В среду, 16 марта, президент Украины Владимир Зеленский выступил с яркой речью перед представителями обеих палат американского Конгресса по видеосвязи. Он попросил у США помочь Украине, а также заговорил о необходимости создания новой международной системы безопасности. О том, услышали ли Зеленского конгрессмены, и какую помощь следует ждать от США, "Апострофу" рассказал американист, профессор Института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко Сергей Галака.
Речь Зеленского в Конгрессе США услышали. Теперь посмотрим, как отреагируют. Конгресс склонен к более широкой поддержке Украины, поскольку Конгресс не несет прямой ответственности за реализацию внешней политики: у него больше контролирующая и направляющая функции. Основную ответственность несет исполнительная власть, поэтому Байден осторожничает и страхуется. Поэтому не думаю, что в Вашингтоне пойдут на какие-то радикальные шаги.
Как мы уже поняли, закрытия неба как такового уже не будет. Они боятся этого, поскольку оценивают такую помощь Украине как прецедент, который может использоваться как casus belli. Иными словами, первый сбитый российский самолет – это повод для усиления агрессии.
С другой стороны, ситуация с самолетами мне откровенно непонятна. Если такие вопросы решаются, то решаются кулуарно, а потом всех ставят перед свершившимся фактом. А тут одни декларируют одно, другие – другое, третьи спорят, а поляки перебрасывают мяч на поле американцам. И чем все заканчивается? Все зависает…
Возможно, здесь все-таки произойдут какие-то изменения, но мне непонятно, зачем в принципе широко говорить о возможных грядущих поставках? Вы вначале поставьте какую-то серьезную партию вооружения, а потом уже говорите об этом. А то такое впечатление что они этим пугают Россию, а Россия вместо того чтобы пугаться еще больше раздражается.
После завершения выступления Владимира Зеленского, президент США Джо Байден сообщил о передаче Украине военной помощи на сумму в $ 1 млрд. В списке 800 систем ПВО, 9 тысяч противотанковых комплексов, 100 беспилотных комплексов, 7 тысяч единиц стрелкового оружия и 20 миллионов боеприпасов.
К слову, что мне понравилось: беседа советника президента США Джона Салливана и секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, где Салливан достаточно твердо говорил о том, что Россия должна прекратить вооруженные действия и бомбардировку городов, по крайней мере, во время переговоров.
Но вернемся к Белому дому. Тут следует понимать, что Байдена волнуют осенние промежуточные выборы в Конгресс, где избирается полностью Палата представителей и треть Сената. Инфляция в США достигла 7,8%, такого 45 лет не было, и к тому же в Штатах все еще бушует ковид.
Да, Украине сейчас сочувствуют. Но к осени оно все утихнет, и Байден с высокой долей вероятности потеряет большинство в Сенате. Надо понимать, что у демократов в Сенате и так все висит на волоске, хотя Палату представителей они сейчас держат крепко. Если они потеряют большинство – всё: во внешней политике и во внутренних реформах руки Байдена будут связаны, и этого он очень боится, поскольку в таком случае ему на второй срок нечего даже выдвигаться.