В Украине на осень 2021 года намечены государственные испытания ракетной системы с использованием ракеты "Ольха-М" с увеличенной, до 120-130 км, дальностью действия. О том, как происходит формирование отечественного ракетного щита, как выполняется Государственный оборонный заказ (ГОЗ), с кем сотрудничает Украина в военно-технической сфере, "Апострофу" рассказал вице-премьер — министр по вопросам стратегических отраслей промышленности ОЛЕГ УРУСКИЙ.
Читайте также: "Барсук" и "Лис" на страже Родины: что может предложить украинская оборонка
- Олег Семенович, недавно была принята Стратегия развития ОПК, которую разрабатывало и за реализацию которой несло ответственность Ваше министерство. Каковы ее основные приоритеты и начала ли она уже выполняться?
- Да, Правительство весной 2021 года утвердило Стратегию развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Украины, в июне она была рассмотрена и одобрена на заседании СНБО, а 20 августа - утверждена Указом Президента. В документе сформированы приоритеты и цели развития оборонной промышленности с учетом актуальных угроз. Главными приоритетами определены техническое переоснащение научно-производственной базы, модернизация предприятий, внедрение новейших технологий, создание современных производственных мощностей. При этом акцент сделан на разработку и производство АСУ, ракетно-космической техники, средств РЭБ, экипировке "солдата будущего" и роботизированных платформ различного базирования. Кроме того, отмечено создание боеприпасной отрасли - начиная от патронов и заканчивая боеприпасами большого калибра.
После принятия Закона Украины №3822 "Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности", мы вплотную подошли к мероприятиям, связанным с реформой государственного сектора предприятий ОПК Украины. Впрочем, работа уже шла и до этого. Еще в конце прошлого года около двух десятков предприятий из состава ГК "Укроборонпром", которые потеряли связь с оборонкой, были переданы ФГИ. В сотрудничестве с "Укроборонпромом" проработана концепция реформирования ОПК, которая предусматривает создание двух отраслевых холдингов "Оборонные системы Украины" и "Аэрокосмические системы Украины" . Совсем недавно вышло распоряжение правительства о корпоратизации Павлоградского химзавода, который войдет в один из вышеуказанных отраслевых холдингов. Кроме того, ГКАУ также начало корпоратизацию собственных предприятий. То есть, процесс идет.
Сейчас мы финализируем принятие Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2021-2025 годы и Государственной целевой научно-технической программы развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы. На очереди Концепция Государственной целевой оборонной программы по реализации в интересах сектора безопасности и обороны Украины проектов по выполнению научных исследований и разработок новых технологий, которая станет основой для Агентства оборонных технологий. Кстати, решение о создании этой структуры уже разослано Минстратегпромом на согласование в центральные органы власти, а после прохождения всех необходимых процедур оно будет представлено на рассмотрение правительства.
- Хотелось бы спросить о патронном заводе. Это вопрос, который уже давно беспокоит общество. Говорят, что его могут построить в Житомирской области...
- Вообще, рассматривается несколько локаций и еще рано о чем-то конкретно говорить. В то же время, стоит отметить, что Минстратегпром работает над созданием боеприпасной отрасли в Украине в целом. А это производство различных калибров, различных составляющих боеприпасов и это не одна площадка. В Украине есть много точек, где уже производятся те или иные элементы боеприпасов. Эффективное взаимодействие различных производителей, а также заполнение тех пробелов производства, которых в Украине пока нет, и является задачей Министерства. Работа в этом направлении продолжается, и я убежден, вскоре она дойдет до логического завершения.
Читайте также: Наши друзья и партнеры неохотно продают Украине боеприпасы, у них другие интересы - Олег Уруский
- Планирует ли Минстратегпром привлекать к производству пороха шосткинское предприятие "Звезда", которое является старейшим пороховым заводом в Украине?
- Этот завод действительно имеет многолетнюю историю и серьезный потенциал. Однако в последнее время он находится в критическом состоянии. Впрочем, рассматривается возможность создания на территории, которую занимает предприятие, целого ряда новых производств. В том числе и производство различных типов пороха.
- Другой важный вопрос - это "украинский ракетный щит", о необходимости появления которого в Украине много говорят в профильной экспертной среде. Какая здесь ситуация?
- Как Вы понимаете, это комплексный вопрос, ведь "щит" представляет собой ряд различных ракетных средств, обеспечивающих защиту от ударов противника и нанесение ударов по его враждебным целям на значительном расстоянии. Сегодня в Украине развиваются несколько направлений. Так, недавно был принят на вооружение МФРК "Нептун" и в ГОЗ на 2021 год предусмотрена его закупка для нужд ВСУ. Также происходит приобретение управляемых ракет отечественного производства "Ольха" для украинских РСЗО "Смерч". По поводу "Ольхи-М", то ее государственные испытания запланированы на осень 2021 и со следующего года, надеюсь, она тоже будет поставляться на вооружение.
РК «Нептун»
- По Вашему мнению, какие могут быть потенциально необходимые объемы инвестиций для развития украинского ОПК?
- Смотря о чем идет речь. Если речь идет об инвестициях в производство патронов и боеприпасов, то это - десятки миллионов долларов, если о ракетном вооружении, то - сотни миллионов долларов. Если же говорить о строительстве кораблей, самолетов и т.п., то совсем другой порядок цифр. Впрочем, хотел бы отметить, что потенциал возможностей у нас в государстве очень хороший. Надеюсь, реформа ОПК позволит привлекать нам необходимые инвестиции для развития отечественной оборонки.
- Как Вы оцениваете сотрудничество Минстратегпрома с Минобороны?
- Минобороны, конечно, наш ближайший партнер. Это основной заказчик продукции оборонной промышленности. По многим вопросам мы находим общий язык. Но есть разные взгляды относительно закупки вооружения и военной техники. Минобороны хочет покупать ВВТ как в магазине - в любой момент. Конечно, я понимаю, что потребности нужно удовлетворять быстро, ведь идет война и нет времени ждать. В то же время, как показывают современные реалии, не каждое государство готово помочь в вооружении в критический момент, а потому поддержка собственной оборонной промышленности, в том числе путем приобретения у отечественных производителей того вооружения, которое не уступает мировым аналогам, является важным вопросом.
Так, к сожалению, пока украинский ОПК не может закрыть все направления в создании ВВТ, которые необходимы для наших военных, но есть некоторые позиции, где он способен кое-что предложить не сегодня, а, условно, - завтра. Необходимо немного подождать, чтобы закончилась разработка и испытания вооружения. Я стараюсь отстаивать эту позицию и убеждать руководство Минобороны, что там, где это возможно надо отдавать преимущество национальному производителю.
- Что Минстратегпрому нужно сделать для того, чтобы заинтересовать Минобороны закупать именно отечественные образцы вооружения?
- Я бы не сказал, что украинская армия не заинтересована в отечественном оружии. Напротив, в первую очередь интерес проявляется именно к нему, ведь оборонное ведомство сначала ищет возможность удовлетворить потребности тем, что производится в Украине. Впрочем, есть направления развития ВВТ, которые не освоены украинским ОПК; где нужно несколько поднять качество; где себестоимость, из-за отсутствия собственного производства отдельных составляющих, может быть чуть больше, чем стоимость закупки готовых и проверенных иностранных образцов; и ряд других моментов. Работа Минстратегпрома как раз и заключается в том, чтобы, в частности, поддержать отечественного производителя за счет создания благоприятных условий для производства, импорта/экспорта продукции, развертывания необходимых производственных мощностей, создания условий для инновационной деятельности, обеспечения появления в стране конкурентной бизнес-среды и тому подобное. Реализуя все это, убежден, что оборонное ведомство будет покупать отечественную продукцию.
- Формирование и исполнение государственного оборонного заказа, особенно в текущем году, часто и громко критикуют профильные эксперты. Как вы прокомментируете это?
- Очень много лишних инсинуаций вокруг этого вопроса. Согласно данным, предоставленным представителями госзаказчиков, ГОЗ в текущем году исполняется. Общий объем финансирования оборонного заказа на 2021 год составляет более 27 млрд грн. По состоянию на начало августа этого года, государственными заказчиками в рамках выполнения оборонного заказа заключены новые и пролонгированы переходные государственные контракты на общую сумму 17 млрд грн. Впрочем, стоит отметить, что 2021-й - это переходный год. Это связано с изменением процесса закупок ВВТ, что определено новым законом Украины "Про оборонные закупки". Имели место определенные бюрократические процедуры, которые несколько затянулись во времени. В то же время, на сегодня приняты все необходимые постановления для имплементации данного закона, а также уже функционирует электронный реестр участников отбора и исполнителей государственных контрактов ГОЗ, как это предусмотрено новым законодательством. То есть, путь к планированию закупок и заключения контрактов по новому законодательству открыт.
- Партнерство с другими странами - это то, без чего сейчас не выпускается ни один более или менее сложный товар, в том числе и оружие. С кем мы сотрудничаем сейчас? Каковы основные направления сотрудничества?
- Украина продолжает сотрудничество со своими партнерами в разных уголках мира. Преимущественно, это традиционные для нас рынки Азии, Ближнего Востока и Африки. Также в последние годы активно сотрудничаем с государствами Восточной Европы. Выходим на новый уровень взаимодействия с США и Великобританией. Направления сотрудничества с каждыми странами разные. Украина продолжает экспорт отдельных комплектующих и оборудования, а также предоставление услуг по ремонту и обслуживанию ранее поставленной техники. Продолжается экспорт отдельных образцов вооружения и военной техники. Украина до сих пор представляет интерес на мировом рынке вооружений. Это касается бронетехники, авиации, ракетного вооружения, противотанковых комплексов и радиолокационных средств.
- Недавно в Турции прошла выставка IDEF 2021, на которой присутствовала украинская делегация, которую вы возглавляли. Ваши впечатления и какие результаты для Украины?
- Как Вы знаете, сотрудничество с Турцией последние несколько лет развивается достаточно динамично, и я бы сказал - достигло стратегического уровня. Выставка IDEF 2021 это как раз та площадка, где все участники процесса могут обсудить состояние украинско-турецкого военно-технического сотрудничества.
В общем, имею положительные впечатления о визите в Турцию. Украинская делегация имела ряд важных встреч с турецкой стороной, в частности с Председателем Государственного агентства по вопросам оборонной промышленности, заместителем Министра промышленности и технологий, Президентом Турецкого совета научно-технических исследований TÜBİTAK, председателем Государственного космического агентства Турции. Мы также имели предметную дискуссию с руководством ведущих турецких компаний, в частности ASELSAN, Baykar, Roketsan, ТАІ, ТЕІ, STM и HAVELSAN. Обсуждали действуя совместные проекты, вопросы создания совместных предприятий, офсетной политики, устранение нормативно-правовых преград и тому подобное.
Могу сказать, что турецкая сторона настроена на плодотворное, конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество. Есть много общих направлений работы в сфере авиастроения, производства бронетехники, ракетостроения, радиоэлектронной борьбы, приборостроения (оптико-электроника) и двигателестроения. Кроме того, перспективным является взаимодействие в космической сфере, в частности создание космических носителей и компонентов, мониторинга космического пространства и дистанционного зондирования Земли и многое другое.
Среди итогов нынешней выставки - заключение ГК "Укрспецэкспорт" рамочного контракта с турецкой компанией THK Teknik AS по созданию базы ремонта вертолетов Ми-17 в Турции, а также подписание харьковским АО "ФЭД" очередного контракта по проектированию и изготовлению новых компонентов для тяжелого турецкого ударного вертолета ATAK-II. Сейчас идет работа и по ряду других проектов. Убежден, что объемы военно-технического сотрудничества между нашими странами будут только расти.