RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Транспорт и связь

Казалось бы, причем здесь Путин: почему растут цены на украинских АЗС

Рост цен на автомобильное топливо ускорился в конце января

Рост цен на автомобильное топливо ускорился в конце января Фото: УНИАН

Цены на бензин и дизельное топливо в Украине после обвала в декабре вновь взяли курс на стремительный рост с начала 2022 года. На сегодня средняя по стране стоимость дизеля составляет 32 гривны/литр, а бензина А-95 подбирается к 33 гривнам. Для этого есть, как внешние, так и внутренние причины, большинство из которых прогнозировать крайне сложно. "Апостроф" разбирался, почему дорожает топливо, и что будет с ценами дальше.

Курс гривны и нефть

В январе украинские автомобилисты столкнулись со стремительным ростом цен на нефтепродукты. Бензин А-95, который в конце прошлого года стоил около 30,2 гривны за литр, сейчас уже продается в среднем по 32,7 гривны. Литр дизельного топлива подорожал с 29,4 до 32 гривен.

"Резкий рост цен на автомобильное горючее обусловлен различными факторами, как общемировыми, так и внутренними украинскими, - говорит эксперт "Нефтерынка" Александр Сиренко. - В первую очередь, на него повлияло подорожание нефти. Если в декабре стоимость одного барреля составляла 72-75 долларов, то сейчас она достигает 87-90 долларов".

В результате европейские котировки на бензин, которые учитываются в формуле, используемой правительством для расчета предельных цен на топливо на украинских АЗС, в течение января выросли на 15%, а дизельного топлива – на 18%.

При этом никаких рычагов влияния на цены за счет собственных источников у Украины нет.

"Наша страна отсутствует на мировой карте производителей и транзитеров нефти, – говорит Александр Сиренко. – Годовая добыча нефти на наших месторождениях составляет 2-4 миллиона тонн. Для сравнения, Россия ежегодно добывает 520-530 миллионов тонн. Поэтому на нефтяном рынке Украина выступает исключительно как покупатель, и наша судьба – ориентироваться на те цены, которые складываются в мире".

Второй параметр, который влияет на цену бензина, – курс гривны. Он также в последние недели работал не в пользу отечественных водителей. С начала января доллар на межбанке подорожал с 27,33 гривны до 28,98 гривны за доллар.

Как будет развиваться ситуация с горючим в дальнейшем, трудно предсказать, поскольку цены на нефть достаточно сильно политизированы и часто зависят от факторов, выходящих за пределы экономики. Как, кстати, и валютный курс, растущий на страхах вторжения в Украину российских войск.

"Цена 90 долларов за баррель нефти рекордная с 2014 года, - говорит директор консалтинговой группы "А 95" Сергей Куюн. - И причины такого повышения цены непонятны, поскольку мировая экономика еще только восстанавливается после пандемии, и спрос на нефть еще не достиг. максимальных значений".

По словам эксперта, в последние дни на рынке наблюдались сигналы о том, что цена может стабилизироваться. По некоторым сделкам стоимость барреля снижалась до 87 и даже 85 долларов. Если стабилизация рынка произойдет, это позволит несколько снизить цены на нефтепродукты.

"Однако если курс доллара в Украине будет и дальше расти, подорожание бензина в Украине может продолжиться," - говорит Сергей Куюн.

Но какими будут цены горючего на стелах АЗС через неделю, месяц, полгода, эксперты сказать не решаются – когда политика подменяет собой экономику, прогнозировать это невозможно.

Ноябрь 2018 годаФото: Getty images

Российская солярка для наших танков

Конечно, с ростом цен на АЗС сталкивается сегодня не только Украина. Из-за резкого подорожания газа и нефти большинство европейских стран испытывают инфляционное давление. Ведь стоимость ископаемого топлива в значительной степени влияет на цены товаров первой необходимости. Поэтому правительства многих стран принимают меры для смягчения инфляции.

К примеру, правительство Польши объявило, что с 1 февраля снижается или отменяется НДС на ряд критических товаров. В частности, налог на моторное топливо сократится с 23 до 8%. Это позволит ослабить ценовой шок местных жителей и предприятий. Но украинское правительство пока никаких подобных мер не анонсировало.

Еще одной проблемой для Украины в сегодняшних условиях является зависимость отечественного рынка от поставок из России и Беларуси. Особенно, когда речь идет о дизельном топливе, на котором преимущественно работает военная техника. На сегодняшний день из этих стран Украина получает около трети дизеля.

Очевидно, что в случае, если агрессор все же решится на вторжение в Украину, эти поставки прекратятся, что поставит Украину в непростое положение.

"Украинские поставщики традиционно закупают значительные объемы дизеля в России из-за того, что там цена несколько ниже, и более простая логистика поставок, - говорит Александр Сиренко. - Однако в последнее время отечественный бизнес активно развивает альтернативные пути. Например, в 2021 году объемы дизтоплива, завозимого в Украину морем, увеличились на 62,3% по сравнению с предыдущим годом и составили 1,23 миллиона тонн при общем потреблении около 8 миллионов тонн".

Кроме того, по словам эксперта, существуют другие альтернативные пути поставок нефтепродуктов из соседних европейских стран – из Польши, Венгрии, Румынии, где расположены крупные нефтеперерабатывающие заводы.

"Конечно, стоимость доставки дизеля по другим направлениям будет несколько выше, и поэтому ценники на АЗС могут увеличиться на 1-2 гривны, - говорит Сиренко. - Однако я считаю, что это не такая уж большая плата за защиту независимости".

Фото: Getty images

Газовая стабильность

В то время, пока бензин на заправках стремительно дорожает, сжиженный автогаз наоборот не доставляет потребителям никаких хлопот. Цена на него остается стабильной в течение довольно долгого времени и в январе даже снизилась на несколько копеек. Если в начале января средняя цена составила 19,04 гривны за литр, то сейчас она опустилась до 18,97 гривны.

На стоимость газа не повлияли даже бурные события в Казахстане, откуда Украина получает значительную часть этого горючего.

"Когда возникли беспорядки, многие участники рынка опасались, что могут произойти перебои с поставкой газа, что неизбежно повлияет на цену, – говорит Сергей Куюн. – Однако, несмотря на внутренние проблемы, казахстанские партнеры продолжали поставки, и стабильность рынка удалось сохранить".

Впрочем, поставки из Казахстана все равно являются рискованным делом, по той причине, что транзит газа проходит через Россию и также может быть в любой момент прекращен, что заставит отечественных предпринимателей искать новые маршруты его ввоза.

Однако пока горючее из Центральной Азии поступает регулярно и, по словам Александра Сиренко, на оптовом рынке сейчас наблюдается постепенное снижение цены. Так что в ближайшем будущем следует ожидать, что и на АЗС ценники будут несколько снижаться.

Причина такой необычной стабильности цен на сжиженный газ в условиях, когда стоимость других видов углеводородного топлива резко выросла, заключаются и в том, что колебания рынка сжиженного газа и бензина расходятся по времени.

"На самом деле газ подорожал раньше других нефтепродуктов, - говорит Сергей Куюн. - В течение прошлого года цены на него в Украине выросли на 50%, тогда как бензин - всего на 20%. Поэтому на данный момент стоимость бензина наверстывает отставание, которое накопилось в течение 2021 года".

Новини партнерів

Читайте также

Возобновление авиаполетов в Украине: что известно, когда ждать

В условиях продолжения войны в Украине возобновление авиаполетов возможно из Львова, Борисполь под большим вопросом