Российский диктатор Владимир Путин впервые за три года объявился на территории Беларуси, с которой у Кремля как бы "союзное государство". Минский диктатор Александр Лукашенко, который на пару с иранскими властями составляет кремлевскую группу поддержки до последнего сопротивляется прямому участию войск РБ в агрессии против Украины, но активно содействует рашистам. Минский режим дает россиянам базу для ударов по нашей стране, а также потенциально способен обеспечить россиян бронетанковым "ленд-лизом". Хоть в Кремле традиционно врут, что Путин и Лукашенко не будут обсуждать нападение на Киев, Украина будет главной темой для разговора двух диктаторов. Чем же Лукашенко может еще услужить кремлевскому хозяину, читайте в колонке для "Апострофа" военного эксперта, сопредседателя общественной инициативы "Права справа" Дмитрия Снегирева.
Визит российского диктатора Путина в Беларусь следует воспринимать как элемент военно-политического давления. И на Украину (нам дают понять, что возможны сценарии февраля 2022 г.), и на страны НАТО. Прежде всего, на Польшу и Балтийские государства.
Беларусь интересна Путину как возможный плацдарм для повторного вторжения в нашу страну. Россияне уже сейчас активно используют армейскую инфраструктуру РБ, включая три аэродрома. В том числе для нанесения ударов по Украине. За последнюю неделю зафиксирована передислокация на аэродромы в РБ трех российских МиГ-31К, способных нести гиперзвуковые "Кинжалы". Во время массированной ракетной атаки 16 декабря их поднимали в воздух, но ударов они не наносили. Кроме того, с территории Беларусь на нас может пойти новая волна иранских "шахедов".
Сейчас на территории Беларусь находится 9-10 тысяч российских оккупантов, но такое число рашистов недостаточно, чтобы рассматривать их присутствие как потенциальный контингент вторжения. Но полностью исключать повторение сценария, который мы видели в феврале-марте, нельзя. Особенно с учетом того, что переброска нужного количества людей и вооружений – лишь вопрос времени. Тут стоит напомнить недавние заявления главка ВСУ Валерия Залужного о возможности повторного наступления рашистов на Киев со стороны Беларуси.
Командование ВСУ, как только пошли первые анонсы путинского визита в Минск, заявило, что Путин и Лукашенко в ходе встречи будут отрабатываться вопросы дальнейшей агрессии против нашей страны и более широкого привлечения ВС Беларуси к операции против Украины. Американская сторона оценивает такие риски как минимальные, но их оценки не исключают такого сценария.
Читайте: Чужая война: за каким бальзамом Путин приехал к Лукашенко
Вооруженные Силы Беларуси составляют около 55 тысяч личного состава, из которых 15 тысяч – гражданские. Сухопутные войска страны насчитывают до 24 тысяч человек. Наиболее боеспособными являются три бригады: 38-я гвардейская отдельная мобильная бригада (Брест), 103-я гвардейская отдельная мобильная бригада (Витебск) и 5-я отдельная бригада специального назначения (Марьина Горка).
Ежегодный призывной контингент составляет около 50 тысяч человек, а резерв составляет около 290 тысяч человек. В случае гипотетического общего наступления беларусов и россиян на с севера, режим Лукашенко может выставить контингент в 15-20 тысяч подготовленного состава. Да, у них нет реального боевого опыта, но уровень профессиональных военных Беларуси все равно значительно выше, чем у российских "чмобиков".
Совместная группировка рашистов и войск Лукашенко угрожают не только Украине, но и Балтийским странам НАТО. Не следует исключать возможность так называемого "Сувалкского сценария" – вторжения на территорию стран Балтии со стороны Беларуси.
"Сувалкский коридор" - часть территории протяженностью около 100 км, который потенциально может соединить Беларусь с Калининградской областью РФ. В настоящее время там проходит граница Польши с Литвой. "Коридор" получил такое название по расположенному на указанной территории польскому городу Сувалки.
Не случайно в последнее время Польша активно передислоцирует тяжелую бронетехнику, включая танки "Абрамс", по этому направлению. Страны Запада не исключат возможность военных провокаций против Польши и стран Балтии со стороны Кремля и минского режима Лукашенко.
Примечательно, что именно в день визита Путина в Беларусь британский премьер Риши Сунак встретится со своими коллегами из стран Скандинавии, Балтии и Нидерландов на саммите Объединенных экспедиционных сил (JEF) в столице Риге, а затем отправится в Эстонию на встречу с британскими войсками и НАТО.
Следующая опасность со стороны Беларуси – размещение дивизионов оперативно-тактических комплексов "Полонез" с дальностью поражения до 300 км, а также батареи С-300, которые модифицированы для нанесения ударов по наземным целям на расстоянии до 200 км.
Беларусь также имеет 20 тактических ракет "Точка" и 60 тактических ракет Р-11. Существенный интерес для россиян представляют наличие у беларуской армии (на вооружении и на консервации) более 1300 танков Т-72Б. Это очень много. Россияне сейчас расконсервируют свои танки Т-62 и Т-64, которые, судя по наименованию, были выпущены еще в 60-х годах прошлого века, а Т-72 – относительно новая модель, к тому же прошедшая определенную модификацию в составе вооруженных сил РБ.
Не исключено, что во время путинского визита был поднят вопрос о передаче россиянам бронетанковой техники. В перечне угроз также военно-техническое сотрудничество относительно расконсервации белорусских военных складов с возможностью передачи РФ боекомплекта, включая снаряды калибром 122 мм и 152 мм. Для россиян это важный момент в плане логистики – "плечо" поставок из той же РБ значительно короче, чем из дальних регионов вглубь России.
Понимая такие риски, отечественное командование значительно укрепило границу с Беларусью. Активно проводились и ведутся инженерно-фортификационные работы. Недавно закончились командно-штабные учения ВСУ с привлечением бригады территориальной обороны. Согласно легенде учений, речь шла об отражении возможного вторжения со стороны Беларуси. В качестве превентивных мер можно использовать и заявления украинской стороны, что у нас достаточно средств поражения – и мы не будем спокойно наблюдать за возможной подготовкой к вторжению.
Есть определенный оптимизм, что сценарий февраля-марта (сухопутное вторжение, но теперь уже совместных оккупационных сил РФ и РБ) не повторится. Соответственно, сейчас основные угрозы – возможность повторения ракетных атак и атак "шахедами" со стороны северного соседа, который фактически оккупирован российскими войсками. Головной болью для нас также остаются военные учения на территории Беларуси, отвлекающие нашу армию от ключевых направлений на фронте.