рынок так резко отреагировал на изменения".

По словам эксперта, из-за задержек с таможенным оформлением значительно увеличилось время обращения газовозов. Раньше одна машина могла совершить до восьми рейсов в месяц, а сейчас стояние в очереди отнимает до двух недель, поэтому выходит не больше двух рейсов в месяц.

"Чтобы обеспечить тот же поток горючего, нужно больше машин, однако их не хватает. Если бензовозов на рынке достаточно, порой даже больше, чем надо, то с газовозами ситуация хуже. И это привело к заметному проседанию импорта", - добавляет Артем Куюн.

Впрочем, эти проблемы не будут продолжительными, считают эксперты. Ведь трейдеры быстро приспособятся к новым правилам оформления грузов, а потому уже через две-три недели смогут наладить ритмичные поставки газа.

Однако надеяться на то, что цены вернутся к прежнему уровню, скорее всего, не приходится.

"Рынок давно уже был готов к повышению цены на газ, однако трейдеры не решались нарушить равновесие. Но задержки на границе дали толчок для того, чтобы наконец-то это сделать. Поэтому в ближайшее время, даже если переход границы ускорится, цены на газ все равно будут расти", - резюмировал Александр Сиренко.

Нефть и Газа

Пока Украина решает собственные проблемы с нефтепродуктами, на мировом рынке нефти происходят определенные процессы, связанные с обострением ситуации на Ближнем Востоке.

"После длительного периода роста мировые цены на нефть во второй половине сентября начали снижаться. Стоимость марки Brent упала до 84 долларов за баррель, и тенденция к снижению сохранялась. Уже скоро она могла достичь отметки 75 долларов, которая комфортна для переработчиков", - рассказывает Александр Сиренко.

Однако после террористической атаки ХАМАС на Израиль регион Ближнего Востока, являющийся ключевым поставщиком нефти на мировой рынок, находится в состоянии значительной напряженности, которая в любой момент может привести к военным действиям.

Все это вызвало волнение на рынке, в результате которого цена нефти пошла вверх и в начале октября превысила 90 долларов за баррель (в конце месяца Brent торгуется чуть ниже этого показателя). Учитывая воинственные заявления Ирана, трейдеры опасаются, что он вмешается в конфликт, а это вызовет ужесточение санкций в отношении иранского нефтяного экспорта.

"Иран, в свою очередь, может заблокировать Ормузский пролив (выход из Персидского залива - "Апостроф"), - сказал в комментарии "Апострофу" президент центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар. - Это лишит возможности экспортировать нефть Катар, Бахрейн и ОАЭ, что лишит мировой рынок 20% нефти" .

Однако, по мнению эксперта, хотя текущие события на Ближнем Востоке и влияют на цены, сводить все тенденции на рынке к этому влиянию не стоит.

"Главным фактором является то, что на сегодняшний день двое из трех главных игроков на мировом рынке - Саудовская Аравия и Россия (третьим являются США - "Апостроф") - придерживаются молчаливого соглашения об увеличении цен на нефть, - говорит Гончар. – Обе страны остро нуждаются в деньгах, россияне – для войны, а саудиты – для амбициозных проектов развития, которые продвигает принц Мухаммед ибн Салман. Поэтому они принимают меры для повышения мировых цен на нефть".

По его словам, от этого проиграют, в первую очередь, развитые экономики Европы и Америки, потребляющие большое количество нефтепродуктов.

"Как известно, значительная часть граждан США голосует, исходя из цифр на стелах АЗС, поэтому, учитывая приближающиеся выборы в следующем году, правительство прилагает усилия для того, чтобы снизить цены на нефть", - говорит эксперт.

Для этого США, в частности, собираются вернуть на мировой рынок еще одного важного игрока - Венесуэлу. Недавно американское правительство ослабило санкции против этой страны, что дает ей возможность возобновить экспорт нефти.

"Правда, несмотря на то, что Венесуэла имеет самые большие в мире запасы, это решение будет иметь достаточно локальное значение для рынка, - отмечает Михаил Гончар. - Венесуэльская нефть относится к классу тяжелых, и перерабатывать ее в чистом виде почти невозможно. Для этого ее смешивают с более легкими сортами, преимущественно с теми, которые добываются в Соединенных Штатах".

Что касается остального мира, то тенденции нефтяного рынка будут в значительной степени зависеть от развития событий на Ближнем Востоке.

"Если возникнет открытая война на северной границе Израиля или в Газе, то стоимость нефти пойдет вверх и вероятно превысит 100 долларов за баррель. Поэтому сейчас США давят на Израиль, чтобы отговорить его от наземной операции в Газе", - говорит Гончар.

Впрочем, пока на розничных ценах бензина, в частности, в Украине, колебания мирового рынка не отражаются. Цена нефти, хоть и выросла, однако еще не превысила максимума в 97 долларов за баррель, который был достигнут в сентябре.

"Бензин из нефти, которая была продана по этой цене, уже находится в Украине и свое влияние на цены он уже оказал. Сегодня премиальные нефтепродукты на АЗС стоят 60 гривен за литр. И пока цена нефти не вырастет выше 97 долларов, горючее дорожать, скорее всего, не будет", - рассказал Александр Сиренко.

Читайте также: Автогаз дорожает, а что с ценами на бензин: прогнозы на осень

Новини партнерів

Читайте также

Россия идет на крайний риск на Запорожской АЭС – Ольга Кошарная

Действия России на Запорожской АЭС не отвечают международным нормам и создают значительные риски для ядерной безопасности

Россия пытается полностью уничтожить объекты энергетики в Украине, - советник премьер-министра

Для восстановления энергосистемы Украина должна отремонтировать поврежденные мощности и создать распределенную генерацию

Прилив энергии из Литвы: чем еще страны-партнеры могут помочь Украине

Кто поможет Украине побороть последствия ракетных ударов по энергетической инфраструктуре