Украинские власти решили не ограничиваться запретом российских социальных сетей и георгиевской ленты и вернулись к обсуждению введения визового режима с РФ. В Верховной Раде возобновились переговоры о голосовании за соответствующее постановление. Найдутся ли голоса под визовый режим с Россией, и что может помешать принятию такого решения, разбирался "Апостроф".
Проект постановления №4030 о прекращении действия Соглашения между правительством Украины и правительством Российской Федерации о безвизовых поездках граждан Украины и РФ был зарегистрирован первым заместителем председателя Верховной Рады Украины Андреем Парубием в феврале 2016 года. К активному обсуждению визового режима с Россией в парламенте вернулись только осенью - после того, как в РФ арестовали украинского журналиста Романа Сущенко. В октябре 2016 теперь уже спикер ВРУ Андрей Парубий после консультаций с лидерами фракций вынес проект в парламент, но депутаты так его и не рассмотрели.
Как рассказывал тогдашний глава фракции "Блок Петра Порошенко" Игорь Грынив, до документа просто не успели дойти. Но неофициальная версия была несколько иная: для голосования не нашлось достаточного количества голосов народных депутатов. Самая многочисленная фракция в парламенте - БПП - в большинстве была против введения визового режима с РФ. И, несмотря на готовность Радикальной партии и фракции "Самопомощь" поддержать проект постановления, вопрос виз с Россией отложили, но, как оказалось, ненадолго — уже нынешней весной к нему снова вернулись.
Как стало известно "Апострофу", сейчас на заседаниях фракции "Народного фронта" активно обсуждают возможность введения визового режима с РФ. Как рассказал один из парламентариев-фронтовиков, главное, чем сейчас озабочены в НФ – поиск голосов для принятия положительного решения, чтобы осенняя ситуация не повторилась снова.
Как отметил в комментарии "Апострофу" глава фракции "Народного фронта" Максим Бурбак, в НФ хотят, чтобы вопрос о визах с Россией был в срочном порядке поставлен на голосование. На вопрос о том, найдутся ли уже сейчас голоса для принятия постановления, Бурбак ответил утвердительно. Подчеркнув, что положительно готовы проголосовать и партнеры по коалиции — фракция БПП.
Однако парламентарии от БПП неофициально признаются, что пойти на столь рискованный для репутации шаг готовы не все, особенно в свете возможных досрочных выборов. Не готовы говорить и об однозначной позиции президента Украины Петра Порошенко по данному вопросу.
Публично эту тему парламентарии от пропрезидентской фракции комментируют довольно сдержанно и аккуратно. Так, по словам нардепа от БПП Григория Шверка, введение виз с Россией — тема, которая требует длительного обсуждения. "Я считаю, что санкции против врага — это правильное дело, но каждый раз нужно понимать, чтобы это не оказалось санкциями против самих себя. Как это сделала Россия в свое время, когда вводила встречные санкции, которые ударили непосредственно по россиянам. Поэтому нам не надо уподобляться им. Я считаю, что любая инициатива имеет право на существование. Ее нужно внимательно обсудить, посчитать, понять, кто от этого выигрывает, кто проигрывает, и только после этого принимать решение", – рассказал он "Апострофу".
Также, по словам Шверка, пока данное голосование не обсуждалось на заседании фракции БПП.
В других фракциях мнения разделились, но свои голоса готовы отдавать как в "Самопомощи", так и в Радикальной партии. Не готовы голосовать только в "Оппозиционном блоке", что, впрочем, вполне прогнозируемо, учитывая публичную риторику оппоблоковцев.
Пока в Раде ищут голоса, само украинское общество настроено неоднозначно в отношении визового режима с Россией. По словам социолога, директора фонда "Демократические инициативы" Ирины Бекешкиной, данный вопрос фактически расколет общество пополам. "Половина воспримет положительно — это Западный регион, частично Центральный регион. А Восток и Юг страны, то есть там, где много родственников в России, воспримут это негативно, конечно, как и те, кто ездит в Россию работать", - прокомментировала она "Апострофу".
Бекешкина отмечает, что такое решение не приведет к массовым протестам, но будет иметь негативные электоральные последствия для власти. "С одной стороны, такое решение было бы логично, потому что мы вроде как воюем, но это гибридная война, она довольно половинчатая: если зайти в любой магазин, то можно увидеть товары из России, функционирует и Сбербанк России. Но, несмотря на это, мы воюем. Это какая-то непоследовательность действий, и для людей, которые имеют родственников в России – я не знаю, сколько их, но предполагаю, что много – это принесет большие неудобства", – также уверена эксперт.
В то же время дипломат и эксперт фонда Майдана иностранных дел Александр Хара считает введение визового режима с Россией несколько запоздалой мерой.
"Президент не выполнил требования императивных норм Конституции, а также закона про оборону и не предпринял все меры согласно законодательству. Соответственно, сейчас эта инициатива с визами для россиян немного неадекватна, она не принесет положительный или нужный результат в полной мере. Мы реагируем с опозданием на вооруженную агрессию РФ. Блокирование соцсетей, визы с РФ - это должна была быть стратегия противодействия военной агрессии. Ограничения на передвижение и распространение товаров должны были быть введены с самого начала, и, возможно, так называемой "русской весны" и не было бы, если бы вовремя перекрыли границу", - отметил в комментарии "Апострофу" Хара.
Дипломат также уверен, что с Россией следует вводить не визовый режим, а особый режим пропуска на время военных действий. "Поскольку есть страна-агрессор, и мы в состоянии войны, то надо вообще сделать особый режим пропуска на территорию Украины российских граждан. И с территории Украины тоже. По большому счету, в состоянии войны мы должны иметь не визовое разрешение, а это должна быть отдельная процедура, когда СБУ будет контролировать, кто едет туда, кто едет сюда, кого не пускать по своим причинам, и, соответственно, мы не должны ничего объяснять. Потому что визовый режим предполагает нормальные отношения между странами. Хотя визовый режим – это нужная вещь, и хорошо, если его примут", - заключил эксперт.
В любом случае, важно помнить, что, несмотря на все переговоры и консультации, даже в случае положительного решения, Верховная Рада может только рекомендовать Кабинету министров ввести визы с Россией. Дальнейшее решение - за Министерством иностранных дел Украины и президентом Петром Порошенко, которому, может не хватить политической воли принять его. Осторожность в высказываниях по данному вопросу соратников президента говорит о вероятности такого сценария.