Лайм

От "книжного научения" до уроков онлайн: как за последнюю тысячу лет менялось образование на территории Украины

Интересные факты о школах и жизни школьников далекого прошлого

1 сентября украинские школьники начали новый учебный год, и какие бы чувства они по этому поводу не испытывали, полное общее среднее образование в нашей стране является обязательным. Впрочем, так было не всегда. Задолго то того, как реформа НУШ обязала учеников сидеть за партой 12 лет, для многих детей умение читать и писать было настоящей роскошью. theLime провел краткий экскурс в историю украинского образования и выбрал самые интересные факты о школе и школьниках далекого прошлого.

"Тарас Шевченко – пастух", картина Ивана Ижакевича

До того, как Владимир Великий крестил Киевскую Русь, обучение молодежи происходило в семьях и было построено на суровых нуждах времени: в детях было важно развивать физическую силу, ловкость и навыки защиты от врагов. После 988 года все изменилось: сам Владимир был неграмотным, но хотел, чтобы кроме христианства Византия принесла на Русь все, что знали и умели греки. Тогда набраться мудрости можно было у греческих и болгарских священников, которые знали славянский язык, устраивали публичные чтения и первые коллективные школы.

Сперва желающих бросить все дела и осваивать премудрости новой веры было немного, потому боярских и княжеских детей забирали из семей и заставляли учиться. Главной задачей было подготовить священников, дьяков, учителей пения и разных чиновников для княжеской управы. Позже "книжное научение" стали осваивать низшие слоя населения и даже рабы, которые сами становились учителями для господских детей. При этом школа не была ни общедоступной, ни обязательной, а образование распространялась преимущественно в городах.

Люди далеко не сразу смогли понять принцип чтения, и главной причиной был сам метод обучения. Ученики сначала заучивали на память псалмы, а потом следили за указкой учителя и пытались различить отдельные слова, слоги и буквы. Увы, после этого многие из них визуально различали только Псалтырь, и не могли справиться с другой книгой.

Псалтырь 1643 года

Арифметике, которая зачастую включала лишь сложение и вычитание, обучали тех, кто готовился стать писарем-сметчиком или купцом. Другие знания об окружающем мире люди могли получить из книг, переведенных на славянский язык. Таковых было немного, они стоили баснословных денег, и абсолютному большинству детей доступ к ним был закрыт. Сами князья охотились за книгами и собирали их для своих коллекций.

В 1054 году умер Ярослав Мудрый - сын Владимира Великого, во времена правления которого на Руси были основаны первые культурные центры - монастыри, где писались летописи и учились иконописцы. После этого Киев перестал быть политическим центром, и главную роль получило Галицко-Волынское княжество. Тесное общение князей с западными соседями имело свои плоды, и после Люблинской унии (1569) почти все украинские земли отошли Польско-Литовскому государству - Речи Посполитой. Такие перемены радикально повлияли на образование. Детей украинского панства все чаще отправляли учиться за границу, а простой народ учил отпрысков в церковных школах или у странствующих дьяков. Впрочем, дела просвещения пошли гораздо лучше, когда учеников научили складывать буквы в слоги, а слоги в слова, а не наоборот.

В 16 веке среди знати хорошим тоном стало отправлять молодежь в немецкие университеты. Нахватавшись там гуманистических идей протестантства, студенты возвращались домой и пробовали внедрять их на родной земле. Так открывались новые школы, типографии, печаталась переводная литература.

Многие дети учились в католических школах, куда православных принимали неохотно. Православным украинцам Львова пришлось просить короля Зигмунда Августа разрешить их детям пользоваться кафедральными школами, где учили языкам, грамматике, риторике, арифметике, географии, музыке и астрономии. Хотя король пошел им навстречу, на практике это никак не улучшило ситуацию. Развитие католических школ поручили ордену иезуитов, который постановил: “Нежелательно, чтобы простолюд и челядь умели писать и читать. Тех из них, кто уже научился, не следует учить дальше. Низшие сословия должны лишь в простоте душевной служить Господу”.

В то время украинские патриоты начали осознавать, что украинскую школу нужно сохранить, и одним из первых сделать это попытался православный князь Константин Острожский, основавший образовательное учреждение с лучшими православными и протестантскими учителями. В Острожской школе разрешали учиться не только знати, но и детям простых селян.

Православные церковные братства открывали братские школы, которые в первые годы посещало не более 30 учеников. Вот несколько правил из статута Ставропийской братской школы во Львове (1586):

  1. Ученики с хорошей успеваемостью занимали в классе лучшие места, а двоечники сидели на задних скамьях.
  2. Учитель следил за посещаемостью, каждый день прогульщиков искали, отлавливали и наказывали.
  3. В будние дни школьники учили грамматику, письмо, диалектику и музыку, а на субботу приходилась арифметика и правила поведения в обществе. Детей учили бояться Бога, родителей и всевозможных руководителей. Также в субботу физически наказывали учеников, которые провинились за неделю.
  4. Каждую неделю выбирали 2-3 дежурных, которые следили за однокашниками и доносили на хулиганов. Получить наказание можно было за "неуважительное стояние в церкви" или баловство по дороге домой.

В 1631 году киево-печерский архимандрит Петр Могила открыл школу в здании Троицкого монастыря. Это вызвало протесты у некоторых монахов, которые неохотно освобождали помещения и даже науськивали против своего руководителя козаков. Есть сведения, что те грозились побить Петра Могилу и учителей, преподававших в "латынской школе", а учеников - разогнать. К счастью, все сложилось удачно, и выпускниками Киево-Могилянской академии стали почти все украинские гетманы.

Постепенно школы появлялись в каждой церковной парафии, но образование детям давали согласно званиям и занятиям их родителей. Учителям не позволяли говорить ученикам о вещах, которые не казались их статуса или окружения.

18 век оставил много интересных сведений о жизни украинских школьников. Так, в Киевской академии в каждом классе был свой "диктатор" (первый ученик), "цензор", следивший за поведением и чистотой, "визитаторы" (явные или тайные наблюдатели) и "калифакторы", которые по приказу учителей устраивали товарищам порку. Лучших учеников называли сенаторами и садили на самые красивые и удобные скамьи. Такое расслоение не способствовало хорошим отношениям среди молодежи, а из-за телесных наказаний, которые могли включать до 60 ударов плетью, в Академии доходило до бунтов.

Проект старого корпуса Киево-Могилянской академии, 1731 год

Стоит отметить, что все школьные треволнения того времени касались исключительно мальчиков, а девочки долгое время довольствовались женскими монастырями и домашним обучением. Ситуация начала меняться во второй половине 18 века, когда царица Екатерина II загорелась идеей создания государственных школ, где дети знати могли бы учиться от 5 до 20 лет. Этому обрадовались местные дворяне, на средства которых в больших городах начали строить институты благородных девиц. Женская учебная программа отличалась от мужской. Девочкам преподавали преимущественно гуманитарные предметы, музыку, танцы и рисование - все, что нужно было для статуса "хорошей жены". Также популярностью пользовались женские пансионы, которые открывали иностранцы (чаще всего - французы). Все эти учебные заведения были платными и доступными для дочерей дворян, офицеров и богатых купцов. В селе же девочки еще долго оставались неграмотными.

В конце 18-начале 19 века на территории Украины, которая была частью Российской империи, появляются народные школы. Они не пользовались большой популярностью у населения, которое привыкло к приходским школам и учителям-дьякам, но власть не признавала старых школ, и детей насильно сгоняли в государственные. В них было строго запрещено преподавание и учебники на украинском языке, за использование которого учителям грозило немедленное увольнение и "волчий билет". При этом в российских читанках Украина и украинские реалии либо не упоминались, либо излагались искаженно. Так, дети учили, что козаки - это банда разбойников, которая воевала с татарами.

"Устный счет. В народной школе", Н. П. Богданов-Бельский, 1895 год

На западноукраинских землях, которые в то время находились в составе Австро-Венгрии, общее начальное образование вводят в конце 19 века. В городах и селах появляются школы, в которые также принимали девочек, но если для горожанок смешанное образование не допускалось, то сельским детям обоих полов разрешали учиться бок о бок.

В 19 веке процесс обучения приобретает знакомые современным детям формы - с едиными учебными планами, системой оценок, экзаменами, дневниками, классными журналами и аттестатами. Но уровень грамотности населения все еще оставался низким: перепись показывает, что в самых прогрессивных губерниях в начале ХХ века читать и писать умели около 40% мужчин и 11% женщин.

С приходом ко власти большевиков школьное образование начало быстро меняться: обучение грамоты людей от 8 до 50 лет стало обязательным, и уже к 1939 году только 11,8% украинцев не умели читать и писать. В селах все дети должны были посещать начальную школу, в городах - среднюю. Школы работали под влиянием и командованием партийных органов, а Министерство образования СССР утверждало учебные планы и программы, особую роль в которых играло политическое воспитание детей, военно-техническая и физподготовка.

Сегодня большая часть украинского населения старше 40 лет хорошо помнит, какой была советская школа. Миллениалы, родившиеся с 1981 по 1994 года, застали ее трансформацию после принятия независимости Украины, введение 12-бальной системы оценивания и ЗНО. Школьное образование продолжает меняться, и новая реальность, включая пандемию Covid-19, делает этот процесс сложным и непредсказуемым. Онлайн-уроки, к которым в 2020 году большинство стран мира оказались не готовы, привели к сбоям в программе и ухудшению результатов обучения. Эксперты, включая Европейский центр по контролю и профилактике заболеваний, констатируют, что качество дистанционного образования хромает, потому сегодня ученики, родители и учителя напряженно ждут, как будут работать школы в случае очередной вспышки коронавируса.

Фото: Getty Images

Самые интересные истории и новости дня теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime и узнавайте о них скорее.

Новини партнерів

Читайте также

"Боюсь, что Бойко совсем не господин, а товарищ". Интервью с режиссером Тамарой Труновой

Тамара Трунова вспомнила свой режиссерский опыт в Украине и за рубежом, а также ответила на вопросы, не связанные с театром.

"Самое главное убить Путина в себе". Интервью с актером Романом Ясиновским

Роман Ясиновский поделился мыслями об изменениях в Театре Франко, популярных фильмах о войне, а также высказался о работе Госкино.

"Хочется верить, что Трамп своим родительским опытом поможет Зеленскому". Интервью с актрисой Наталией Сумской

Наталья Сумская поделилась размышлениями о театре, украинском кино, а также ответила на вопросы о Зеленском, Трампе и Такере Карлсоне.