RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

В Украине большая проблема с контролем за людьми, владеющими тайной информацией - генерал Николай Маломуж

Экс-глава СВР назвал несколько ключевых проблем по контролю за гостайной

Экс-глава СВР назвал несколько ключевых проблем по контролю за гостайной Николай Маломуж Фото: Апостроф

В течение последних нескольких лет силовой блок в Украине видел немало лиц. В очередной раз новые персоналии появились в Вооруженных силах, Службе безопасности и других критически важных структурах. Люди, работающие на высших руководящих должностях в силовом блоке, обладают доступом к информации, от которой может зависеть дальнейшая судьба страны. Но что они делают с этой информацией, когда увольняются - загадка, ведь никакого контроля над этим нет. Какой объем информации уносят с собой чиновники, с какими странами могут сотрудничать бывшие руководители силовых структур, и как выявить агента во власти - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал генерал армии Украины и глава Службы внешней разведки Украины в 2005-2010 годах НИКОЛАЙ МАЛОМУЖ.

- Куда деваются бывшие руководители всевозможных правоохранительных органов, что они оставляют после себя, а что забирают с собой? Какой объем информации забирают с собой люди, имеющие доступ, когда увольняются?

- Они обладают стратегической информацией обо всех стратегических направлениях: экономические, оборонные, о тонкостях различных финансовых операций, энергетических, особенно по оружию. Они владеют тайной информацией, которая особенно важна для государства в целом.

Но эти люди, которые идут, чувствуют, что обязательств нет. Проблема в том, что нет модели контроля за ними. Это соответствующие законодательные обязательства, которые не позволяли бы выезжать за границу, например, для того, чтобы не проводить тайные операции, не участвовать в сомнительных бизнесах.

Я знаю многих, кто работал на должностях, они тогда еще втянулись в торговлю оружием, получали по газовым контрактам огромные прибыли, создавали фирмы, крышевали мощные корпорации, криминальные структуры, которые платили им дань постоянно. Огромные прибыли получали от тендерных операций, которые проводились под их контролем, а это сотни миллионов, а если в совокупности - миллиардов долларов.

И накапливался огромный капитал. Но часто это делалось в связке с такими партнерами как Российская Федерация, третьи страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. А это огромные модели контроля. Это привязка их к конкретным физическим лицам, это огромное наработки компромата, это огромные финансовые ресурсы, и фактически эти люди несвободны. Они могут полностью выполнять задания и на должностях, и особенно после того, как они уходят со службы.

Люди могут сдавать и секретную информацию, и информацию, которая связана с интересами государства именно в экономической сфере, в реализации крупных государственных контрактов, они могут влиять на все процессы, проводить свои теневые проекты, которые навредят государству, либо в интересах других государств - особенно, Российской Федерации сегодня.

Это то, что сегодня характеризует эту условную "элиту", которая либо в должности - я не исключаю - либо после того, как они идут, наживаются на государстве, на государственных секретах, на государственных интересах и народе Украины.

- Сколько времени должно пройти, пока человек сможет официально сказать, что он работала в каких-то специальных органах, уровень секретности которых является наивысшим? Есть время секретности?

- В первую очередь это руководители, которые являются легальными, здесь нечего скрывать. Но они обязаны - четко определено законом - соблюдать государственные интересы, сохранять тайну, которая действительно обозначалась грифом "секретно", "совершенно секретно", особой важности. Это до 10 лет минимум, хотя есть соответствующее ограничение до 5 лет.

Если мы говорим о закрытых сотрудниках, здесь срока может не быть, так как некоторые выполняли задания, которые будут важны и через 10, 15, 20 лет. Например, сотрудники, которые проникали в какие-то структуры за рубежом и их раскрытие приведет либо к политическим осложнениям, либо к экономическим провалам, либо к раскрытию нашей агентуры там. Это надо персонально решать относительно оперативного состава, который существует в формате закрытой информации, либо глубоко зашифрованный в Украине или за рубежом.

- У нас сейчас происходят изменения в силовом блоке. Среди персоналий, которые ушли, некоторые были в должности очень недолго. На них сейчас будут охотиться спецслужбы других стран, чтобы что-то от них получить? Это теоретически возможно вообще?

- Ориентировка есть на каждого руководителя. Иностранные государства особо заинтересованы в этом. Например, Российская Федерация себя будет вести активно, Беларусь будет. Но не только эти две страны. Также эту работу ведут и наши партнеры из Турции, например, из Румынии, из других стран, потому что мы соседи.

Есть и общие интересы, конкуренция, но есть и война. Это уровень активной оперативной работы, направленный против каждого руководителя государства.

Пришедшие генералы могут профессионально выполнять обязанности, но где-то в перспективе. Сегодня они не видят всего масштаба, поскольку прошли другую подготовку. Они имеют позицию по конкретным секторам или подразделениям Вооруженных сил Украины. А стратегическое позиционирование - это оборона, безопасность, международная кооперация с НАТО, со США, с Европейским Союзом или конкретными странами - им еще надо усвоить.

К ним будет интерес, их будут изучать еще раз - с момента окончания военного училища или вуза до сегодняшнего дня. Где он бизнес-интересы, где его родственники. Не может так быть, чтобы у главы СБУ были близкие родственники, например, в Российской Федерации, с помощью которых можно влиять. Например, бывший министр иностранных дел Украины имел близких родственников в спецслужбах РФ. Точно так же по многим темам.

Еще одно важно, особенно в отношении политики высшего эшелона. Мы говорим о низших эшелонах, которые назначены сегодня. А высшие эшелоны, которые имели системные бизнесы в Российской Федерации, отрабатывали теневые схемы, проводили массовые выводы капитала совместно с крупными олигархами, где обязательно присутствуют контрольные спецслужбы, которые обязательно смотрели на наших политиков, на их перспективу.

Какую они займут позицию: премьера, министра, секретаря СНБО, руководителя спецслужб? Эти механизмы нарабатывались раньше, это не делалось за год-полтора. Агентура на высший политический уровень делается, как правило, годами, десятками лет.

Я просто приведу один пример, это еще Союз проводил по одному из руководителей ФРГ. Здесь надо не только замыкаться на конкретном лице, которое сегодня назначено или выполняет какие-то функции тактического уровня. Здесь надо, чтобы наша контрразведка вместе с разведкой отработала тех людей, которые занимают очень высокие статусы в спецслужбах, в государстве, в Кабинете Министров, различных секторах, дипломатии. Это то, что сегодня сверхважно.

Основные усилия контрразведки и разведки должны быть согласованными на выявление этих лиц. А как их обнаружить? По их действиям. Особенно в критические периоды. В 2014 году Крым не отстояли. Но были ответственные, и кто-то должен был выполнить эти функции. Это высшие должностные лица в системе государства: СБУ, Минобороны, пограничники. Надо на них посмотреть конкретно: кто не выполнил из-за своей неспособности или не выполнил умышленно.

Читайте также

Новини партнерів