На Киевской неделе критики решили не показывать фильм Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу" в рамках фестиваля, потому что в нем принимал участие актер, входящий в Список лиц, создающих угрозу национальной безопасности.
Об этом сообщили организаторы фестиваля.
Читайте также: "Ты – космос": украинское кино победило на фестивале в Чехии.
Кадр из фильма "Молитва за гетмана Мазепу"
Организаторы украинской ретроспективной программы фестиваля сообщили, что в этом году долго искали способ показать фильм Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу" (2002), который является важной частью национального кинематографического наследия.
В то же время ленту нельзя демонстрировать в рамках обычных фестивальных показов — с января 2025 года приказом Министерства культуры и стратегических коммуникаций она была исключена из Государственного реестра фильмов. Причиной такого решения стало то, что одну из главных ролей в фильме исполнил российский актер Никита Джигурда, ныне открыто поддерживающий агрессию России против Украины. В ленте Ильенко он сыграл Карла XII.
Напомним, что Минкультуры внесло российского актера Николаева в список лиц, создающих угрозу национальной безопасности.
Режиссер Юрий Ильенко во время съемок фильма "Молитва за гетмана Мазепу"
Несмотря на это, "Молитва за гетмана Мазепу" остается последней работой классика украинского кино Юрия Ильенко - фильмом с четким антиимперским и антироссийским месседжем, о чем после премьеры на Берлинале 2002 писали многочисленные кинокритики. Организаторы подчеркивают, что без этой ленты ретроспектива украинского поэтического кино периода независимости была бы неполной, ведь именно она нуждается в критическом пересмотре, обсуждении и новом контексте.
В этой связи команда фестиваля решила вынести обсуждение фильма за пределы обычных показов и провести отдельное событие под названием "Наследие под запретом: что нам делать с историей украинского кино?", которое состоится 21 октября. Событие состоит из двух частей — панельной дискуссии и case study с закрытым просмотром фильма Ильенко.
Кадр из фильма "Молитва за гетмана Мазепу"
В ходе дискуссии участники будут искать ответы на сложные вопросы: как говорить об истории украинского кино без купюр, не нарушая законодательство? Какую роль в современном культурном пространстве играют фильмы, созданные с участием художников, впоследствии поддержавших агрессора?
В панельной части примут участие председатель Госкино Андрей Осипов, креативный директор Национального центра Александра Довженко Елена Гончарук и кинопродюсер, сын Юрия Ильенко Филипп Ильенко. Модерировать разговор будет журналистка Лена Чиченина. Вход на эту часть – по предварительной регистрации через Google-форму.
Вторая часть – Case Study "Молитва за Гетьмана Мазепу" с просмотром фильма и обсуждением – начнется 21 октября в 15:50. Модератором станет кинокритик Станислав Битюцкий. Вход возможен только при предварительном бронировании билетов.
Фрагмент из фильма "Молитва за гетмана Мазепу"
О ленте
В фильме Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу" (2002) легендарный гетман предстает даже после смерти. Мирно лежа в гробу, он ужасает победителя Полтавской битвы — царя Петра I, который, охваченный безумием, стремится стереть самую память о Мазепе. Но гетман восстает из могилы, чтобы рассказать врагу историю своей жизни и одновременно историю Украины.
Согласно информации из Довженко-центра, это последняя работа Ильенко — фильм-аллегория об украинском кино и нации, которые, несмотря на смерть и забвение, снова оживают. Барочная образность, присущая поэтическому кино 1960–70-х, здесь превращается в гротеск и вертеп, а историческая драма — в взрывную смесь мифа, абсурда и самоиронии.
Кадр из фильма "Молитва за гетмана Мазепу"
Лента снималась почти десятилетия, премьера состоялась на Берлинале 2002 года, где она вызвала скандал из-за протеста российского Минкульта. Из-за нехватки средств фильм тогда показали в незавершенной версии, которую впоследствии дорабатывал сам режиссер. В 2010 году Ильенко создал обновленную "режиссерскую версию" — еще более радикальную и экспрессивную.
"Молитва за гетмана Мазепу" - провокационная историко-философская притча, где миф о гетмане становится метафорой борьбы украинской культуры с империей и забвением.
Ранее мы рассказывали, что с 24 сентября по 4 октября 2025 г. в Киеве проходил 16-й Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ), насыщенный разнообразной программой.