В Украине запретили доступ к российским интернет-сайтам и социальным сетям: "ВКонтакте" и "Одноклассникам". Соответствующее решение принял Совет национальной безопасности и обороны в конце апреля, а 15 мая президент Петр Порошенко ввел его в действие своим указом. Как теперь украинцы будут жить без привычных соцсетей, найдут ли лазейки, чтобы обойти запреты, и на какие вопросы, связанные с резонансным решением, пока нет ответов, разбирался "Апостроф".
Неэффективный блок
Впервые идею о запрете российских соцсетей высказал еще в феврале советник главы МВД Зорян Шкиряк. Аргументы в пользу инициативы приводились логичные: ВК и ОК принадлежат российской "Mail.Ru Group" и являются сосредоточением антиукраинской пропаганды и площадкой для подрывной работы в Украине кремлевских спецслужб. Но тогда сам Шкиряк и все сторонники блокировки ВК и ОК ломали голову над тем, как законодательно оформить запрет соцсетей. "Я убежден в том, что на сегодняшний день можно отказаться от них (российских соцсетей, - "Апостроф") и принять решение по блокировке. На законодательном уровне с учетом того, как это сделать технически, такое понимание есть. Сразу говорю: это непросто. Собственно, как и оформление законодательной инициативы", — говорил в начале апреля "Апострофу" Зорян Шкиряк.
В итоге законопроект решили не проводить через парламент, а ограничились решением СНБО и указом Порошенко. Согласно президентскому указу, под санкции на три года попадают не только "ВКонтакте" и "Одноклассники", но и все интернет-продукты "Яндекса" (карты, переводчик, погода, почта, календарь, музыка) "Mail.Ru", "Лаборатории Касперского", телеканалы "Звезда", "НТВ", "ТНТ", "НТВ-Плюс", "ВГТРК", "Рен ТВ", "ТВ Центр". Всего в списке 468 юридических лиц. Кроме того, отдельным дополнением к указу были введены персональные санкции против 1228 физлиц.
Однако эксперт в сфере информационно-психологической безопасности Сергей Нестеренко уверен, что в современном интернете заблокировать какие-либо ресурсы нереально. "Такие инициативы подобны инициативам, которые принимаются в России, и свидетельствуют о том, что люди, готовящие такие решения, просто не понимают того, как работает интернет, – поясняет "Апострофу" Нестеренко. – С технической точки зрения эти блокировки для пользователей никакого значения иметь не будут. Невозможно заблокировать ни один ресурс в современном интернете, потому что любую блокировку легко обойти. Это будет способствовать только повышению уровня образованности людей в вопросах свободного пользования интернетом. Наибольший эффект от этого решения – психологический".
По словам Нестеренко, любые блокировки возможно обойти при помощи прокси-серверов – промежуточных серверов между компьютером и запрашиваемым ресурсом. "Во всем мире есть огромное количество прокси-серверов. Запретить к ним доступ невозможно. В России пытаются это сделать, но такие попытки вызывают только смех у специалистов, ведь каждый день создаются новые прокси. Суть заключается в том, что любая блокировка в интернете происходит по IP-адресу. Прокси-сервер позволяет заменить любой IP-адрес, например, человек физически находится в Украине, но заходит на прокси-сервер, и его адрес меняется на американский, китайский, польский, румынский, и таким образом спокойно через прокси-сервер можно зайти на любой ресурс. Во всем цивилизованном мире никто не использует блокировку, потому что все понимают, что это смешно и нереально", - резюмировал Нестеренко.
Механизмов нет
Один из главных вопросов – когда же заработают украинские санкции в отношении российских интернет-сервисов. В указе президента сказано, что он вступает в силу со дня его опубликования, а на сайте гаранта указ появился вчера, 15 мая. Однако 16 мая украинские пользователи сайтов "ВКонтакте" и "Одноклассники" не нарекали на работу ресурсов, и доступ к ним с территории Украины не ограничивался. Более того, в день подписания указа, на официальной страничке Петра Порошенко в "ВКонтакте" даже появилась публикация о том, как профессионально Украина провела Евровидение. Позже, правда, глава государства ушел со своей страницы, призвав читать его посты в других соцсетях.
Сами интернет-провайдеры также не смогли ответить "Апострофу", когда же им придется заблокировать российские сайты. "Если данные порталы будут заблокированы, то мы не будем предоставлять к ним доступ с любого гаджета. Если к нам будет письменное обращение, все будет официально расписано, то нам придется блокировать эти соцсети, и тут мы никак не сможем повлиять на ситуацию. Но пока информации официальной, которая подтверждена документами, к нам не поступало", - рассказали нам в одной из телекоммуникационных кампаний, которая предоставляет интернет-услуги на всей территории Украины.
Согласно решению СНБО, следить за тем, насколько ответственно провайдеры блокируют доступ к российским соцсетям, должны правительство и правоохранители. Но в Нацполиции признаются, что механизма такой слежки еще не разработано. "В координационном центре при СНБО по кибербезопасности будет совещание, на котором полностью будет обсуждаться этот вопрос и выноситься решение каким образом и как это нужно делать", - пояснил "Апострофу" глава Департамента киберполиции Нацполиции Украины Сергей Демедюк.
Кроме того, нет окончательного понимания, к какой ответственности могут привлечь поставщиков интернет-услуг, если они не захотят блокировать вражеские соцсети. Так, в решении СНБО записано, что оно (решение) принято в соответствии с законом Украины "О санкциях". Однако этот закон не предусматривает конкретного наказания для нарушителей, а лишь уточняет, что решение СНБО о применении санкций, которое согласно процедуре, вводится в действие указом президента, является обязательным к исполнению.
"За нарушение данного указа прямой ответственности пока нет. Есть то, что не разрешено, а есть то, что запрещено, и люди должны понимать разницу между этими двумя юридическими понятиями. Не разрешено – это именно суть указа президента, но прямые санкции за это не предусмотрены. Запрещено – это когда нельзя что-то делать, потому что за это последует наказание, - поясняет "Апострофу" юрист Иван Либерман. – Но, если прямой ответственности нет, это не значит, что невозможно притянуть за уши к ответственности физлицо, юрлицо или даже органы власти, которые пользуются, например, Яндекс-браузером. Например, могут открыть уголовное производство по статье "Служебная небрежность".
Впрочем, юристы, опрошенные "Апострофом", уверены, что за властью дело не станет, и в скором времени механизмы привлечения к ответственности нерадивых провайдеров будут отработаны.