Законопроекты в сфере налогообложения, которые инициированы правительством, все труднее назвать налоговыми реформами.
Каждый раз все, что связано с очередной инициативой блока власти в сфере государственных финансов, напоминает какую-то аферу в масштабах страны, в которую пытаются втянуть бизнес и население страны. Именно аферу, которая сопровождается значительными рисками, сомнительными последствиями, неблаговидными намерениями, скрытыми под красивыми лозунгами и обещаниями упростить учет и отчетность, заставить платить богатых, снизить нагрузку на фонд оплаты труда, улучшить условия для развития малого бизнеса, ликвидировать налоговые ямы.
Для большинства граждан нашей страны эти лозунги являются понятными и отвечающими на их запросы, именно поэтому эти лозунги находят абсолютную поддержку в обществе. Но даже у обывателей все чаще возникает вопрос, почему экономика продолжает падать, почему закрываются магазинчики и небольшие предприятия сферы услуг и обслуживания, почему предприятия переходят на сокращенный режим работы, почему уходят инвесторы.
На протяжении 2014 года страна уже пережила полторы волны «реформаторских» изменений в налоговое законодательство, внесенные законом Украины от 27 марта «О предотвращении финансовой катастрофы и создание условий для экономического роста в Украине» и законом Украины от 31 июля «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины».
Почему полторы волны? Потому что наиболее ключевые изменения в Налоговый кодекс Украины – введение системы электронного администрирования по НДС – вступают в действие с 1 января 2015 года. Бизнес еще не ощутил на себе всю силу данной «реформы», иначе бы в текущем году негативные тенденции в экономике проявились еще сильнее и отчетливее.
Что мы получили от вступления в действие указанных законов? Падение темпов промышленного производства и ВВП, невыполнение плана поступлений налогов в бюджет, в том числе и по акцизам, ставки по которым поднимались за год три раза, отток инвестиций, закрытие предприятий, падение доходов граждан.
Но на этом правительство не остановилось. Чтобы закрепить «успех» нам предложили «налоговую реформу», которую бизнес и общественность не восприняли еще на этапе обсуждения концепции реформирования налоговой системы. Государственной фискальной службой Украины были проведены круглые столы, встречи, но аргументация, приведенная бизнесом и общественностью, не была взята во внимание.
После принятия закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины», несмотря на неоднократные обращения общественности в Государственную фискальную службу, не было проведено ни одно обсуждение по вопросам имплементации норм, касающихся введения системы электронного администрирования.
Налоговым ведомством были проигнорированы все предложения бизнеса по урегулированию проблемных вопросов, которые возникнут сразу со вступлением в действие соответствующих норм:
– относительно зачета отрицательного значения НДС по состоянию на 1 января 2015 года и бюджетного возмещения, заявленного в счет будущих платежей до этой даты;
– относительно получения права плательщиков на бюджетное возмещение по НДС, кроме права на автоматическое возмещение;
– по возврату средств, излишне перечисленных плательщиками на спецсчет по НДС, и возврате переплаченных сумм налога с бюджета;
– по восстановлению права плательщиков на исправление самостоятельно выявленных ошибок, корректировке налоговых накладных, выписанных до 1 января 2015 года, реализации прочих прав, предусмотренных Налоговым кодексом Украины и Конституцией Украины.
Ни Служба, ни Министерство финансов Украины не реагируют на все замечания и критику бизнеса по вполне понятным причинам. Замораживание неиспользованного налогового кредита плательщиков, ограничение права на бюджетное возмещение с 1 января 2015 года, сама система денежного обеспечения налоговых обязательств по НДС принесет десятки миллиардов гривен в бюджет, а еще больше даст возможность заработать и прокрутить средства субъектов хозяйствования на спецсчетах по НДС неизвестно откуда взявшейся структуре – ПАО «Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках», который получил статус банка в августе 2013 года. Миллиарды замороженных средств осядут на счетах этого банка, миллиарды средств, до сих пор оборачивающиеся в финансовой системе и в национальной экономике, будут работать только на одну структуру.
Очень похоже на мощную схему, в которой налоговые ямы будут управляться с одного центра.
А тут какой-то бизнес и какие-то эксперты выражают недовольство нормами, увы, уже действующего законодательства, которое, по их мнению, приведет к катастрофическим последствиям. Авторы спецсчетов по НДС тут же возражают: якобы это тот самый бизнес и эксперты, которые не заинтересованы в эффективной борьбе с налоговыми ямами.
На самом деле, основная цель системы электронного администрирования – не борьба с налоговыми ямами. Основная цель – выжать из бизнеса все оборотные средства – часть в бюджет, а большая часть – в ПАО «Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках».
Шансы того, что уже запущенный механизм можно будет остановить до конца этого года, очень низки, а с сегодняшним составом правительства – они вообще отсутствуют.
После предыдущих «реформ» появление законопроектов № 5079 и 5080 доказало завидное упорство правительства окончательно уничтожить экономику страны и бизнес.
Пакет законопроектов, который представляется как разработка участников рабочих групп, созданных при Министерстве финансов Украины, на самом деле верстался фискальным органом и Минфином без согласования с общественностью и бизнесом. Члены рабочей группы получили возможность ознакомиться с текстом законопроекта 15 сентября 2014 года – в момент его размещения на сайте Верховной рады Украины. Доработки и изменения в законопроектах № 5079 и № 5080 продолжают оставаться тайной для общества, вероятно с целью стать очередным сюрпризом в день рассмотрения в сессионном зале Верховной рады.
Анализ норм законопроектов свидетельствует о том, что за красивыми лозунгами стоит вполне конкретная цель – пополнить за счет бизнеса и населения бюджет страны.
Кстати, в этой цели нет ничего плохого. Действительно, за каждой реформой должна стоять именно такая цель. Но вопрос в средствах достижения этой цели. Наиболее приемлемое для национальной экономики пополнение доходной части бюджета должно происходить путем развития экономики, увеличения темпов роста производства и ВВП, привлечения инвестиций. Но для этого нужно сначала создать соответствующие условия для экономического роста.
Увеличение налоговой нагрузки без создания этих условий обречено на получение обратного эффекта – увеличение коррупции, дальнейшую тенизацию экономики, отток инвестиций, падение производства, и, как следствие, снижение поступлений в бюджет.
Так, снижение ЕСВ только с суммы, превышающей два размера минимальной заработной платы, не выведет бизнес из тени, но при этом увеличение ответственности в виде драконовских штрафных санкций за нарушения в сфере трудового законодательства и взимания единого социального сбора окончательно загонят бизнес в тень и увеличат коррупционные риски.
Введение налога на коммерческую недвижимость по предложенным правительством ставкам станут непомерным бременем для товаропроизводителей и прочих субъектов хозяйствования, увеличат себестоимость товаров, услуг, а значит – отразятся в цене их реализации.
Повышение акцизов на табак и алкоголь скажется на доходах населения и приведет к увеличению контрабандных потоков в страну и объемов контрафактной продукции.
Расширение прав контролирующих органов в части проведения проверок бухгалтерского учета, согласно требованиям национальных и международных стандартов бухгалтерского учета, является превышением полномочий фискальных органов, что приведет к массовым конфликтам между контролирующими органами и плательщиками налога на прибыль.
Введение непрямых методов контроля доходов и расходов физических лиц без значительного снижения нагрузки на фонд оплаты труда, фактически, станет узакониванием коррупции и борьбой не с богатыми (как это представляется), а с обычными гражданами страны.
Министерство финансов Украины не раскрывает общий экономический эффект от проведения реформы, что наводит на мысль, что авторами реформ прогнозируется увеличение поступлений в бюджет за счет общего увеличения налоговой нагрузки на бизнес и население. Но это самообман, потому что завтра просто не с кого будет собирать налоги. Многие планируют закрывать бизнес в Украине и выводить капиталы за рубеж.
Именно этими простыми тезисами и пытались эксперты донести «реформаторам» из Минфина и фискальной службы аргументы против принятия законопроектов № 5079 и 5080, в том числе и путем обращений в виде открытых писем и публичных обращений через СМИ.
Одним из главных требований бизнеса и общественности стала необходимость ведения открытого диалога власти и бизнеса, который должен стать залогом восстановления доверия к власти, совместного поиска путей выхода из экономического кризиса и стимулов для экономического роста.
Так, эксперты группы «Налоговая реформа» «Реанимационного пакета реформ», гражданской платформы «Нова країна», УСПП, ТПП, Всеукраинского аграрного совета неоднократно обращались к главе фискального ведомства Белоусу И. О. и министру финансов Украины Шлапаку А. В. с предложением провести открытое обсуждение пакета реформ. В частности, было предложено провести круглый стол 2 октября 2014 года. Это предложение не было поддержано представителями власти, а вместо этого было заявлено о проведении 3 октября 2014 года совместной пресс-конференции Игоря Белоуса и Дениса Фудашкина с участием прессы и без участия представителей экспертной среды и общественности.
Что это? Попытка уйти от неудобных вопросов, боязнь услышать критику, желание представить реформы в нужном свете?
Но если они так хороши, откуда такое нежелание вступить в открытый диалог?
Вопросов много, ответов нет. Есть только жизненная необходимость в проведении именно тех реформ, которые дадут толчок для инвестиций, которые приблизят нас к финансовой независимости Украины. Такие реформы возможны лишь при условии прозрачных процедур со стороны власти, наличия открытого диалога, консолидации общества и осознания ответственности экономического блока власти перед обществом. От этого зависит успех реформирования национальной экономики и экономическая безопасность страны.