RU  UA

понедельник, 6 января
  • НБУ:USD 42.05
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  42.05
Регуляторная политика

"...И в животноводстве": Правильно ли передавать Нацбанку регулирование непрофильных рынков

У народных избранников полярные мнения насчет "законопроекта о СПЛИТе"

У народных избранников полярные мнения насчет "законопроекта о СПЛИТе" Фото: НБУ

В начале октября парламентский Комитет ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности принял решение рекомендовать Верховной Раде принять во втором чтении новую редакцию президентского законопроект №2413а "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг". Этот документ, известный в профессиональной среде как "законопроект о СПЛИТе", по сути, предполагает ликвидацию Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг и передачу основной части ее функций Нацбанку, а другой части - Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Как отмечают эксперты, навести порядок с регулированием небанковского финсектора действительно нужно, и давно. Однако, после принятия данной редакции законопроекта НБУ может стать эдаким "мегарегулятором", под ручным контролем которого окажутся рынки, никакого отношения не имеющие к банковской сфере, вроде лизингового, страхового и прочих. В плюсах и минусах "законопроекта о СПЛИТе" постарался разобраться "Апостроф".

Проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг" был передан в Верховную Раду еще в июле 2015 году, в разгар масштабного финансово-экономического кризиса. Как отмечают эксперты, на то время это был вполне актуальный документ, призванный решить ряд важнейших вопросов украинского рынка небанковских финансовых услуг и отвечающий заявленным целям по реформированию и дерегуляции этой сферы.

Документ, в частности, предполагал введение на уровне законодательства современных норм регулирования небанковского финансового сектора, упрощение разрешительных процедур, уменьшение количества контролирующих органов и, за счет этого, повышение эффективности функционирования рынка.

Целый год законопроект пылился в парламенте и был принят в первом чтении лишь в июле 2016 года. Чтобы доработать и подготовить проект ко второму чтению потребовалось еще два года. И вот, 2 октября 2018 года члены Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности проголосовали за передачу его на рассмотрение нардепов.

Между тем, сегодня на сайте Верховной Рады вы не найдете последней редакции законопроекта №2413а, который собираются вынести на второе чтение. Документы в соответствующем разделе датированы еще 2015 годом. Хотя депутаты и эксперты, которым удалось ознакомиться с документом, говорят о том, что в сравнении с первым чтением его текст претерпел значительную трансформацию и не в лучшую сторону.

В то же время, во фракции БПП, которая, собственно, и продвигает новый закон, уверяют, что спорные моменты из него убрали в ходе обсуждения в рабочих депутатских группах.

"На рабочих группах было принято решение поддержать концепцию законопроекта первого чтения, и все предложения прямо ей противоречащие были отклонены... Таким образом, перед вами поддержанная рабочей группой таблица, которая по сути не меняет ключевые принципы проекта, согласованные в первом чтении, и оставляет ключевую цель: создать действенного, эффективного регулятора в секторе небанковских финансовых учреждений. Итак, прошу поддержать продвижение реформ и развитие финансового сектора, и рекомендовать Верховной Раде Украины проект Закона 2413а", - убеждал членов Комитета на заседании по СПЛИТу заместитель его председателя, народный депутат из фракции БПП Руслан Демчак.

Вместе с тремя представителями БПП за передачу "законопроекта о СПЛИТе" в сессионный зал для второго чтения проголосовали по одному представителю от групп "Відродження" и "Воля народу". Против выступили два представителя "Народного фронта". Характерная деталь: один из членов комитета, представляющий БПП, при голосовании воздержался.

В депутатской группе "Воля народа" в целом поддерживают идею реформы в сфере регулирования небанковского финансового сектора. Однако, лидер группы Ярослав Москаленко отметил "Апострофу", что его коллеги еще собираются детально изучить нынешнею редакцию законопроекта и не будут голосовать за "кота в мешке".

"Первое чтение законопроекта 2413а состоялось более двух лет назад и тогда "Воля народа" поддержала соответствующую инициативу "за основу". На сегодняшний день подготовка проекта ко второму чтению, насколько нам известно, уже завершена, и профильный комитет рекомендовал принять законопроект "в целом". Вместе с тем, народные депутаты не успели ознакомиться с тем, какие именно поправки были учтены, и в каком виде документ попадет на пленарное заседание. Поэтому говорить о безоговорочной поддержке мы не можем. Во-первых, не было заседания группы по соответствующему вопросу. Во-вторых, мы не голосуем за "кота в мешке". Будет текст, тогда и определимся. Предварительно так, а там посмотрим", - подчеркнул Москаленко.

В пресс-службе парламентской фракции "Самопомич" "Апострофу" также сообщили, что их депутаты еще не обсуждали новую редакцию "законопроекта о СПЛИТе" и что позиция фракции будет озвучена после детального изучения его текста.

Неожиданно "за" передачу законопроекта на второе чтение в ходе заседания комитета проголосовал также нардеп от РПЛ Сергей Рыбалка. Однако, впоследствии он заявил, что законопроект явно непроходной и даже вредный и поддержки в зале парламента не найдет.

"Давно назрела реформа отечественных регуляторов финансового рынка. Однако, конкретный законопроект о СПЛИТе (№2413а) содержит, к сожалению, большое количество недостатков. Он убирает из законодательства регулирование многих аспектов деятельности финансовых рынков и передает эти вопросы на уровень актов Нацбанка и Нацкомиссии по ценным бумагам. Это точно увеличивает риски коррупции. Среди недостатков также - скрытое перелицензирование участников рынков. Кроме того, деятельность по поддержанию стабильности национальной валюты перестанет быть основной функцией НБУ, а это прямо нарушает Конституцию Украины... Таким образом, документ требует кардинальной доработки. В таком виде фракция Радикальной партии его поддерживать не будет", - заявил Рыбалка "Апострофу".

Поддерживают позицию члена Комитета от Радикальной партии и его коллеги по фракции.

"Этот закон делает НБУ одновременно "создателем норм", "контролером" и "судьей" на всем финансовом рынке. НБУ-"мегарегулятор" сможет сам устанавливать правила (без экспертизы или согласований с Минюстом, Государственной регуляторной службой, без надлежащего парламентского надзора), - прокомментировал "Апострофу" недостатки новой редакции законопроекта заместитель главы РПЛ по экономической политике, председатель Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк. - Не согласен с решениями НБУ - можешь оспорить, но это не остановит выполнения этих решений. Я вижу в этой модели очень серьезные риски и буду убеждать коллег в парламенте не поддерживать законопроект №2413а в таком виде".

Следует отметить, что на небанковском финансовом рынке, где сегодня регулятором является Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг, работает более 2 тыс. различных компаний - страховых, финансовых, лизинговых, кредитных и прочих. При этом характерно, что, в отличие от банковского сектора, который регулируется НБУ, рынок небанковских финансовых услуг показал ощутимую позитивную динамику. Это, в частности, отметил во время выступления на заседании Комитета народный депутат от "Народного фронта", секретарь Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Максим Поляков.

"Суммарные активы рынка небанковских финансовых учреждений по итогам 17-го года составили 173 млрд грн. Это примерно 7,7% ВВП... В 2017 году небанками уплачено налога примерно на 5,5 млрд грн, а банками - 3,7 млрд грн. Это так, чтобы понимать, где хвост, а где голова, и что мы к чему присоединяем", - отметил народный депутат.

Кроме того, по мнению представителя "Народного фронта", законопроект не предусматривает, каков будет порядок защиты прав потребителей сферы небанковского сектора - это то, чем раньше активно занималась Нацкомфинуслуг.

"В течение 2017 года Нацфинуслуг рассмотрено почти 7 тыс. обращений граждан. Мы понимаем, что в Национальном банке даже не существует отдела, управления, департамента, который бы этим занимался. То есть, существуют реальные вещи, которые вообще делают невозможным принятие... Закон был актуален три года назад, когда его только пытались внести. Но сегодня мы понимаем, что это исключительно политическая вещь. Мы видим ту катастрофическую ситуацию, которая сложилась в Национальном банке и мы понимаем, что это будет реальный пресс и уничтожение небанковского сектора", - считает Поляков.

Проще говоря, даже нынешняя модель регулирования рынка небанковских финсулуг, которую считали, якобы, не слишком совершенной, напротив, доказала свою эффективность. И вовсе не факт, что с передачей функций регулирования Нацбанку ситуация не ухудшится, скорее уж наоборот.

"Вместо четкого и комплексного законодательного регулирования небанковского финсектора можем получить неограниченное ручное управление со стороны НБУ и большое поле для злоупотреблений. Не зря против законопроекта выступили более полутора десятка авторитетных ассоциаций из всех сегментов небанковского финансового рынка: "Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса", "Национальная ассоциация кредитных союзов", "Лига страховых организаций", "Украинское объединение лизингодателей", "Союз аудиторов Украины", "Бюро кредитных историй Украины" и др.", - отмечает Галасюк.

Действительно, многие эксперты из числа участников рынка небанковских финуслуг встретили новую редакцию "законопроекта о СПЛИТе" довольно прохладно.

В частности, как отметила генеральный директор Ассоциации "Объединение финансовых учреждений" Виктория Волковская, одним из главных минусов новой редакции является введение ручного регулирования рынка небанковских финансовых услуг.

"Законопроект №2413а, подготовленный ко второму чтению, по своей сути противоречит законопроекту, который президент Петр Порошенко подал в Верховную Раду еще 20 июля 2015 года, и предусматривает переход от четкого законодательного регулирования рынка финуслуг к ручному регулированию новыми регуляторами с помощью их нормативных актов, с неограниченными полномочиями и отсутствием контрольных механизмов", - поясняет эксперт.

Другие участники рынка отмечают, что в таком виде законопроект несет существенные коррупционные риски.

"Президент поставил задачу, чтобы регулирование финансового рынка было эффективным. Он не ставил задачу принять закон, который разваливает основы государственного регулирования, не соответствует требованиям ЕС и является коррупционным по своей сути", - комментирует новую редакцию председатель Совета Ассоциации "Бюро кредитных историй Украины" Антонина Паламарчук.

Каковы резоны продвигать спорный законопроект, который, по мнению экспертов, может лишь навредить ситуации на небанковском финансовом рынке, "Апостроф" постарался узнать у главы пропрезидентской парламентской фракции, а также у руководителя группы "Видродження". Однако к моменту выхода публикации их ответ так и не был готов. Пообещали уточнить свою позицию, но к моменту выхода публикации не успели этого сделать в "Батькивщине" и Опозиционном блоке.

Что касается позиции Нацбанка о ликвидации Нацкомфинуслуг и передачи ее функций НБУ, то ее в очередной раз озвучила во время заседания парламентского комитета замглавы Екатерина Рожкова.

"Мы считаем, что принятие этого закона... приведет к укреплению финансового рынка в целом. Потому что синергия от совместной работы страховых компаний и банков, она очень сильна. Это мы наблюдали в годы, предшествовавшие первому кризису 2007-08 годов... Это и укрепит банки, защитит их риски, и даст толчок для дальнейшего развития страховых компаний... Это позволит развивать, в том числе, второй уровень пенсионной реформы", - заявила замглавы НБУ.

Она также постаралась ответить на аргументы противников законопроекта касательно ручного регулирования.

"Все наши регуляторные акты, именно регуляторные, проходят обсуждения с представителями отрасли, и это наше правило, оно закреплено нашими внутренними документами. Поэтому я исключаю любую возможность принятия каких-то актов, которые бы навредили отрасли...", - постаралась объяснить позицию НБУ Рожкова.

Однако, похоже, депутатов эти слова замглавы Нацбанка не убедили.

"Не исключаю, что власть хочет использовать этот закон для "зачистки" рынка от украинских компаний и ручной монополизации рынка в интересах иностранных игроков. Безграничные возможности мегарегулятора без его надлежащей подотчетности и ответственности - ложный путь", - считает Галасюк.

Председатель фракции "Народного фронта" Максим Бурбак также заявил "Апострофу", что законопроект еще будет дорабатываться.

"Члены профильного комитета от фракции "Народного Фронта" работают над доработкой этого законопроекта ко второму чтению. Когда он будет в повестке дня, будем обсуждать его на фракции", - отметил глава фракции "Народного фронта".

Таким образом, можно констатировать, что пока далеко не все депутатские группы и фракции готовы голосовать за редакцию "законопроекта о СПЛИТе", предложенную профильным комитетом. Более того, есть сомнения даже у тех депутатских объединений, которые поддержали вынесение его Комитетом на второе чтение. Основная причина сомнений: а стоит ли все-таки наделять НБУ функциями, которые для него не свойственны. Ведь, если следовать логике нынешнего законопроекта, почему бы тогда не передать Нацбанку контроль и над прочими несвязанными сферами, например, перефразируя известного героя братьев Стругацких, "и животноводством"? А согласно ли с такой логикой большинство в Верховной Раде покажет ближайшее время.