В среду, 11 мая, в Берлине состоялась очередная встреча министров иностранных дел стран "нормандской четверки". От ее результатов у дипломатов остались смешанные впечатления. С одной стороны, они договорились о мерах по улучшению ситуации с безопасностью на Донбассе, а с другой — не достигли консенсуса по политическим аспектам урегулирования конфликта. Эксперты считают, что в ходе переговоров Киеву удалось не пойти на поводу у Москвы, но для скорейшего урегулирования конфликта украинской стороне необходимо разработать новый набор инструментов.
Нынешняя встреча глав МИД стран "нормандской четверки" (Украины, Германии, Франции и России, — "Апостроф") в Берлине стала уже двенадцатым подобным мероприятием. Как и на предыдущих переговорах в Париже, западные дипломаты попытались "сблизить" Украину и Россию, поставив их флаги вместе. Но, как и в прошлый раз, это никак не отразилось на результатах переговоров. В частности, сторонам так и не удалось добиться прогресса в вопросе выборов на Донбассе и предоставлении временно оккупированным регионам особого статуса.
Украина отстояла позицию по выборам на Донбассе
"Мы не пришли к согласию. Российская сторона представила свои варианты избирательного законодательства. Но я сказал господину Лаврову (главе МИД РФ, — "Апостроф"), что мы способны сами написать украинское законодательство, и никакие советы нам не нужны. Таким образом, в этом вопросе у нас нет никакого прогресса, и мы будем работать над этим вопросом в дальнейшем", — отметил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
По его словам, в ходе переговоров был, как минимум, один положительный момент: стороны согласились с необходимостью международного присутствия на местных выборах на Донбассе. "Этим компонентном может быть СММ ОБСЕ. Мы также дискутировали, каким может быть мандат этой миссии, какими могут быть правила для данной миссии, а также компонент вооружения. Я рад, что есть общее понимание того, что данный вопрос необходимо и в дальнейшем обсуждать", — пояснил министр.
Среди прочего, Павел Климкин перечислил все "недискуссионные" для Украины аспекты. "Такие, например, как доступ СМИ к предвыборной и избирательной кампаниям. Или участие украинских политических партий, поскольку именно в этом — смысл политического процесса. Это вопрос Центральной избирательной комиссии, это, в конце концов, украинские выборы. А также люди, вынужденные покинуть территории, подконтрольные ДНР и ЛНР, должны получить возможность проголосовать или быть избранными. Это их конституционное право", — подчеркнул министр.
Россия не хочет давать миссии ОБСЕ оружие
Судя по всему, такая позиция украинской стороны не сильно возмутила главу МИД РФ Сергея Лаврова. На итоговой пресс-конференции он в очередной раз подчеркнул, что Россия не является стороной конфликта, а пути к его разрешению должны выстраиваться посредством диалога между Киевом, Донецком и Луганском.
"У нас был достаточно конкретный и непростой разговор, но главным было то, что все мы хотим полностью выполнить все договоренности, которые были зафиксированы лидерами четырёх стран в Минске в феврале прошлого года — и по вопросу безопасности, отводу вооружений, гуманитарной помощи, экономического восстановления, а также по вопросам политического урегулирования этого конфликта", — подчеркнул Лавров
По словам Лаврова, он обратился к украинской стороне с просьбой не уходить от обязательств по выполнению Минских договоренностей. "Следовательно, Москва в очередной раз пытается возложить вину за невыполнение Минска-2 на Киев. Сейчас для Кремля это как нельзя кстати, ведь он хочет показать себя в выгодном свете накануне решения Европейского союза о продлении санкций в отношении РФ", — заявил "Апострофу" немецкий политолог Йоганн Заячковски.
При этом Лавров отметил, что Москва настаивает на необходимости проведения выборов на Донбассе, принятии закона об особом управлении на временно оккупированных территориях, а также на закреплении этого статуса в Конституции Украины. "Выборы, статус, конституционная реформа и амнистия — это взаимосвязанные аспекты. По нашему убеждению, пока этот пакет не согласован и не одобрен, а одобрять его, конечно же, должна Верховная рада, провести выборы будет практически невозможно", — сказал министр иностранных дел России.
Министр также подчеркнул, что в РФ не настроены поддерживать инициативу Петра Порошенко о введении на Донбасс полицейской миссии. По мнению Лаврова, безопасность выборов в Донбассе можно обеспечить и без военизированных структур. При этом, добавил он, наблюдатели ОБСЕ на выборы будут приглашены.
Смешанные впечатления
Несмотря на желание украинской стороны добиться конкретики по поводу освобождения политических заключенных, в том числе летчицы Надежды Савченко, этот вопрос не был урегулирован. Павел Климкин подтвердил, что поднимал эту тему в ходе переговоров, а его поддержали немецкие и французские коллеги, однако Сергей Лавров сказал, что обмен возможен только в формате "всех на всех". "Как это предусмотрено в Минских соглашениях", — настоял российский дипломат.
В целом же, представители немецкого и французского внешнеполитического ведомств сдержанно оценили итоги переговоров. Глава МИД Германии, Франк-Вальтер Штайнмайер, к примеру, заявил о "смешанных" результатах: "Переговоры вышли сложными, но атмосфера — лучше, чем раньше. Нам удалось добиться значительного прогресса в отношении вопросов безопасности. Мы согласовали конкретные шаги. Но политический процесс остается сложным. В частности, по вопросу местных выборов. Мы будем пытаться достичь компромисса в рамках Трехсторонней контактной группы".
Таким образом, нынешняя встреча в Берлине практически не принесла конкретных результатов. Дипломаты согласовали механизм верификации отвода вооружений от линии соприкосновения и договорились поспособствовать соблюдению мира на Донбассе. Впрочем, нюансы этих вопросов будут согласовываться и утверждаться в рамках Трехсторонней контактной группе по Донбассу. Как и весь спектр политических вопросов: начиная с выборов и заканчивая так называемым особым статусом временно оккупированных регионов. А по ним никакой конкретики достигнуто не было.
"Обычно заседания такого уровня проводятся, когда у сторон есть какие-то четкие предложения по урегулированию конфликта. Но сегодня (11 мая, — "Апостроф") прозвучали тезисы, которые мы слышим практически полтора года, и это немного разочаровывает. Более интересен тот факт, что на встрече со своими инициативами по выборам, амнистии и так называемом особом статусе выступила Россия. Лавров отказался раскрывать подробности этих предложений, но сам факт их выдвижения говорит о том, что на Украину снова усиливается давление. Судя по высказываниям Климкина, как минимум, Киев своих позиций не сдал. Тем не менее, это не означает, что ему не следует выступать с собственными инициативами", — считает Йоганн Заячковски.
С тем, что украинская делегация не имела четких заготовок накануне "нормандской встречи" согласен и председатель правления Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Василий Филипчук. "Прочитав твиттер Павла Климкина перед его поездкой на встречу в Берлин я удивился, что он написал о том, что ключевым заданием на переговорах будет освобождение Надежды Савченко и пояснение, что выборы на Донбассе при нынешних условиях невозможны. Я сам очень хочу освобождения украинской героини, но это не решение конфликта. Какой пакет предложений министр везет на рассмотрение своих коллег?" — заявил он в ходе заседания дипломатического клуба МЦПИ на тему "Выведет ли нормандская четверка Украину из Минского тупика? Международная миротворческая деятельность и конфликт на востоке Украины: точки соприкосновения".
По мнению Филипчука, для окончания войны украинской стороне необходимо разработать набор инструментов "кнута и пряника" для России. Эксперт считает, что в их число должны войти усилия по признанию РФ страной-агрессором и стороной конфликта на Донбассе, после чего должен последовать запрет на участие России в решениях по Украине в ООН, а также возможное введение в отношении данной страны дополнительных санкций.