Соломенский районный суд Киева в среду, 1 ноября, избирал меру пресечения сыну министра внутренних дел Арсена Авакова Александру, который проходит фигурантом дела о растрате средств на закупку рюкзаков для Нацгвардии. За тем, как проходило заседание суда и кто приехал поддержать сына министра, следил "Апостроф".
Сына Арсена Авакова детективы Национального антикоррупционного бюро задержали еще во вторник, 31 октября, после громких обысков в его харьковской квартире. По версии следствия, в 2015 году Александр Аваков и экс-замминистра внутренних дел Сергей Чеботарь (который также был задержан) были причастны к закупке за счет МВД рюкзаков по цене, существенно высшей, чем среднерыночная, в результате чего государству был нанесен ущерб в размере более 14 млн гривен.
Избирать меру пресечения Александру Авакову начали только вечером в среду, 1 ноября. Перед заседанием Соломенский районный суд окружили несколько десятков людей в камуфляжной форме, которые, как они сами выражались, пришли "следить за законностью действий судьи". Позже выяснилось, что их к суду привел советник и по совместительству близкий соратник главы МВД Илья Кива. Звучала информация, что часть из них – представители Нацгвардии, а часть – полка "Киев-1".
"Здесь, в Соломенском суде, сегодня мы будем требовать и настаивать на правовой оценке действий сына министра внутренних дел, чтобы снять раз и навсегда все предположения вокруг этой надуманной проблемы", - рассказывал Кива, с недавних пор главный социалист Украины.
И пока на улице бродила подмога от Кивы, внутри суда потихоньку собиралась группа поддержки от депутатского корпуса. Одним из первых на место прибыл нардеп и советник главы МВД Антон Геращенко.
"Я знаю Александра Авакова лет 12, чистый и светлый мальчик…" - говорил Геращенко журналистам, а после разворачивался давать указания нардепам, среди которых были давняя соратница Арсена Авакова Ирина Ефремова, один из самых богатых депутатов "Народного фронта" Денис Дзензерский, Хвича Мепаришвили, Виталий Корчик, Андрей Помазанов, Павел Пинзеник и Светлана Войцеховская.
"Так, коллеги, мы эмоционально поддержим Сашу", - полушепотом говорил Геращенко однопартийцам, раздавая бутылки минеральной воды.
Пока "фронтовики" готовились морально поддерживать сына министра внутренних дел, мимо стремглав пробежал "свободовец" Юрий Левченко, который уже успел внести в Верховную Раду постановление об отстранении Авакова от выполнения своих полномочий. "Вы посмотрите, кто пришел, гражданин Российской Федерации, оказывать давление на суд", - зашептались "фронтовики".
Депутаты стали разбредаться по этажам: кто-то занимал удобные позиции у зала заседаний и готовился смотреть трансляцию, а кто-то уже протискивался в зал.
"Мы не рассчитываем, что его отпустят на поруки, хотя желающих взять на поруки у нас достаточно. Мы рассчитываем на залог, хотя его размер, по нашему мнению, совсем необоснованный", - делился с "Апострофом" один из нардепов перед началом заседания.
В здание суда тем временем прибыло еще больше людей в камуфляже, часть из них зашла в зал заседаний со служебного входа, не скрывая, что их пропустили туда без особых препятствий. "Титушки" заняли почти все свободное пространство и без того маленького зала заседаний так, что туда не смогло попасть большинство журналистов. На все призывы пропустить СМИ ни конвой, ни судья, ни адвокаты, ни нардепы не реагировали.
Пока сторона защиты просила у судьи выпустить Александра Авакова из стеклянного бокса, в котором тот сидел с начала заседания, в коридор пришло около десятка человек в военной форме с нашивками батальона "Айдар".
"Мы тот самый "мотлох", как нас назвал Аваков (говоря о снятии охраны с палаточного городка под Верховной Радой, - "Апостроф"). Пришли посмотреть, как будет рассматриваться дело его сына. И если надо – вмешаемся", - говорил мужчина лет 60-ти, самый активный из пришедших.
"Мы те самые протестующие у Рады, временно решили переместиться в суд, нас тут больше 10 человек", - вторил ему другой мужчина с нашивками "Айдара".
Однако спустя несколько минут протестующие засобирались к выходу, объяснив, что им надо присутствовать в палаточном городке у парламента.
А в зале суда тем временем прокуроры САП зачитывали ходатайство, рассказывая, что реальная стоимость пресловутых рюкзаков - всего 550 гривен, а МВД купило их по 2899 гривен за штуку, указывая, что Аваков-младший может влиять на свидетелей и препятствовать расследованию. В связи с этим прокуроры просили избрать ему меру пресечения в виде 60 суток содержания под стражей с возможностью внести 5 миллионов гривен залога и настаивали на ношении электронного браслета, так как обвинение опасалось, что Александр Аваков может выехать за границу.
Сторона защиты попросила полностью отклонить ходатайство САП и признать задержание незаконным. "Почему вы не просите взять на поруки, почему не внесение залога, но без держания за решеткой?" – вопрошал один из адвокатов Авакова-младшего.
"Когда все это паскудство закончится, и мы будем уважать права человека?" – недоумевал адвокат Андрей Федур, который ранее защищал экс-регионала Бориса Колесникова и олигарха Сергея Курченко.
Сам же Аваков-младший, выступая в суде, коротко отметил, что дело политически заангажировано. "Полностью разделяю позицию своих коллег-адвокатов", - добавил сын министра.
Пока в зале продолжалось рассмотрение дела, в коридор ворвался нардеп-"радикал" Сергей Рыбалка. На вопросы журналистов о цели визита парламентарий не реагировал и после безуспешных попыток попасть в зал покинул суд.
После небольших уточнений судья отправился в совещательную комнату, а пока прокуроры САП общались с журналистами. "Последнее доказательство получено 13 октября 2017 года. После этого уже началась подготовка к тем действиям, которые были произведены вчера и сегодня", - рассказал один из прокуроров.
После продолжительного совещания судья все-таки избрал меру пресечения – не залог, как ожидали "фронтовики", а личное обязательство. Аваков-младший, по словам судьи Виталия Украинца, должен являться по первому требованию следователей, сдать паспорта и носить электронный браслет, при этом в своих передвижениях он не ограничен.
Адвокат Андрей Федур не смог пояснить журналистам, запрещен ли Авакову-младшему выезд за границу. "Более детально с постановлением судьи мы сможем ознакомиться только 6 ноября, тогда что-то можем комментировать на эту тему, пока мы не поняли", - ответил он "Апострофу".
Прокуроры САП остались недовольны таким решением.
"Теперь существуют большие риски… Риски такие же, как и те, о которых мы говорили, когда просили содержать его под стражей. Он может скрыться, может давить на свидетелей или спрятать необходимые документы. Дело в том, что еще не все документы, которые нам нужны, найдены. И будут ли они найдены вообще, при таких обстоятельствах теперь у нас большие вопросы", - сказал прокурор Александр Снегирев журналистам.
Недовольными остались и "фронтовики". После завершения заседания один из нардепов поделился с "Апострофом", что большая часть фракции возмущена вообще фактом задержания Авакова-младшего. "Это все пиар НАБУ, попытка уменьшить влияние Авакова-старшего. Как можно спрашивать, довольны ли мы решением судьи сейчас? Мы вообще считаем, что состава преступления нет как такового, но ему все равно придется носить электронный браслет. Хотя это все-таки лучше, чем залог, о котором шла речь изначально", - отметил один из нардепов, который при этом не выглядел сильно расстроенным.
Спустя час этажом выше еще одного фигуранта "дела о рюкзаках" экс-заместителя главы МВД Сергея Чеботаря суд также отпустил под личное обязательство. И теперь оба фигуранта до следующих процессуальных действий будут находиться на свободе.