Кабинет министров предлагает Верховной раде утвердить новые механизмы управления государственными инвестициями и контроля за использованием бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов. Если нормы будут поддержаны, то государство и местные органы власти, инвестирующие в частную собственность, смогут претендовать на долю в уставном капитале компании, которая получает финансирование. Таким образом государство пытается минимизировать риски от невозврата кредитов под госгарантии, считают эксперты. Однако и в этом случае не исключена коррупционная составляющая, поскольку бюджетное финансирование проектов осуществляется в ручном режиме.
Правительство зарегистрировало в парламенте законопроект №4535а с изменениями в закон «Об инвестиционной деятельности». Документ предлагает изменить систему управления госинвестициями и правила отбора проектов, финансируемых из бюджета. В частности, государственный или местный инвестпроект, помимо общей характеристики, планов реализации и прогнозных объемов производства продукции, должен будет содержать расчет показателей его экономической, социальной и бюджетной эффективности, а также альтернативные варианты достижения целей инвестирования. Кроме того, государственное финансирование новых инвестпроектов будет осуществляться при условии продолжения обеспечения ранее начатых подобных проектов не менее, чем на 75%. Процесс отбора, реализации и мониторинга госпроектов может стать публичным ‒ все результаты будут обнародованы.
Кроме того, проекты, которые планируется реализовать при господдержке, общей стоимостью более 30 млн грн, должны проходить экспертизу, менее этой суммы ‒ госоценку. Порядок проведения этих процедур определит Кабмин. Сейчас все проекты проходят госэкспертизу. Без нее будут регистрироваться, например, проекты реконструкции, переоснащения, расширения предприятий. По словам экономиста Международного центра перспективных исследований Ангелы Бочи, правительство никак не обосновывает эту сумму, а любые порядки проведения процедур несут в себе коррупционные риски. «Например, вопрос предоставления госгарантий давно уже стал проблемой. Кабмин постоянно сокращает объемы капитальных вложений, но может предоставить госгарантии. Но государство всегда знает, что те, кто берут кредиты под госгарантии, никогда их не возвращают и пример тому ‒ “Укравтодор”»,‒ добавляет экономист Национального института стратегических исследований Алексей Молдован. Поэтому уже давно стоит вопрос касательно принятия базового закона о предоставлении госгарантий, чтобы исключить любую возможность ручного управления.
В то же время в законопроекте содержится норма, которая обезопасит государство от невозврата кредитов, взятых под госгарантии. Государственное или местное инвестирование в объекты частной собственности будут осуществляться только при условии закрепления в государственной или коммунальной собственности доли в уставном капитале юридического лица, получающего такое инвестирование. «Почему компания, выступившая инициатором проекта, нашла кредитора, должна еще потом делиться долей? ‒ удивлен глава подкомитета по вопросам промышленной политики профильного парламентского комитета Сергей Матвиенков (Партия регионов).‒ Мы будем против такой нормы». Госпожа Бочи не исключает рисков получения государственных средств на подставные фиктивные фирмы. «А если речь идет о корпорациях и крупных компаниях, то они и без помощи государства привлекут деньги»,‒ добавляет Алексей Молдован.
Секретарь комитета Рады по вопросам промышленной и инвестиционной политики Виталий Немилостивый (внефракционный) отмечает, что закон «Об инвестиционной деятельности» работает уже давно, однако инвестбума в Украине как не было, так и нет. «Когда я работал в Минпромполитики, потенциальные инвесторы говорили, что в Украине хорошее законодательство, но оно не выполняется,‒ рассказывает депутат.‒ Они отмечают, что мы единственные ‒ от Северо-Ледовитого океана до Средиземного моря ‒ где взимается НДС при ввозе оборудования, вдвое завышается таможенная стоимость при ввозе товаров. А если при ввозе сырья сняли НДС, то при вывозе уже готовой продукции его следует вернуть его, а не судиться». Поэтому, считает он, необходимо создавать условия, а не разрабатывать законопроекты «для отвода глаз». Ангела Бочи добавляет, что открытым до сих пор остается вопрос защиты прав инвесторов: «Даже судебная система не может гарантировать право собственности».