Бывший глава Германии Герхард Шредер "порадовал" мир заявлением, что российский диктатор Владимир Путин якобы готов к переговорам с Украиной и оба государства должны пойти на уступки. Почему Шредер, в последнее время почти не появлявшийся в медиапространстве, решил выступить "посланником его кремлевского величества" именно сейчас, читайте в материале "Апострофа".
С приветом от росфюрера
Известный своей дружбой с Путиным и многолетней работой в "Роснефти", Герхард Шредер улетел в Москву почти две недели назад, 25 июля, заявив, что проводит там "отпуск". На самом же деле тогда стало понятно, что бывший канцлер собрался в поездку в столицу российского "рейха" по вызову Путина, с которым, похоже, имел обстоятельный разговор. Вернувшись в Германию, экс-канцлер организовал интервью каналу RTL/ntv и журналу Stern, чтобы изложить нынешнюю позицию Кремля соотечественникам.
Предложения русского диктатора, озвученные через его германскую "прокладку", можно разделить на несколько частей. Во-первых, речь идет о тезисе переговоров с одновременным прекращением огня. "Хорошая новость состоит в том, что Кремль хочет решения путем переговоров", — заявил Шредер, назвав успехом недавнее соглашение о зерне и предположив, что оно, "возможно, может быть постепенно расширено до прекращения огня".
Во-вторых, речь идет об отказе Украины от намерений стать членом НАТО по "австрийскому принципу" ("финский принцип", которым раньше всегда прикрывался Кремль, как известно, не является релевантным).
В-третьих, это отказ Украины от планов отвоевать Крым. "Представление о том, что президент Украины Зеленский вернет Крым военным путем, является абсурдным", - убеждает Шредер, разглагольствуя о решении проблемы "в следующем поколении".
Наконец, в-четвертых, относительно Донбасса и других оккупированных территорий Украине "придется найти решение, основанное на швейцарской кантональной модели", то есть речь идет о конфедерации-мечте кума Путина Виктора Медведчука.
На слова Шредера довольно оперативно отреагировали в Украине. Так, Владимир Зеленский в своем обращении сказал, что оккупанты "активируют разных эмиссаров с тезисами о том, что государство-террорист якобы хочет переговоров, но если бы оно действительно реально хотело окончания войны, то не собирало бы сейчас резервы на украинский юг и не плодило бы на украинской территории массовые могилы убитых невинных людей. Да и отвратительно – когда бывшие лидеры весомых государств с европейскими ценностями работают на Россию, воюющую против этих ценностей".
"Дымовым занавесом" назвал циничные предложения от Кремля министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. На кого же рассчитаны заявления друга Путина?
Кому "телеграфирует" Путин?
Аналитик Фонда "Вернись живым" Мария Кучеренко обращает внимание на то, что "стремление" Кремля к переговорам - но исключительно на условиях ультиматума - не стало большой новостью. Причем Путина вполне устроит и сам процесс, чтобы с помощью своей пропаганды демонстрировать свое "миролюбие".
"И именно поэтому первому судну дали пройти по зерновому коридору", - пишет эксперт.
По ее словам, "нейтралитет по австрийской модели как альтернатива НАТО, о котором говорит экс-канцлер, является попыткой диктовать условия России Украине, без купюр и оговорок. Что касается "кантональной модели" по вопросу Донбасса, то это та же федерализация, но другими словами.
"Любой кто сегодня предлагает рамочные переговоры, работает не в пользу нашей страны. Как и любой из тех, кто предлагает военный нейтралитет в том или ином его виде", - добавляет эксперт.
По мнению директора Института мировой политики Евгения Магды, Шредер – "шестерка" Путина, избравшая такую роль достаточно давно и достаточно последовательная в своем обслуживании российской власти. Как человек из социал-демократической среды, он выгоден России, ведь это позволяет питать иллюзии о выходе на действующих эсдеков – Шольца, Штайнмайера – для обсуждения с ними каких-либо вопросов.
"Не думаю, что Россия всерьез готова к переговорам, но это не исключает зондаж почвы, который должен происходить постоянно. Ведь сколько бы Москва этого ни отрицала, санкции влияют на нее достаточно сильно и будут вливать в дальнейшем, поэтому через Шредера она транслирует переговорную позицию, и делает это достаточно нагло", - говорит эксперт "Апострофа".
С ним согласен аналитик Западного института в Познани Виктор Савинок. По его словам, Шредер озвучил тезисы, написанные под диктовку Кремля. Фактически речь идет о хорошо известных штампах, которыми давно пользуется роспропаганда в тех или иных нарративах. Однако у месседжей Шредера есть и важная подоплека, а именно тяжелое и медленное продвижение россиян, рост количества "отказников" и большой поток гробов в российские регионы, что поставило под угрозу мобилизационную кампанию. К тому же война, очевидно, будет длиться долго - украинцы показали неготовность сдавать свои территории, а Кремль не готов отступить и признать поражение. Поэтому сейчас бы там хотели начать переговоры на лучшей позиции.
"Заявления Шредера сейчас - свидетельство того, что Москва передает разными каналами, что хотела бы начать переговоры сейчас: пока их военная машина находится в более или менее приемлемом состоянии, прежде чем Украина отвоюет определенную часть территории и будет говорить уже с другой позиции, гораздо более благоприятной для Украины. Сигналы, которые передает таким образом Москва, рассчитаны не на украинское руководство или общество, а в первую очередь на западное общественное мнение", - рассказывает эксперт "Апострофу".
На уступки никто не пойдет
Евгений Магда напоминает, что чуть больше месяца назад заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко заговорил о "признании территориальных реалий", то есть речь шла не только о признании Крыма российским, но и о "ЛДНР" и признании подконтрольными России частей Запорожской, Николаевской и всей Херсонской области. В то же время сейчас в украинском официальном дискурсе снова начал звучать тезис о восстановлении государственного суверенитета в границах по состоянию на 1991 год. То есть осознание опасности уступок в Киеве существует.
То есть, бывший канцлер, любящий путинские деньги, действительно нацелен совсем не на украинское руководство. Примечательно, что еще весной по Шредеру была начата процедура исключения из партии, но она не удалась, поскольку соответствующее решение не набрало необходимого большинства голосов. Это свидетельствует о том, что среди эсдеков есть люди, разделяющие отстаиваемые экс-канцлером позиции. Именно к ним, по-видимому, были направлены месседжи Шредера о "хорошей России" и "плохой Украине", которая хочет, чтобы война продолжалась. Кстати, в этом контексте стоит упомянуть и другой информационный вброс, который произошел 4 августа: правозащитная организация Amnesty International заявила, что украинские военные, сдерживающие российскую агрессию, дескать, подвергают опасности гражданское население, создавая базы и размещая вооружение в школах и больницах. Другими словами, правозащитники, чья политическая ориентация в последние годы часто вызывала немало вопросов, такими заявлениями пытаются склонить Киев к прекращению сопротивления. И в этом большое сходство их тезисов с заявлениями Шредера.
"Именно на противопоставлении основаны месседжи экс-канцлера, которыми он попытается поиграть с пацифистски настроенными представителями в СДПГ, которые убеждены, что мир возможен, когда оружие замолчит, и с прагматиками той же партии, которые убеждены, что экономические интересы Германии - прежде всего. Однако Шредер попытается поиграть такими нарративами и с частью христианских демократов, будет апеллировать частично и к праворадикалам из "Альтернативы для Германии", потому что там нарратив очень похож", - добавляет Виктор Савинок.
Впрочем, часть эсдеков, восприимчивая к словам Шредера, все же недостаточно влиятельна: определенные решения они могут блокировать, но СДПГ как член правительственной коалиции должен идти на компромиссы с союзниками, поэтому "зрады" от правительственных кругов Германии ждать не стоит.
"Как "зеленые", так и свободные демократы имеют устойчивую проукраинскую позицию, в том числе и по поставкам тяжелого оружия Украине. К тому же атлантисты и консерваторы в среде СДПГ соглашаются с тем, что слушать Шредера это то же, что слушать Путина, и нужно ревизовать наследие экс-канцлера, приведшего Германию к энергозависимости от России, за что сейчас германская экономика расплачивается потерями и нестабильностью на энергетическом рынке", - добавляет эксперт.