Кремль посредством обострения на Донбассе мстит Киеву за желание, с одной стороны, требовать от Москвы выполнения Минска, а с другой - не делать в этом отношении ничего. В то же время, зависимостью Офиса президента от "переговорного процесса" могут воспользоваться европейские партнеры, тактические интересы которых могут не совпадать с интересами украинской власти. О "кластерах" и странных "миротворческих" идеях в Берлине и Париже, читайте в материале "Апострофа".
Бой под Шумами
Обстановка на Донбассе в последние дни резко обострилась. 26 марта на Горловском направлении в районе поселка Шумы погибли четверо украинских военных. Президент Владимир Зеленский, реагируя на гибель военных, призвал государства-участников "Нормандского формата" сделать все возможное для сохранения режима прекращения огня.
"Цена войны – жизни наших людей. Мужественных и непокоренных. Сегодня мы снова потеряли четырех защитников Украины. Искренние соболезнования. Призываю всех лидеров и партнеров сделать все возможное для сохранения режима полного и всеобъемлющего прекращения огня", – заявил глава государства.
Советник главы Офиса президента (ОП) Украины Алексей Арестович предположил, что Владимир Зеленский может провести переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным по этому вопросу. В Кремле ответили, что пока не планируют такой разговор.
Как настаивает Алексей Арестович, речь пока не идет о выходе Украины из режима перемирия.
"Сейчас главной задачей является возвращение к полному и всеобъемлющему прекращению огня. У нас неблагополучно, у нас есть проблемы, но режим прекращения огня - это договоренность, достигнутая в "Нормандском формате". Чтобы декларировать выход из него, должен быть проведен полный спектр консультаций, и стороны должны признать, что он фактически не действует. Сейчас вектор противоположный – по крайней мере, три стороны делают все для того, чтобы вернуться к полному и всеобъемлющему перемирию", – сказал Алексей Арестович в эфире канала "Украина 24".
Он также сообщил, что Владимир Зеленский и руководитель ОП Андрей Ермак провели консультации с лидерами государств "Нормандского формата".
Позиция Алексея Арестовича и его шефа Андрея Ермака зиждется на том, что "плохие" переговоры всегда лучше "хорошей" войны. Формально все правильно, но у такого подхода есть существенный недостаток: зависимостью Офиса президента от "переговорного процесса" могут манипулировать. В том числе и европейские партнеры, тактические интересы которых могут не совпадать с интересами украинской власти.
"Кластеры" для Ермака
На прошлой неделе российский "Коммерсант" опубликовал проект "кластеров" - т.е. шагов от представителей Франции и Германии, нацеленных на прогрессии в реализации Минских соглашений. По версии издания, европейские партнеры Украины предложили легализовать "народную милицию" боевиков, организовать "совместное патрулирование" территории ОРДЛО боевиками и украинскими военными, а также провести выборы на оккупированном Донбассе до передачи Киеву контроля над границей.
"Такая последовательность шагов (сначала выборы, а потом передача границы) не противоречит Минским соглашениям. Проблема именно в том, что мы их подписали, но они нам невыгоды. В них речь идет о выборах до передачи контроля над границей. Проблема именно в этой ловушке. Украина подписала соглашение. Отказаться от них мы не можем, дабы нам не обвинили в срыве мирного процесса, но и выполнять соглашения побуквенно не хотим, так это чревато серьезными проблемами", – говорит "Апострофу" политический эксперт Украинского института будущего Илия Куса.
С точки зрения интересов Украины, подобные "кластеры" – капитуляция в чистом виде. Частично спасало ситуацию то, что предложения немцев и французов были лишь основой для разработки отдельного украинского и российского планов, которые, по версии издания, были предложены в феврале. Российский и украинский планы детализировали франко-германский "кластеры". Причем, Киев изменил последовательность шагов реализации, а также отказался использовать выражение "особый статус" при описании политических перспектив реинтеграции ОРДЛО.
Когда "Коммерсант" опубликовал материал, часть украинских наблюдателей предположила, что это – очередная российская "утка", цель которых подорвать доверие Германии, Франции и Украины. Андрей Ермак своим заявлением подтвердил, что франко-германские "кластеры" имели место.
"Положительный момент заключается в том, что опубликованный материал подтверждает мое предыдущее заявление, которое почему-то было поставлено под сомнение представителями России. Я напомню, что говорил о том, что план мирного урегулирования, созданный на базе немецко-французского проекта и доработанный украинской стороной, лежит на столе у российской делегации", – заявил глава ОП в одном из интервью.
"Киев и Москва лгут друг другу"
Учитывая, что франко-германские инициативы предполагают активизацию "Минского процесса" за счет интересов Украины, то других "положительных моментов" в них не наблюдается. Как настаивает Андрей Ермак, российские власти, "слив" в СМИ предложения европейцев, "нарушили существующую этику внутренних договоренностей". Россияне ответили Киеву атакой под Шумами, отвесив главе ОП звонкую пощечину.
"Цель плана ("кластеров", предложенных немцами и французами, – "Апостроф") – сугубо технологическая. Париж и Берлин пытаются избежать войны и показать внутри своих стран результат во внешней политике. Киев подал свои замечания к этим "кластерам". Андрей Ермак сказал, что именно в этом заключается совместный украино-германо-французский план, который подали на рассмотрение россиянам. Теперь он делает вид, что РФ этот план отвергает, хотя сама Украина в реальности его не поддерживает. РФ и ОРДЛО подали свои замечания, которые не рассматриваются Киевом. Все стороны пытаются друг друга переиграть, постоянно друг другу врут, публично занимая одну позицию, а не публично – другую", – пояснил в беседе с "Апострофом" руководитель Украинского института политики Руслан Бортник.
Путин, Макрон, Меркель и Зеленский
Дипломатический тупик
Киев и Москва оказались в тупике именно потому, что каждая сторона по-своему трактует политическую часть "Минска" и также переговорный формат. Украина заинтересована обсуждать политические вопросы в рамках Нормандского формата, где можно достичь соглашений на уровне глав государств. РФ, постоянно называя себя "всего лишь посредником", преднамеренно пытается утащить все политические вопросы в ТКГ, усадив Киев на "прямые переговоры" со своими марионетками.
Так называемый "консультационный совет", который обсуждали Андрей Ермак и Дмитрий Козак, планировался как дополнительная площадка по "диалогу" с боевиками. Крайне рискованный для Украины "совет" не возник; но Кремль и далее будет навязывать Киеву "прямые переговоры", продолжая обстрелы и убийства украинских граждан. Недавние атаки боевиков под Шумами – типичный пример такой тактики.
Как сообщил 30 марта представитель Украины в ТКГ, журналист Сергей Гармаш после заседания рабочей группы ТКГ, представители ОБСЕ абсолютно намеренно сажали за стол переговоров представителей так называемых "ДНР-ЛНР".
"Сегодня было уникальное заседание рабочей группы по политическим вопросам ТКГ. Первые четыре часа переговоры шли в виде двухсторонних консультаций модератора от ОБСЕ с представителями сторон в двухстороннем формате. Потом, примерно полчаса, была "неофициальная информационная встреча" официальных представителей делегаций. И только последние полчаса - проходило официальное заседание рабгруппы. Главный итог - переговорный процесс не сорван. Хотя на сегодняшний день у меня есть уже четкая уверенность, что все усилия российской стороны направлены не на мирное урегулирование конфликта, а на создание условий, когда у нас сдали бы нервы и мы первые вышли из переговоров. Никогда! Никогда мы не дадим возможности России обвинить нас в срыве процесса к которому привязаны санкции против РФ! И важный момент: и в двухсторонних консультациях с модератором, и в неофициальном совещании представителей делегаций принимали участие так называемые "представители ОРДЛО" с российскими паспортами. То есть, ОБСЕ самовольно, в нарушение Минских соглашений, нарушило трёхсторонний формат переговоров, наделив статусом делегаций/сторон переговоров приглашённых (кстати, до сегодняшнего дня непонятно - кем) из ОРДЛО российских граждан", - отметил Гармаш.
"Киеву изначально следовало жестко установить, что в ТКГ обсуждаются вопросы безопасности и гуманитарные темы. Пока прекращение огня полноценно не работает, говорить о реализации политической части "Минска" нет смысла. Всю политику следовало вынести в "Нормандский формат". Вместо этого мы лавировали, и лишь в этом году начали намекать на такой сценарий, рассчитывая на участие США в "Нормандском формате", – говорит Илия Куса.
"Нормандский просчет" Ермака
Участие американцев в "Нормандском формате" в нынешних условиях маловероятно, несмотря на то, что новая администрация Джо Байдена провозгласила курс на "возвращение" Вашингтона в глобальную политику после "изоляциониста" Дональда Трампа. К тому же против участия американцев в этом формате высказывается Россия.
"В бытность Курта Волкера спецпредставителем Госдепа по Украине, США посредством челночной дипломатии влияли на переговорный процесс в "Нормандии". Джо Байден, скорей всего, вернется к про-активной позиции США по созданию дополнительных переговорных площадок, но говорить об их прямом вовлечении в "Нормандский формат" нет смысла. В том числе, потому что у Киева нет политической воли для модификации этой площадки, а у европейцев – нет особого желания", – сказал "Апострофу" руководитель Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Если в ОП рассчитывали разморозить переговорный процесс по Донбассу посредством привлечения США в "Нормандский формат", то на Банковой просчитались. История с "кластерами" и гибель украинских военных под Шумами – промежуточный итог деятельности Андрея Ермака, который перетянул на себя "полу-президентские" полномочия, пытался самостоятельно "рулить" внешней политикой, но, похоже, рискует провалить все это направление.