РУС. | УКР.

пятница, 28 июля
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
25.90
Экономика

Кабмин взял с украинцев больше денег: самые спорные налоги. Инфографика

Временные налоги позволили правительству получить сверхдоходы в госбюджет

Временные налоги позволили правительству получить сверхдоходы в госбюджет Сверхплановые налоговые поступления в общий фонд госбюджета связаны с девальвацией и ростом цен Фото: Владислав Содель

В 2015 году в общий фонд госбюджета поступило на 10 млрд грн больше налогов, чем планировалось властями. Правда, увеличение налоговых поступлений связано не с реформированием и ростом экономики, а с девальвацией гривны, удорожанием товаров, а также введением ряда временных налогов и сборов. Впрочем, далеко не каждый дополнительный налог действительно обеспечил наполнение бюджета. Некоторые из них вызвали протесты со стороны предпринимателей.

В Украине стали больше платить и собирать налогов. За семь месяцев 2015 года поступления в общий фонд госбюджета составили 220,05 млрд грн, сообщила Государственная казначейская служба. В январе-июле в общий фонд собрали почти на 10 млрд грн больше, чем рассчитывали в правительстве. Если говорить о показателях сводного бюджета (с учетом местных бюджетов), то рост налоговых поступлений превысил 30,4% — 189,4 млрд грн в январе-июле 2014 года, против 272,2 млрд грн в текущем году. Это нетипично для экономики страны с ежемесячно падающими объемами промышленного производства. Напомним, сверхплановые поступления в казну связаны с девальвацией и ростом цен. Это позволило получить больше платежей с импортных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость. О реальном депрессивном состоянии экономики отчетливо свидетельствует налог на прибыль предприятий, сборы которого заметно "просели".

Война, газ и импортный сбор

Учитывая спад в экономике, в правительстве готовы довольствоваться малым, но сразу из нескольких источников. К примеру, следуя этой логике, в прошлом году ввели 1,5% военный сбор с доходов граждан, который в текущем году принес в госбюджет 4,8 млрд грн. Это более чем десятая часть годового бюджета Министерства обороны. Однако проследить реальные расходы с "налога на армию" не представляется возможным, поскольку он взимается в общий фонд госбюджета, который не является целевым. Именно поэтому в парламенте и правительстве обсуждается вопрос отмены сбора, что должно снизить нагрузку на фонд оплаты труда.

Еще один спорный источник компенсации для госбюджета дополнительный импортный сбор в размере 5-10%, который ввели в феврале, для стабилизации платежного баланса. Более 20 ассоциаций и предпринимательских объединений обратились к руководству страны с просьбой отменить его уже в этом году, поскольку он больно бьет по внутренним производителям, зависящим от импортного сырья и комплектующих. Но власти выполнить эту просьбу пока не готовы, поскольку за семь месяцев этот сбор принес в госбюджет свыше 11,5 млрд грн. Это вдвое больше, чем дали все ввозные пошлины за январь-июль 2014 года. В правительстве не ожидали таких поступлений. Как ранее заявила в интервью "Апострофу" первый заместитель министра экономического развития и торговли Наталья Микольская, в процессе действия импортного сбора произошла девальвация, которая не учитывалось при его введении.

Впрочем, дополнительные пошлины на импорт все же отменят с января 2016 года. В противном случае, Украина рискует пойти против требований ВТО, что может иметь последствия в виде ответных защитных мер со стороны наших торговых партнеров.

Не до конца откровенными власти были и с украинскими газодобытчиками. В 2014 году правительство ввело повышенные ставки ренты за пользование недрами. Они должны были действовать только до конца прошлого года. Но, поставив на одну чашу весов доходы госбюджета, а на другую перспективы внутренней газодобычи, в правительстве решили сохранить повышенные ставки и в 2015 году. Отчасти план сработал. Если в январе-июле 2014 года за пользование недрами в сводный госбюджет поступило 9,2 млрд грн, то за аналогичный период нынешнего года 14,3 млрд грн. Но аппетиты Минфина, согласно отчету Госказначейства, были еще большими: за счет газовой ренты планировалось собрать как минимум на 2 млрд грн больше и еще 2,6 млрд грн Минфин не досчитался от ренты по нефтедобыче. Стоит отметить, что чрезмерные рентные ставки могут привести к разорению ряда частных газодобывающих компаний. В перспективе это может снизить уровень отечественной газодобычи, что вынудит нашу страну закупать газ за рубежом, в частности, в России.

Упрямые цифры

Наибольшие ожидания связывались с введением понижающего коэффициента при расчете Единого социального взноса. Правительство пошло на этот эксперимент, чтобы снизить налоговое давление на предпринимателей и вывести из тени зарплаты работников. Но, по данным Государственной фискальной службы, в январе-июле текущего года поступления от ЕСВ составили 102,5 млрд грн, хотя в прошлом году этот показатель составлял 104,9 млрд грн. То есть, вместо запланированного увеличения поступлений, вышел обратный эффект. Впрочем, как обратил внимание эксперт Реанимационного пакета реформ (РПР) Илья Несходовский, анализировать эффект от введения понижающего коэффициента сегодня достаточно непросто. Ведь за год ситуация в экономике существенно изменилась. К примеру, часть работников, которые ранее платили налоги в украинский бюджет, теперь платят его незаконным ЛНР и ДНР. Кроме того, по словам Несходовского, в стране стало больше безработных. Как отметил собеседник "Апострофа", известно, что всего около 7% работодателей воспользовались понижающим коэффициентом при расчете ЕСВ. "Учитывая, падение экономики, это еще очень хороший показатель. К тому же нужно понимать, что в первые месяцы многие боялись пользоваться понижающим коэффициентом сначала из-за размытых критериев для работодателей, а потом из-за отсутствия методических рекомендаций от Пенсионного фонда и фискальной службы относительно расчета коэффициента", объясняет неудачу реформы эксперт РПР.

Каким будет размер ЕСВ в следующем году пока неизвестно. Неясно также, станут ли власти продолжать практику понижающих ставок. По одному из обсуждаемых вариантов, ЕСВ могут объединить с подоходным налогом, установив общую ставку в 29%. Уже на следующей неделе на заседании Национального совета реформ Минфин должен представить свое окончательное виденье налоговой реформы, в том числе, и по снижению нагрузки на фонд оплаты труда. Альтернативный сценарий обещают предложить и в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики. Если мнения сторон разойдутся, то не исключено, что принятие налоговых изменений затянется, как это произошло в прошлом году.

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

Новости партнеров

Загрузка...