Никита Титов – художник-плакатист, работы которого "считываются" с первого взгляда. Краткие, меткие, с глубокими смыслами, они каждый раз побуждают человека заглянуть в дневник художника. Главным в своем творчестве Никита считает плакат "Дякую, Боже, що я тут", сейчас он часто рисует боль, потери, войну. В интервью "Апострофу Lime" художник объяснил, почему любит Ивано-Франковск, рассказал о плакатном искусстве, внутренних демонах, отношении к "гениальности", а также высказался относительно украинского политикума.
Никита Титов
Читайте также: Нардеп высмеяла одежду министра обороны Украины на Мюнхенской конференции.
- Никита, Вы в кругу личностей, причастных к культуре, свой человек в Ивано-Франковске. Напоминает ли Вам Станиславов родину? Ностальгируете по Эстонии?
- Город, это прежде всего люди, после Майдана в стране начал создаваться определенный круг людей, которым не безразлична страна, поэтому найти своих в любом городе стало проще. В Ивано-Франковске я быстро адаптировался, именно из-за таких людей, это и люди искусства, и волонтеры, и военные. Город действительно напоминает мне Эстонию. Я родом из маленького городка, который значительно меньше Франковска, но он похож на другие города Эстонии. Это постоянное напоминание о Родине. Я во всех смыслах чувствую себя как дома.
- А атмосфера города как-то изменилась, если вспоминать период, когда Вы впервые побывали во Франковске?
– К сожалению, атмосфера города очень сильно меняется из-за строительства. Если сравнивать Эстонию и Украину, там все-таки относятся к своему наследию гораздо внимательнее и трепетнее. Бизнес там не имеет столь больших возможностей разрушать то, что создавалось веками. А Франковск постепенно теряет свою красоту и эстетику, но эти процессы можно увидеть в любом городе Украины. И в Киеве, и в Харькове, находящихся под обстрелами, происходит несуразное и местами странное строительство. К сожалению, современная застройка – это для нас общеукраинская беда.
"Язык образов – это язык, который на самом деле имеет гораздо больше содержаний, чем любой другой"
Читайте также: "Все когда-то были из Украины…" Олег Винник собрал "волчиц" в Праге.
– Ваша деятельность в свое время была тесно связана с рекламой. По Вашему мнению, как изменилась эта сфера, если оценивать период до войны сейчас в 2000-х?
– Я нашел себя в рекламе случайно. Из-за проблем со здоровьем мне на время пришлось оставить собственное творчество. Я не понимал, как продолжать деятельность как художника и казалось, что с живописью все покончено. Из-за аллергии я не мог работать масляными красками, которые были мне наиболее близки как материал. Я попал в одно из ведущих киевских агентств в начале 2000-х и до 2014 года работал в рекламе. За это время эта сфера очень изменилась. Но я не могу сказать, что современные рекламисты играют сильную роль в поддержке государства, страны и людей, создании смыслов. По моему мнению, то уникальное, что могло появиться сейчас, я имею в виду маркетинг времен войны, у нас не возникло. Есть Новая почта, есть ОККО, есть еще несколько известных украинских брендов, максимально поддерживающих государство и войско, создавая соответствующие содержания и решения именно в рекламных подходах. Но если говорить об отрасли в целом, то могу сказать, что сама рекламная отрасль осталась далеко в стороне от происходящих в Украине процессов. Да и государственная коммуникация не отвечает тем вызовам, которые сейчас.
– Возвращаясь к творчеству и плакатному искусству, какие настроения и смыслы сейчас Вам близки? Краски, оттенки отражают Ваше психологическое состояние?
– Занимаясь рекламой, я не думал, что вернусь снова к живописи. Мое раннее творчество в 90-х было направлено на какие-то внутренние процессы, саморефлексии, а с началом Майдана, когда я почувствовал все происходящее в стране, мне захотелось высказаться обо всем. Творчество приобрело совсем другие формы, язык и содержание. Плакатное искусство – сжатая форма разговора и четко сформулированные мысли. За это время я создал более 1800 плакатов, посвященных войне в Украине и нашему сопротивлению, но каждый плакат, это не только мои мысли или фиксация события, для меня это еще и терапия, самоподдержка, которая, как оказалось, поддерживает и многих других людей.
"Слишком большую цену платят наши военные и их семьи"
Читайте также: Знаменитый певец Аль Бано собрался в Москву на "концерт мира".
- Создавая плакат, Вы как-то прогнозируете, воспримет ли публика Вашу новую работу? Нарисовать что-то – это эмоциональное решение или все-таки анализ какого-то небольшого события или глобальной истории?
– Я не очень анализирую запросы публики. Все мои плакаты – это реакция на ситуацию прямо сейчас, мой собственный язык, на котором я пытался рассказать то, что чувствую. В то же время я открыто говорю о своих эмоциональных и психических особенностях. Учитывая мое психическое расстройство, было определенное время, когда было очень трудно выражать свои мысли с помощью текста. Само рисование стало для меня возможностью общаться с миром и говорить то, что чувствую по поводу того или иного события или глобальной истории. Язык образов – это язык, который на самом деле имеет гораздо больше смыслов, чем любой другой, потому что иногда только одним плакатом или рисунком можно заменить целый рассказ или книгу.
- А возвращаетесь к своим работам, чтобы что-то поменять, усовершенствовать или вообще перерисовать?
- Нет, не возвращаюсь к своим плакатам в плане наработок, переработок, работу оставляю такой, какой она создана. Иногда она несовершенна, но чем больше я занимаюсь этим делом, тем больше нарабатываю профессионализм. Язык стал интереснее визуально и технически. Хотя в то же время он достаточно прост. Единственное, что бывают определенные даты, о которых помню заранее, выполняю работу раньше времени. Для меня это публичный дневник, и я говорю на таком языке. Плюс у меня нет заказов, я просто разговариваю сам с собой и нахожу много отзывов людей, испытывающих подобное. Бывают и недовольство, и угрозы. Но в большинстве своем это люди, которые думают так же. Мои работы находят отклик далеко за пределами нашей страны.
"Мои работы - это терапия и самоподдержка для того, чтобы избавиться от бремени"
Читайте также: "Я гордый человек. Мне было бы унизительно петь на русском языке": Вакарчук сделал громкое заявление.
- Закончив ту или иную работу, Вы чувствуете подъем или истощение?
– Последние несколько лет истощение – это часть моей жизни. Это история, которая продолжается с утра до ночи. Мы все находимся в постоянном напряжении. А что касается моих работ – это и прежде всего желание избавиться от того, что есть внутри меня. Это терапия и самоподдержка для того, чтобы избавиться от бремени. Подъема точно нет, но есть ощущение, что стало получше.
- Как-то Вы сказали, что не очень любите слово "гений". Как Вы относитесь к такому понятию как гениальность?
– Это очень сложная история. Гениальность – это то, что проверяется временем и вкладом в будущее. Не факт, что те, кого мы называем гениями современности, будут восприниматься таковыми спустя столетие. Мы можем просто пропустить кого-то из современников и не увидеть его сейчас, но самое главное в этом смысле – кто и как повлияет на будущее, общество, страну. И сможет определить, какова эта страна не только для тех, кто в ней будет жить, но и в целом для всего мира. Вот это и есть проявление гениальности. В любой отрасли это просто свой вклад в будущее и изменения, которые можно будет увидеть впоследствии. А если говорить о гениальности и современниках – это просто опережать время. Возможно, о них со временем забудут и появятся имена, которые еще никто не знает.
- Есть ли плакаты, которые Вы не показываете публике? И есть ли картины, выбивающиеся из плакатного стиля?
- За последние годы у меня есть несколько папок на компьютере, которые называются "Мысли". Иногда я сбрасываю туда то, что не додумал в тот момент, когда рисовал. Я такие вещи просто сочиняю, а со временем о них забываю. Но бывает, что случайно смотрю на них и понимаю, что это довольно интересное решение, но они так и остаются в этих папках. Таких работ наберется с десяток, потому что большей частью делюсь всем. Есть у меня табу – я стараюсь не давать волю внутренним демонам. Эмоции уныния, боли, страхов не выпускаю. Стараюсь в творческих изречениях не касаться этой стороны своей жизни. Хотя если выпустить этих демонов, то это может быть тоже интересна с художественной точки зрения работа. Но сейчас я их старательно прячу. У меня есть внутренний диалог, который не транслирую наружу.
Читайте также: "Новая форма извращений": украинскую актрису поразили ленинтинки и сталинтинки из оккупированного Луганска.
- Давайте о демонах не будем, лучше о позитиве. Вы создали жизнеутверждающую серию открыток, посвященную любви и благодарности ВСУ. Как еще помогаете армии?
ВСУ – это любовь
– Иногда мне кажется, что делаю гораздо меньше, чем мог бы. И хотя где-то 90% моей работы направлено на поддержку, это все волонтерские проекты, я очень редко говорю об этом в целом. Мне кажется, что волонтерство не может сравниться с тем, что выдерживают наши военные. Поэтому это не повод кичиться и показывать себя как незаменимого человека. Это нормальная часть моей жизни. Я считаю, что каждый зрелый человек, не воюющий, должен быть волонтером. Слишком большую цену платят наши военные и их семьи.
– Раньше Вы сотрудничали с франковским театром. Сейчас Вы задействованы в театральных проектах?
- Пока с Франковским театром проектов нет. И у меня не так много времени, чтобы погрузиться в такую историю как спектакль или, например, иллюстрации к книгам. Сейчас время, требующее мгновенных решений. Вызовов гораздо больше, чем работа, когда ты посвящаешь себя одному проекту длительное время. Поэтому я не берусь за такие вещи. Но у меня прекрасные воспоминания. Когда-то открыв франковский драмтеатр, я познакомился с Ирмой Витовской, Ростиславом Держипильским, Алексеем Гнатковским. Меня включил в проект Андрей Ермоленко, который несколько лет поддерживал меня в состоянии тяжелой клинической депрессии. Спектакль "Оскар і Рожева пані" была частью инклюзии и по отношению ко мне, потому что она помогла мне выдержать и пережить очень сложный период в жизни. Создавал я рисунки и к спектаклю "На західному фронті без змін" Алексея Гнатковского, который был его дебютной режиссерской работой. Над этим проектом мы работали вместе с Юрием Овчаром, невероятно утонченным человеком, который сейчас в армии.
Очень интересным для меня было участие в проекте с Русланом Горовым "Чуваки не празднуют, или Ukrainian" о нашей жизни и войне с Россией. Сейчас этот спектакль получил второе дыхание, по возвращении Михаила Бондаренко, продюсера и вдохновителя спектакля с фронта. "Чуваки 2.0".
Читайте также: "Когда его мобилизовали, обещали, что будет заниматься дронами": сын украинского писателя попал в штурмовую роту.
Была также работа над спектаклем "Постправда", который, к сожалению, так и не вышел. Это история, которую мы должны сделать вместе с режиссером Светланой Олешко и Миськом Барбарой для их театра "Арабески". Я нарисовал все работы, а потом начался ковид, премьеру перенесли, потом не стало Миська, началась полномасштабная война и вот недавно не стало Светланы. Этот спектакль, к сожалению, никогда не выйдет, а если и выйдет, то без тех людей, которые должны были наполнить его смыслом и смыслами, это очень больно.
– И немного о политике. Ваше мнение относительно таких депутатов как Марьяна Безуглая. Как считаете, ее публичная деятельность вредит или помогает нашему государству?
- Что касается большинства наших политиков, лучше, чем комментарии под их страницами, наверное, трудно высказаться. Плюс в том, что у нас до сих пор есть возможность открыто говорить о действиях политиков. Комментарии наших граждан отражают по большому счету деятельность, которую ведут политики. Со многими мнениями я солидарен. Считаю, что происходящее сейчас в государстве – это во многом вина и наших политиков. Я надеюсь, что когда-нибудь наступит такой момент, когда за свои слова, обещания и действия политики начнут нести ответственность. Это управляло бы их действиями и работой. К сожалению, сейчас они бесконтрольны и в большинстве случаев безответственны. И у общества пока нет рычагов изменять эту ситуацию.
"Эмоции уныния, боли, страхов не упускаю"
– Что думаете о Трампе и Маске? Считаете ли их "шизанутыми" на всю голову? Они способны сломить либеральный мир и цивилизационное достояние?
- Как человек, который не раз лежал в психиатрической клинике, слово "шизанутый" не люблю использовать, потому что многие люди, с которыми лежал в этих больницах, гораздо нормальнее и человечнее, чем те, которые никогда туда не попадали, поэтому у меня есть другие слова для характеристики.
Совсем недавно я создал плакат, что именно здесь в Украине наши военные и наши люди – это, наверное, последние рыцари западного мира, который, мне кажется, стоит на пороге своего возможного конца.
Читайте также: "Мы встретились на глазах страны": история любви Лилии Ребрик и Андрея Дикого, которые познакомились на известном шоу.
Относительно внешней политики мы ее выигрывали в 2022 году. Но выигрывали кровью, трагедиями и за счет наших людей, борьбы и армии. Все это с одной стороны испугало мир, а с другой побуждало восхищаться нашей страной. 2022 наша внешняя политика была выигрышной за счет невероятных усилий и трагедий. Украина держится уже много лет за счет лучших людей. Держится большой ценой и за каждую нашу минуту здесь уплачено жизнью и судьбами лучших.
К сожалению, не понимая этого до конца, практически все деятели нашей культуры, включая меня, не смогли сделать такие же сверхусилия, которые делают наши защитники, чтобы о нашей культуре и о нас, слышал весь мир, слышал не в отдельных историях, а постоянно. Это большое расточительство отвоеванного времени
Так же и во внешней политике. Есть люди, которые пытаются что-то делать, но это не общая стратегическая и продуманная работа. Это скорее инициативы и тактические решения, чем стратегия. Наш враг очень силен, он использует не только ракеты и снаряды, но и пропаганду, деньги, культурное влияние, и чтобы ему противодействовать, нужно быть еще умнее, креативнее, смелее и не забывать, какой ценой дается нам время, пока оно еще у нас есть!
Интересные новости для вас:
- "Мы со зрителями были в шоке, Шекспир был в шоке": украинскому режиссеру перехватило дыхание от увиденного спектакля.
- ”В конце правильные финны едят ее борщ и выпивают со словами “Слава Украине!” Журналист обнаружил полезный сериал.
- "Очень похожа на ту девочку, которая вела "Подъем" на Новом канале". Чем поразила дочь Маши Ефросининой.