Одним из важных событий последних дней является визит в Украину президента Польши Анджея Дуды. Тема украинско-польских отношений своими поворотами сюжета давно уже напоминает сериал. Вряд ли его можно сравнить со "Слугой народа", но и у него есть постоянная драма и напряжение для зрителя. Меняются правящие партии и президенты в обеих странах, но ключевые вопросы остаются без изменений. Что мешает Киеву и Варшаве подружиться, и что поможет построить крепкие отношения между странами, "Апострофу" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований НИКОЛАЙ КАПИТОНЕНКО.
Визит президента Польши Анджея Дуды в Украину привлек значительное внимание, потому что кризис в отношениях между двумя странами затянулся. Вроде бы и стратегическое партнерство, общие приоритеты в сфере безопасности, адвокация и поддержка, но вместе с тем - нерешенные исторические проблемы, защита меньшинств, права украинских рабочих в Польше и многие другие вопросы.
После победы на выборах, налаживание отношений с западными соседями Украины Владимиру Зеленскому казалось сравнительно легкой дипломатической задачей, прежде всего потому, что остальные были гораздо сложнее. Но среди итогов первого года президентства на польском направлении - только отмеченная многими наблюдателями улучшившаяся атмосфера для переговоров. Она стала благоприятной просто в силу того, что подход Петра Порошенко со ставкой на национальную идентичность, язык и историю не мог не обострить всех возможных проблем. Впрочем, теплая атмосфера, как и длительный и действительно дружественный визит президента Польши, не означают автоматически принципиальных сдвигов в двусторонних отношениях, а лишь создают для них предпосылки.
Ключевой положительный результат визита - вопросы экономики, геополитики и безопасности, наконец, удалось поставить в центр повестки дня (МЦПИ рекомендовал этот шаг). Развитие настоящей взаимозависимости, которая будет опираться на общую выгоду, является залогом реального стратегического партнерства. Экономический форум в Одессе - отличная идея в этом контексте. Торговля, инвестиции, совместные проекты являются простыми и универсальными рецептами.
Кроме этого, перспективным является сотрудничество в сфере энергетики и трансграничных связей - и внимание к энергетическим проблемам обоих президентов было многообещающим. Польша, которая постепенно принимает на себя роль регионального лидера в вопросах энергетики и умело защищает собственные интересы в этих вопросах, может стать настоящим стратегическим партнером для Украины в этой сфере.
Сфера безопасности является не менее важной. Здесь, наряду с традиционными и необходимыми заверениями в поддержке территориальной целостности Украины, речь шла о поддержке стремлений нашего государства присоединиться к Инициативе трех морей - важной региональной инициативы, направленной на укрепление безопасности через энергетические и экономические инструменты. Усиленное внимание к Инициативе со стороны Вашингтона делает ее еще более привлекательной для Украины. По причинам разного рода, Киев пока оставался за пределами этого проекта. Смещение акцентов в отношениях с Польшей в сторону приоритетов проекта - экономики и энергетики - действительно создает основания для видения роли Украины в Инициативе, которая является не воплощением геополитических проектов вековой давности, но современным прагматичным инструментом.
То, что президенты отметили важность демократических выборов (о чем тоже писал МЦПИ), можно оценить положительно. В интересах обеих стран укреплять демократию в региональном масштабе, потому что она является наилучшей средой для защиты прав человека, меньшинств и предупреждения различного рода социальных конфликтов. И Польша, и Украина только выиграют, если будут восприниматься как страны со стабильной демократией, которой ничего не угрожает.
Подход, основанный на демократических принципах и европейских ценностях, позволяет много сделать и для защиты прав меньшинств, в частности, связанных с образованием. Менее острый, чем в отношениях с Венгрией, вопрос языка образования, в том числе, школьного, остается на повестке дня.
Вопросами истории должны заниматься историки, а не политики. Так сказал президент Зеленский, повторив формулу, которая в течение нескольких десятилетий не работает. Возможно, он искренне верит в это, как и многие украинцы и поляки, которые не понимают, как события прошлого, а тем более их оценки, могут становиться препятствием для развития взаимовыгодных отношений сегодня.
Но - могут. Исторические проблемы в отношениях Варшавы и Киева существуют не просто так, а потому, что в обеих странах история является важной частью политической жизни. А иногда становится слишком важной. Оставить историю историкам по этой причине не удастся. Политики будут спекулировать на ней, они будут поднимать вопрос прошлого в различных контекстах; и кто бы ни приходил к власти в Польше или в Украине, избегать этого будет слишком сложно. Осторожные шаги, направленные на решение болезненных и эмоциональных проблем, были сделаны, но давать оценки преждевременно. Даже если проблемы конкретных монументов и захоронений удастся в конце концов решить на волне сближения, нет никакой гарантии, что не возникнут новые. История, к сожалению, будет оставаться важным фактором в двусторонних отношениях, который будет усиливаться каждый раз, когда внутренняя политика будет генерировать спрос на исторические эмоции, правую идеологию или разделительные линии.