RU  UA  EN

четверг, 23 января
  • НБУ:USD 41.70
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.70
Политика

Тарас Костанчук: Никто не имеет права на власть в Украине больше, чем те, кто отдавал за нее свою жизнь

Взгляд на происходящее в стране бывшего командира штурмовой группы батальона "Донбасс"

Взгляд на происходящее в стране бывшего командира штурмовой группы батальона "Донбасс" Тарас Костанчук

Тарас Костанчук, в прошлом командир штурмовой группы батальона "Донбасс", ныне - руководитель организации участников АТО "Справедливость". В интервью "Апострофу" он рассказал, почему бывшие атошники должны стать политиками, как они могут изменить страну и почему именно им теперь приходится защищать Украину уже на ее внутреннем фронте.

- Вы были командиром штурмовой группы батальона "Донбасс", дважды входили в Иловайск, были ранены и чудом избежали плена... А как вы попали на восток и почему служить пошли именно в "Донбасс"?

- Помните 2014-й год? Крым захватили, государство - слабое, всюду тотальное бездействие, военкоматы занимаются каким-то саботажем. Для меня, как для человека, который действительно переживал за страну, тот момент был сплошным разочарованием и ужасом.

Но я еще посреди революции понял, что уроки предыдущего Майдана люди не запомнили. Хотя прошло всего 10 лет. На сцене начали появляться политики и перестали появляться люди из народа. Ясно было, что хотят воспользоваться плодами революции. Потому вечером они выступали перед народом, а на следующее утро шли к Януковичу на договорняки.

Тарас Костанчук устанавливает украинский флаг на границе с РФ, 2014 г.

И вот прихожу на Майдан и все думаю: ну вот кто сюда еще придет, если не мы? Что, эти дети будут ходить, что ли? Особенно когда начались все эти кровавые события - Профсоюзы сгорели, десятки трупов, "беркутовцы" стреляют боевыми патронами. Вот тогда я понял, что дороги назад нет. Ну а дальше были кровавые 20-е числа февраля... Я так и не ушел с Майдана. Получил даже ранение - во время штурма нас забросали шумовыми гранатами. Помню, взрыв, и я упал на землю. Получил осколок в ногу, долго не могли остановить кровь, одним словом, когда вернулся - "беркутовцы" уже отступили.

- Когда началась "русская весна" на Донбассе - поехали туда?

- Когда потеряли Крым - стало ясно, что если не подключатся обычные люди, с Донбассом будет то же самое. Не мог ни спать, ни есть, потому что, опять же - кто как не мы? Особенно после того, как меня отшили в военкомате. Говорят: "Хорошо-хорошо, мы вам позвоним". Ага, думаю, позвоните. Собрал вещи, взял броник, ружье и отправился на восток. У меня было такое впечатление, что если я не поеду - получится, что я всех предал. А я патриот! Так в целом и набирались добровольцы, потому что есть что-то такое внутри, что заставляет не сидеть, а действовать.

Общественная деятельность. Встреча с активистами и атошникамы г. Днепр, 2016 г.

- Как вас приняли на тогдашнем Донбассе?

- Я знал куда еду. Еще после первого Майдана вместе с друзьями ездил в луганский шахтерский городок аж под российской границей на выборы. 10 дней прожили там. И когда мы только туда приехали - местные по домам разбегались от страха. Потому что приехали "бандеровцы", как они говорили. А потом специально выходили на нас посмотреть. То есть эта "бандеровская" тема на Донбассе запускалась еще в 2004 году. И если тогда я поехал с друзьями, то на этот раз поехал сам. Я перешел в режим солдата.

Вторая годовщина Иловайской трагедии, Михайловская площадь, г.Киев, 2016 г.

Правда, у меня был огромный плюс - я родился в Алчевске и когда показывал паспорт, то меня сразу принимали за своего: "О, земеля, свой". А это был еще старый паспорт, где написано: родился в городе Коммунарск Ворошиловградской области. Это вообще козырь был. Помимо этого у меня было журналистское удостоверение газеты "Красная звезда", и еще по блату достал удостоверение помощника Бойко. Он в то время был самым популярным политиком на востоке.

- С такими атрибутами вы идеально вписались в тамошнюю публику?

- По крайней мере, не боялся, что рассекретят, и мог с кем угодно общаться. Кстати, подобные "корочки", помощников депутатов из "регионов" и даже беркутовцев, были и у других ребят, патриотов с Донбасса, с ними мы организовали так называемое партизанское движение или "черные человечки", как мы себя называли. Так вот эти корочки помогали нам общаться с кем угодно. Потому что кроме обычных боевых действий мы вели так называемую информационно-психологическую войну. Российская пропаганда сделала из Беркута и Партии регионов почти героев, мы это активно и удачно использовали.

Вторая годовщина Иловайской трагедии, Михайловская площадь, г.Киев, 2016 г.

- Не волновались за политическую репутацию?

- Поверьте, на тот момент никто ни о каких репутационных рисках не думал. Я участвовал в двух майданах, в 2004 и в 2013 годах, воевал на востоке, дважды был ранен, это и есть моя репутация!

Летом 2014-го был уверен, что 1 сентября поведу ребенка в школу. Но зашли российские войска... И кто тогда думал о политике вообще? Это потом пришло, когда понял, чтобы надо заканчивать начатое на Донбассе дело здесь, в Украине, на внутреннем фронте.

Для меня политика - это инструмент, который может изменить что-то в государстве законным путем. Нельзя быть шароварным патриотом, который говорит, что "всех на гиляку". Все не так просто. И политика сложнее, и украинцы не такие однотипные. А надо учитывать всех и все.

Общественная деятельность. Детский турнир по шахматам, г. Вишневое

- Когда вы это поняли?

- Да давно. Меня всегда напрягало, как Тягныбок и Ефремов растаскивали страну на две части - русскоязычную и украиноязычную. Моя мать всю жизнь говорила по-русски, отец - на украинском, и никогда в семье из-за этого не было проблем. И вообще, зная немного историю Украины и разбираясь в ней, понятно, что она никогда не была однородной, чисто "западенской" или "схиднянской". И к тем россиянам, которых в Союзе завезли на Донбасс поднимать индустриализацию страны, нельзя относиться как к чужакам. Они такие же украинцы, потому что живут в Украине. И большинство из них, несмотря на зомбирование и исторические параллели, все равно хотят жить в Украине. Поэтому государство должно заниматься правильной популяризацией украинства, чтобы люди с гордостью говорили - я украинец. Этим надо заниматься, а не разделять Украину ради электоральных дивидендов.

- А реформами нынешняя власть в Украине занимается?

- Наша власть нам говорит, что нельзя проводить быстрые реформы, потому что наша экономика не выдержит, мол, у нас какая-то особая ситуация. А на самом деле, внедряя даже те реформы, которые есть, власть отбеливает новые черные и серые схемы. И дивиденды получает не общество, а определенная категория людей, которая находится у власти. Я не могу сказать, что сейчас ничего не делается. Если сравнивать с временами 25-летнего застоя со дня обретения независимости до настоящего времени, то последние три года под давлением населения, войны и наших западных партнеров, какие-то реформы происходят. Но беда в том, что все это идет медленно, а не так быстро, как это было когда-то в Польше, Чехии. Благодаря "шоковой терапии", которую в этих странах провело тогдашнее правительство, уже через 5 лет они вышли на стабильный уровень развития и подъема экономики.

Возьмем нашу систему ProZorro, которую долго и нудно внедряли. Сейчас всем кажется, что она функционирует, тендеры белые и так далее. Но те, кто в этом разбирается, говорят, что появились схемы, как систему обойти. То есть приспособились и там. Так у нас во всем - один шаг вперед - два назад.

Или помните, как заместитель министра внутренних дел сказал, что реформа полиции продлится следующие почти 10 лет. Ясно же, что они никого не хотят наказывать, а крышевать свои дела дальше. А потом спокойно выйти на пенсию. Так не годится. К власти должны прийти люди, которые готовы внедрять реформы в ближайшие полгода-год. И, как показала практика развитых стран, прошедших через такое реформирование, быстрые положительные изменения приводят к быстрому и качественному скачку даже в историческом плане.

ОО участников АТО "Справедливость" устроила праздник ко Дню Святого Николая для детей атошников и детей из малообеспеченных семей г. Вишневое

- Какие страны имеете в виду?

- Нам больше подходит опыт Польши. После развала Союза в первые 5 лет там был хаос: поляки не зарабатывали, разъезжались по всему миру, а власть жестко реформировала страну. Запретом коммунистической идеологии сначала показали, что к власти пришли другие люди, а дальше меняли страну в экономическом плане. Уничтожили отрасли, которые не могли быстро адаптироваться к существующим вызовам, ввели налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса. Сначала эти реформы не давали результатов, но через 5 лет все наладилось и теперь 80% поляков зарабатывают деньги на малом и среднем бизнесе. А у нас только 8-12%.

Далее нам нужно снять презумпцию невиновности с государственных служащих. Если госслужащий не может объяснить происхождение своего состояния - пусть идет в тюрьму с конфискацией имущества, как у него, так и у его родственников. Такая норма действует во всех европейских странах. Государство не должно тратить деньги и ресурсы, чтобы доказать, что госслужащий - преступник, если он сам не может объяснить откуда у него "мерседес". Взяточничество в государственной сфере должно караться только одним законом - тюрьма и конфискация имущества.

Мы больше не можем оглядываться назад, потому что в стране погибли тысячи людей за то, чтобы у нас были эти реформы. Эти люди боролись не просто за территориальную целостность, а за реформированную Украину. И эта кровь не должна быть пролита зря.

- Существовали и существуют попытки в среде прогрессивной молодежи реформировать страну, но их сил недостаточно. Кто еще может им помочь?

- Нам нужно привести к власти людей, которые доказали, что Украина и нация превыше всего. Людей, которые жертвовали своей жизнью, чтобы Украина двигалась вперед. Опираться надо только на настоящих патриотов и на добровольцев, которые добровольно взяли в руки оружие, и пошли отдавать свою жизнь за Украину. Это люди, которые ранее не были во власти, не запачканы этой системой и не инфицированные бациллой коррупции. Надо опираться на молодежь и добровольцев. Теперь они обязаны взять власть в свои руки, так же, как сделали это на Майдане, а потом на востоке страны.

Акция "Требуем наказания!" под АП, 2016 г.

- Сейчас вы человек гражданский, наверное, ваш круг интересов изменился. Что стало главным?

- Возможно, это прозвучит патетично, плакатно, но если человек добровольно ушел защищать Родину, это означает, что он ценит Украину выше своей жизни! Разве не такие люди нам нужны, не им нужно доверить будущее? Нам нужно создать мощное ветеранское движение. Никто не имеет права на власть в Украине больше, чем человек, который пошел отдавать свою жизнь за нее. Это же настолько очевидно.

Вот, посмотрите на хорватов. Те из них, кто воевал в югославских войнах, до сих пор влияют на власть. А с тех пор прошло уже 20 лет. Настолько к ним в обществе было доверие, да и есть до сих пор, что ветераны войны смогли создать мощное политическое движение и взяли власть в стране в свои руки. И сразу Хорватия пошла в Европу, отменила всю эту сербскую фигню, создала министерство по делам ветеранов Освободительной войны, которое возглавил ветеран войны и куда вошли все ветераны. Вот, они контролируют государственные процессы до сих пор. Среди них не было коррупционеров - они все меняли радикально и подгоняли процессы под европейские законы. Вот что нам надо внедрять срочно.

Вы же видите, что внутри страны у нас не все в порядке. Враг не только снаружи, враг - внутри. Все эти коррупционеры, которых надо наказывать жестким образом. Вот, ежедневно разоблачают кого-то с пачками денег, и что дальше? Тишина. А был бы в органах прокурор-атошник, который воевал, у которого друзья погибли на поле боя, были бы такими же атошниками главный милиционер, сбушник - и вообще большинство во власти было бы из добровольцев - поверьте, что была бы совсем другая картинка. И ситуация в стране также.

- Почему вы так считаете?

Я не просто так считаю, я в это верю. Вот у меня в батальоне было три побратима - "Скиф", "Франко" и "Шульц". Это люди, которые ради Украины оставили свои должности. Мы познакомились еще в Дружбе. "Шульц" родом из Ирпеня, директор автопарка, обеспеченный человек, абсолютно самодостаточный. Бросил все на жену и своего заместителя и поехал воевать сначала в партизанском движении, а затем пошел на войну.

"Франко" - вообще фантастическая история, я с ним ругался уже потом, через небеса. Хотя бы раз сказал, что он военный. Ни разу, и как рядовой боец выполнял мои приказы. А он закончил Вестпоинт, служил в американской армии, дослужился до командира батальона, воевал в двух войнах, которые вела Америка. То есть был действующим офицером американской армии, но ни разу даже не сказал об этом. И я об этом узнал от его родственников уже после его смерти. Мало того - он еще и миллионер, имел инвестиции в Украине, занимался здесь консультациями. А когда началась война - быстро получил украинское гражданство, отказавшись от американского. И все это для того, чтобы пойти воевать. Все погибли в Иловайске. Эти люди взяли в руки автоматы, и пошли воевать, а могли отсидеться военными советниками. Или вообще не пойти никуда и жить дальше. Вот такие люди сейчас нужны Украине, и я знаю, что они остались. Только через войну прошло более 100 тыс. добровольцев. Это те, кто первыми взял в руки оружие и не побоялся рисковать самым дорогим - своей жизнью.

Вторая годовщина Иловайской трагедии, Михайловская площадь, г. Киев, 2016 г.

- То есть для того, что идти вперед, одних реформ недостаточно. Надо иметь еще и политически активное общество?

- Абсолютно. Знаете, я в 89-м бежал из Союза, в прямом смысле этого слова - убежал. Отец с детства рассказывал мне, кто создал концлагеря, я знал о Голодоморе и понимал, что эта система порочна. И как радикально настроенному молодому человеку мне хотелось убежать. Как раз тогда началась перестройка, можно было сделать загранпаспорт, и я убежал сначала в Польшу, потом в Югославию, а дальше 12 часов полз оттуда в Италию.

Но Украину покидать я не собирался, я бежал из Советского Союза, поэтому после провозглашения независимости вернулся обратно. Думал, что придется воевать за независимость Украины. Потому что отец меня предупреждал, если Украина реально захочет выйти из-под контроля России, то будет война. Россия просто так нас не отпустит.

Так вот. Мы выбрали уже пять президентов, и все оказались не способными к управлению. Из-за нашей пассивности вместо нас выбирают олигархи. Самая большая ошибка современной Украины в том, что украинцы в 91-м не выбрали Чорновола президентом. Поляки выбрали Валенсу, чехи - Гавела. И это те люди, которые кардинально изменили направление развития своей страны - от коммунистического и к демократическому.

А мы вместо Чорновола выбрали коммуниста Кравчука. Неудачно. Кучму - неудачно. Это не были люди, которые в первую очередь думали об Украине, нации и государстве. Особенно Кучма, зять которого стал олигархом. Не представляю, чтобы Гавел сделал из своего зятя олигарха. Да его бы разорвали.

Затем был - Ющенко. Тотальное разочарование. Его мягкость и либерализм привели к войне, в конце концов. И пусть теперь сидит и осознает это. Далее Янукович - не о чем говорить вообще. Кстати, я в 10-м году позвонил на 02 и сообщил о минировании Институтской и Грушевского. Хотя моральное удовлетворение получил, потому что на 4 часа задержал проезд нового президента. А потом СБУ сообщила, что поймали в Ворзеле какого-то неадекватного мужчину.

- Порошенко тоже разочарование?

-А разве нет? Если бы я был президентом и имел бы фабрику в России, то сжег бы ее, даже не задумываясь. Путин - козел, фабрику себе заберите нафиг. Ну, не может президент своего сына продвигать в депутаты. Вот зачем он это делает? И такие мелкие безнравственности нивелируют все. Как можно на таком уровне быть одной рукой патриотом, а второй - зарабатывать деньги и продвигать детей по карьерной лестнице.

Если бы было иначе – мы бы сейчас не по 70 танков в год выпускали, о чем они с гордостью заявляют, а по 700. С конвейера сходили бы по 2 танки в день. Власти говорят, что у них денег нет, зато олигархи есть. Для чего вам МВФ? Заберите деньги у олигархов - и долги хватит раздать, и страну поднять.

Я уже не говорю о государственные недостатки, которые попахивают изменой, некоторые популистские вещи, которые убивают будущее в Украине. Наше государство не функционирует, и это все на совести нынешней власти, и президента в том числе.

Поэтому нам надо объединиться и начать наводить здесь порядок. Ибо кто, если не мы? Если бы мы были пассивными, разве Майдан победил бы, была бы остановлена российская агрессия? Нет. Вот и есть ответ на вопрос. Теперь нам надо выиграть войну и не только ту, что снаружи. Внутри страны тоже еще очень жарко.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Политика

Читайте также