На сайте российского информагентства ТАСС 9 июля вышло интервью заместителя руководителя администрации президента России Дмитрия Козака, который курирует со стороны Кремля вопрос "минских соглашений". В этом интервью Козак, в частности, заявил, что переговоры с Украиной являются "театром абсурда". Представитель Донетчины в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию конфликта на Донбассе журналист Денис Казанский в комментариях для "Апострофа" подтвердил это, уточнив, что этот театр абсурда устраивает Россия.
- Вы на своей странице в Facebook высказали диаметрально противоположную позицию, реагируя на заявления Дмитрия Козака. Хотел бы, что вы это прокомментировали.
- Почему же противоположную? Я тоже считаю эти переговоры театром абсурда - но из-за действий Российской Федерации. Это не Украина виновата, что со стороны России выдвигаются какие-то абсурдные требования, преследующие цель - заблокировать эти переговоры, завести их в тупик.
Разве вычеркивание упоминаний о переселенцах - это не абсурд? Или вот они делают вид, что Украина не выполняет "Минские договоренности", и при этом пытаются игнорировать проблему Дебальцево и других территорий, которые были захвачены уже после подписания "Минска". Это откровенный саботаж договоренностей.
- Козак заявил, что "попытка Украины назначить переселенцев с Донбасса анекдотична". Я так понимаю, здесь он и вас имел в виду?
- Конечно. Они ненавидят нас - тех переселенцев, кого Киев включил в ТКГ. И я такие заявления слышу не впервые. Как только мы там появились, россияне заявили, что мы не настоящие жители Донбасса, потому что мы оттуда уехали.
На самом деле, анекдотичность - это когда человек, который создавал финансовую пирамиду, привлекал туда людей и обманывал пенсионеров на 2-3 тыс. грн, теперь называет себя представителем Донбасса, лидером некой "народной республики" (имеется в виду действующий лидер так называемой ДНР и бывший организатор "МММ" Денис Пушилин, - Апостроф).
А что касается нас, то мы такие же граждане своей страны, жители Донбасса, и имеем такое же право участвовать в переговорах, как и любой другой гражданин. Мы ничем не хуже и не менее легитимны чем те, кого Россия подает как представителей Донбасса. Наша позиция проста, вполне логична и мы - переселенцы - уже никуда из этих переговоров не выйдем.
- Кстати, Козак заявил, что у России нет никаких "красных линий" в переговорах. По вашему мнению, что это значит?
- Я не знаю, что именно он вкладывал в эти слова. Но, например, они заключили "Минские соглашения", а через несколько дней их сами нарушили, захватив 1700 квадратных километров территории Украины. И теперь говорят, что мы должны с этим согласиться. Это пример вероломности.
Они уже шесть лет говорят все что угодно, а по факту происходит оккупация части территории Украины. Все их условия - это условия агрессора, который нарушившил границы нашего государства и пытается нам диктовать свои "прихоти". Мы не будем вестись на эти требования. Потому что единственное, что может на самом деле обсуждаться, - это уход российских войск с украинской территории.
Так же Дмитрий Медведев 9 июля заявил, что "Россия не намерена проводить недружественную политику", но Украина должна смириться с оккупацией Крыма. Они оккупировали часть Украины, пытаются сделать вид, что этого нет, и говорят - "давайте дружить". Это и есть абсурд.
- Кстати, Козак заявил, что иногда возникает желание "ударить кулаком по столу". Заметили ли вы это в настроениях россиян?
- Они постоянно пытаются угрожать. Россия до сих пор ведет с нами войну, продолжаются обстрелы, Кремль способен на подлость и обострение боевых действий.
- Сейчас не очень понятна ситуация с обменом пленными. О проблемах с согласованием списка сказал и Козак. Могли бы вы прокомментировать, что происходит?
- Нет, не могу ничего сказать, поскольку этим занимается другая, гуманитарная подгруппа. Пока все на этапе согласования. Я, в частности, поднимал вопрос о Матюшенко (Валерий Матюшенко - предприниматель, музыкант, заложник группировки «ДНР», схваченный на Донбассе 15 июля 2017 и приговоренный так называемым «судом» группировки к 10 годам тюрьмы за «шпионаж». Сейчас предположительно содержится в Макеевке - Радио Свобода). Он заболел, находится в очень тяжелом состоянии, ему нужна помощь врачей, иначе может просто умереть.
- Вообще, жалеете, что присоединились к ТКГ?
- Нет, не жалею. Я не уверен, что это может принести какой-то прорыв, но лучше быть внутри процесса и знать, что происходит. А прекратить участие можно хоть в любой день.
- По вашему мнению, украинцы делают достаточно в ТКГ для решения конфликта можно или было бы сделать что-то лучше?
- Проблема в том, что решить этот конфликт можно только, когда Россия уйдет с территории. В ТКГ невозможно об этом договориться.
Мы обсуждаем гуманитарные вопросы, работу КПВВ, обмены пленными, ситуативные режимы тишины в момент ремонтных работ или пожаров. Но глобальные вопросы они не решают, потому что глобальная проблема, как вы знаете, одна. Если Россия уйдет, уже завтра не будет и проблемы. ДНР, ЛНР - все это исчезнет, оно не существует в отрыве от РФ.
А заставить ее уйти пока невозможно - этого пытаются достичь и за счет международного давления, и за счет позиции украинских властей. Но Россия пока не идет. А силой ее принудить к этому нельзя.
- Вы считаете, что люди, которые почти 6 лет были под оккупацией, а до этого по меньшей мере десятилетия обрабатывались пропагандой, откажутся от идей ДНР и ЛНР?
- Дело в том, что этих людей никто не спрашивал - ни тогда, ни сейчас. Они не являются субъектом этой ситуации. Есть частные военные кампании, ДНР и ЛНР - это наемные армии, которые не являются официальными российскими военными, но РФ предоставляет им оружие, технику и много денег в рублях.
Если Кремль перестанет их поддерживать, все эти формирования исчезнут. А люди, как в Славянске и Мариуполе или Лисичанске, когда украинская армия вытеснила бандитов, будут спокойно жить в Украине. На освобожденных территориях нет никаких антиукраинских восстаний.
- Я говорю о более глубоких проблемах. Год назад ездил с музыкантами-волонтерами в Краматорск, Славянск. И военные из Славянска, например, говорили, что местные на улице чуть не в спину плюют.
- Вы правы - есть разные люди, разные настроения. Но мы не можем отказаться от этой территории только потому, что там есть люди, которые не любят Украину. Мы не можем этого сделать.
Я лично знаю людей, которые ждут Украину. Многие из местного населения ждут Украину не потому, что они патриоты, а просто потому что хотят жить нормально. В стране, где есть суды, банковская система, ходят поезда. Некоторые из тех, кто поддерживал Россию, понял, что она их давно "послала", что она их не заберет себе. Поэтому людям остается выбор - жить в "банановой республике" или в Украине.
- Кстати, бывший лидер боевиков Александр Бородай заявил, что "нас скоро аннексируют". Но даже тот же Козак сегодня сказал, что такие заявления - это личные мнения людей и не более. Чувствуете ли вы в ТКГ, что россияне стараются поскорее избавиться от ЛДНР?
- Они не пытаются избавиться от них как можно быстрее. Они пытаются нам "втюхать" их на своих условиях. Чтобы мы как-то разгребали то, что они там натворили.
Если бы была цель поскорее, то они давно бы уже это сделали. Проблема не в том, что Украина не хочет договариваться. Проблема в том, что Россия не хочет принимать наши условия. Поэтому мы сейчас видим продолжение попыток заставить Киев признать ДНР и ЛНР.