RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.70
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.70
Политика

У Кабмина есть план

Правительство наконец утвердило долгосрочную стратегию своей деятельности

Правительство наконец утвердило долгосрочную стратегию своей деятельности Арсений Яценюк не смог ясно рассказать о дальнейшей пошаговой стратегии деятельности правительства Фото: Владислав Содель

Новый состав Кабинета министров после недельной работы представил программу своей деятельности, которая охватывает весь спектр направлений развития ‒ начиная с сокращения количества налогов до отмены внеблокового статуса Украины. Правительство так и не обнародовало полный текст документа, предоставив лишь презентационный вариант. Из презентации программы ясно, что в ее основу легли обещания и наработки прежнего состава правительства Арсения Яценюка.

Кабинет министров наконец-то одобрил сегодня на своем заседании программу деятельности правительства.

Документ в режиме строгой секретности готовился в течение недели

и дорабатывался до последнего момента. Презентация программы была отложена более, чем на три часа, и вместо 9.00 началась в 12.30. «Мы писали эту программу в течение недели, накануне ночью и сегодня утром вносили окончательные правки»,‒ отметил премьер, представляя журналистам плод коллективного труда. Презентация длилась около часа. Этот документ предоставляет правительству политический иммунитет, защищающий его от отставки. Господин Яценюк пообещал, что 9 декабря документ будет передан в парламент. Однако к 21.00 он так и не был зарегистрирован на сайте Верховной рады. Содержание программы, основная часть которой, по словам господина Яценюка, должна быть реализована в 2015-2016 годах, состоит из уже озвученных инициатив и наработок прежнего правительства.

Силовой блок

Премьер-министр Арсений Яценюк много внимания уделил оборонному сектору. По его словам, Кабмин поставил перед собой в этом отношении «амбициозную цель» ‒ 5% от ВВП должны направляться на национальную безопасность, оборону и правоохранительную деятельность: «Правительство готовит новый закон о госбюджете, и в 2015 году мы будем пытаться достичь этой цели».

Исходя из прогнозных значений ВВП в 2015 году в объеме 1,7 трлн грн, 5% от этой суммы составят порядка 85 млрд грн. В 2014 году расходы государства на оборонный сектор и проведение антитеррористической операции находились приблизительно в таких же пределах. Так, на одном из заседаний правительства в конце ноября господин Яценюк заявил, что на содержание вооруженных сил Украины и Нацгвардии в 2014 году было потрачено 19 млрд грн. Кроме того, еще в сентябре председатель Временной следственной комиссии Рады по проверке использования средств, выделенных из госбюджета и перечисленных гражданами Украины в поддержку ВСУ, Ирина Геращенко сообщила, что общие расходы на проведение АТО превысили 63 млрд грн. «Всего в 2014 году на нужды всех силовых структур и других госорганов власти, привлеченных к проведению АТО, из госказны было выделено: из общего фонда ‒ 40, 4 млрд грн, из резервного ‒ 18,2 млрд грн, из спецфонда ‒ 4,9 млрд грн»,‒ уточнила госпожа Геращенко.

Директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец пояснил А', что для нормального развития только вооруженных сил (а в сектор нацбезопасности входят еще и ряд других силовых структур ‒ например, МВД и СБУ) необходимо 40-50 млрд грн в год: «И это без учета расходов на проведение АТО».

Вторым приоритетом в области обороны господин Яценюк назвал необходимость законодательной отмены внеблокового статуса Украины, который был принят «в качестве взятки для русских». Впрочем, даже если внеблоковый статус нашей страны и будет отменен, перспективы скорого вступления государства в НАТО крайне сомнительны. В частности, помощник госсекретаря США Виктория Нуланд прямо заявила, что если Украина «решит встать на этот путь (вступления в НАТО.‒ А'), это будет очень непросто». Такого же мнения придерживается и глава Комитета по иностранным делам немецкого Бундестага Норберт Реттген: «Украина не в том положении, чтобы перспективы членства в НАТО и ЕС были реалистичными».

Помимо прочего, Арсений Яценюк заявил, что течение ближайших четырех лет предполагается реализация проекта обустройства государственной границы между Украиной и Россией ‒ так называемого «Европейского вала». Этот же проект известен и под другим названием ‒ «Стена». Он предполагает рытье рвов и строительство заграждений вдоль границы с РФ. По словам премьера, Евросоюз уже выделил Украине 235 млн грн на обустройство границы с Россией. Всего же на возведение «Европейского вала» планируется направить 8 млрд грн. К проекту «Стена» Сергей Згурец относится скептически. «Для организации охраны границ есть и другие методы, например, формирование мобильных групп, которые могли бы выезжать на перехват нарушителей. Если придется устанавливать датчики и другое электронное оборудование, проект “Стена” может выйти за рамки заявленного бюджета»,‒ считает он.

Налоговый блок

Налоговый блок в программе деятельности правительства не содержит никаких стимулов для развития бизнеса. Это было ясно еще из проекта изменений в Налоговый кодекс, подготовленного при предыдущем руководстве Минфина и с таким вдохновением подхваченного уже новым министром. В очередной раз премьер-министр видит основную идею реформирования в сокращении количества налогов. Однако в этот раз он все-таки признает ‒ это не означает, что налоги ликвидируются, часть все-таки вливается в другие или видоизменяется.

Стоит готовиться украинцам и ко всеобщему декларированию доходов. Это, как сказал господин Яценюк,‒ «не за горами», а в 2015 году реальностью может стать применение налогового компромисса. Этот механизм прошлый состав парламента отказался поддержать, а по словам главы Государственной фискальной службы Игоря Билоуса, бизнес только его и ждал. Кроме того, следует ожидать и подачи «нулевой» декларации. «Все должны рассказать, что у кого есть, задекларировать и показать: “Это наш старт”»,‒ заявил глава правительства.

Готов Кабмин взяться и за богатых людей, и крупный бизнес. Напомним, как ранее сообщал А', планируется введение дифференцированного подхода к налогообложению доходов граждан, а превышение суммы расходов над доходами предлагается облагать по повышенной ставке ‒ 30%. Первый шаг к налогообложению крупного бизнеса Кабмин уже сделал еще пять месяцев назад, повысив рентные платежи. В следующем году будут предложены изменения в закон о трансфертном ценообразовании (ТЦО). Эти правки обсуждаются еще с весны, но так до сих пор и непонятно, почему правительство ничего не внесло в парламент. Последствия пересмотра ставок рентных платежей, можно сказать, налицо ‒ бизнес отказывается вкладывать инвестиции в добычу и разработку месторождений, а, например, «Укрнафта», по данным господина Билоуса, имеет задолженность по уплате в размере более 2 млрд грн. «В рамках нашего закона о ТЦО мы реализуем схему, где возможность уклонения от уплаты налогов большими компаниями через офшорные схемы или какие-либо другие схемы будет закрыта. Мы поддерживаем крупный бизнес, но требуем, чтобы он платил налоги честно и прозрачно»,‒ говорит Арсений Яценюк.

Говорил премьер-министр и о «тенизации» зарплат. Оказывается, господин Яценюк узнал, что только в Киеве 40% граждан получают зарплату ниже установленного уровня в 1218 грн. Он был поражен и считает, что это неправда. Такой объем теневых зарплат он связывает с «несправедливой налоговой системой», поэтому Кабинет министров и намерен поэтапно уменьшать ставку единого социального взноса с 41% до 15%. Пока что в программе деятельности правительства эта реформа не указана. Видимо, потому что еще идет согласование с МВФ сроков внедрения первого этапа этой инициативы.

Эксперты отмечают, что веры заявлениям премьер-министра нет. Его слова расходятся с действиями. «Мы только говорим о послаблении налогового пресса, а получается наоборот. Мы говорим о том, что бизнесу можно будет свободно работать, но при этом почему-то в разы увеличиваем свободу действий для налоговиков»,‒ возмущен президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. А вместо реформ, добавляет он, предприятия-экспортеры и реально работающий бизнес жалуются на отключение электроэнергии, появляются решения об ограничении железнодорожных перевозок в АТО. Это говорит о том, что власть живет другими реалиями. «Это не стимулы, а инструменты, чтобы добить бизнес, умирающий вследствие войны, в результате преступных действий, которые убили банковскую систему»,‒ добавляет глава общественной коллегии при парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики, глава Союза защиты предпринимателей Сергей Доротич.

По его мнению, в частности, налоговый компромисс является котом в мешке, а кроме того ‒ несет в себе угрозы социальной несправедливости. Нет гарантий, что следующее правительство не придет и не скажет, что нынешняя власть является «преступной», а значит и все ее решения ‒ неправильные. «Что тогда делать? А что делать тем предприятиям, которые платили налоги. То есть часть бизнеса не платила, и им простили. По сути, простили и тем, кто платил»,‒ говорит господин Доротич. По словам Леонида Рубаненко, налоговые реформы увеличивают давление как на граждан, так и на бизнес. Снижение ставки НДС и налога на прибыль было отменено, ставку земельного налога вместо 1% от нормативной оценки земель планируется установить на уровне 3%, налог на недвижимость ‒ распространить и на нежилые объекты. Кроме того, неожиданно правительство решило облагать налогом часть пенсий в размере, превышающем три минимальные зарплаты (3653 грн).

Примечательно, что правительство планирует принять изменения в Налоговый кодекс лишь в первом квартале 2015 года, хотя ранее было обещано, что проект бюджета будет сформирован на новой налоговой базе.

Торговый блок

Правительство намерено сократить количество контролирующих органов с 56 до 28, а их функции по осуществлению контроля ‒ с 1032 до 680. И это только первый этап, заверил Арсений Яценюк. На следующем этапе реформы ‒ в первом квартале 2015 года ‒ проведение дерегуляции: будут вноситься изменения в законодательство о лицензировании, будут максимально ликвидированы «все надуманные функции украинских чиновников, их сделают такими, чтобы они соответствовали стандартам и критериям Евросоюза».

Кроме того, в течение 2015 года Украина полностью откажется от использования советских ГОСТов и перейдет на стандарты ЕС. «Это оптимистичные сроки, которые должны быть выполнены»,‒ отметил господин Яценюк. Это вполне реальные планы, отметил ранее торговый представитель Украины Валерий Пятницкий. «Сейчас таких стандартов порядка пяти тысяч, часть из них уже гармонизирована. До конца года мы гармонизируем еще порядка трех тысяч и в следующем году полностью закончим эту работу»,– уточнил он.

Также уже в следующем году Украина должна поднять вопрос об увеличении квот для беспошлинного экспорта продукции в страны Евросоюза в рамках Соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС, уверен глава правительства. «Уже сейчас мы увеличили объемы экспорта в ЕС на 12%. Но это только первый шаг. Уже сейчас мы практически использовали все сельскохозяйственные квоты, которые имеем по отношению к украинской аграрной продукции, поставляемой в страны-члены ЕС. И уже сейчас нам необходимо думать как об увеличении квот, так и о завоевании рынков ‒ ЕС и других стран»,‒ заявил господин Яценюк.

По мнению экономиста Международного центра перспективных исследований Ангелы Бочи, вопрос пересмотра квот может спровоцировать Россию на усиление торговых ограничений в отношении Украины. «В данном случае, перед тем как поднимать вопрос об увеличении квот, необходимо проанализировать, не будут ли потери от, по сути, прекращения торговли с Россией (о чем не раз заявляла Москва) большими, чем выгода от увеличения объемов экспорта продукции в страны ЕС»,‒ уточняет госпожа Бочи.

В контексте расширения рынков сбыта продукции Украина должна стремиться к подписанию соглашений о свободной торговле с Канадой, Турцией, Израилем, странами Персидского залива, Западной Африки и другими партнерами. Следует отметить, что вопрос о налаживании свободной торговли с Канадой начал обсуждаться еще с конца 2009 года. Однако Оттава прекратила переговоры, протестуя против намерений Киева в 2012 году пересмотреть размер пошлин, действующих в рамках членства Украины во Всемирной торговой организации. Переговоры удалось возобновить лишь в 2013 году, когда Украина отказалась от пересмотра пошлин. С Турцией переговоры о свободной торговле Украина ведет с 2011 года, с Израилем – с 2010 года.

В итоге, мечтает господин Яценюк, Украина должна в перспективе «захватить лидерство на мировом продовольственном рынке». «Недопустимо, чтоаграрное государство номер один в Европе импортирует половину продуктов питания. Мы должны не импортировать, а экспортировать»,‒ заявил премьер-министр. По мнению госпожи Бочи, планы по захвату лидерства на продовольственном рынке на сегодняшний день не совсем реальны, так как для начала необходимо дать реальную оценку соответствия украинской продукции стандартам ЕС. Первоочередной задачей правительства в отношении увеличения возможностей выхода продукции на рынок ЕС должно стать приведение санитарных и фитосанитарных норм в соответствие с европейскими.

Энергетический блок

Программа деятельности Кабмина предусматривает то, что реформа всего энергетического сектора должна быть полностью завершена. В частности, необходимо реструктуризировать НАК «Нафтогаз Украины» ‒ в соответствии с законом, принятым парламентом в августе 2014 года. В результате, из состава НАК будет выведен газопровод и подземные хранилища. Управлением этих объектов займется новосозданное ПАО «Магистральные газопроводы Украины» и ПАО «Подземные газовые хранилища Украины». 49% акций этих компаний могут принадлежать иностранным инвесторам из ЕС и США, которые будут отобраны по итогам конкурса.

Кроме того, в течение 2015 года планируется увеличить мощность энергоблоков украинских АЭС. «Мы увеличим в следующем году выдачу мощностей по Южно-Украинской, Запорожской, Хмельницкой и Ровенской АЭС. В целом, это будет около 3000 МВт»,‒ обещает Арсений Яценюк. Директор по вопросам информации и связей с общественностью ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная считает, что в 2015 году вполне реально увеличить мощность энергоблоков АЭС на 1700 МВт. «Это можно сделать за счет постройки линии электропередачи от Запорожской АЭС до подстанции Каховская и от Ровенской АЭС до подстанции Киевская. Этот проект реализуется за счет средств ЕБРР»,‒ уточняет она. Для того чтобы достичь увеличения мощности до 3000 МВт, по ее словам, необходимо привлечь дополнительные средства для модернизации электротехнического оборудования АЭС.

Блок по здравоохранению

В системе здравоохранения среди первых задач премьер-министр Арсений Яценюк выделил упрощение системы регистрации лекарственных средств. В частности, он сообщил, что парламенту предложат внести изменения в закон «О лекарственных средствах» в части фактического признания всех лекарственных средств и медпрепаратов, которые прошли регистрацию в Евросоюзе, США, Канаде, Австралии и Японии. «Это значит, что мы отменяем бюрократическую и коррупционную регистрацию лекарственных средств и медицинских препаратов, которые прошли соответствующую регистрацию и лицензирование в этих странах»,‒ пояснил он. По мнению председателя комитета по вопросам здравоохранения Европейской бизнес ассоциации Георгия Викторова, это существенно уменьшит сроки выхода новых препаратов на рынки Украины. На данный момент это занимает от девяти месяцев до года. «В целом, мы поддерживаем подобные шаги правительства, но также не стоит забывать и о самих пациентах и их здоровье, чтобы на рынок не заходило все подряд, чтобы это не могло причинить ущерб человеку»,‒ отметил эксперт, подчеркнув, что необходимо и в дальнейшем сохранять и развивать процедуру мониторинга безопасности препаратов.

Также господин Яценюк остановился на вопросе закупок лекарств и медпрепаратов из средств госбюджета. Часть вакцин и специальных препаратов, в том числе для лечения ВИЧ-инфекции, будут закупаться через ООН, а также через Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), ЮНИСЕФ и другие международные организации. Глава благотворительного фонда «Пациенты Украины» Дмитрий Шерембей считает, что это может сломать коррупционные схемы, решить логистические проблемы и позволит пациенту вовремя получать необходимые лекарства. По его словам, международные фонды закладывают не более 5% от стоимости препаратов для покрытия расходов по их доставке на места, что позволяет добиться невысокой цены медикаментов. Кроме того, такие организации как Глобальный фонд и ВОЗ ценят свой имидж и не позволяют себе не обеспечивать пациентов необходимыми лекарствами, считает господин Шерембей. «Такой подход также будет способствовать конкуренции на рынке ‒ в объявляемых международными организациями торгах на закупку лекарств участвуют тысячи компаний, а не два-три дистрибьютора, как у нас. Такая конкуренция поможет нам покупать лекарства не по завышенным ценам, как обычно это происходило в Украине»,‒ считает господин Шерембей.

Кроме того, премьер-министр пообещал, что в Украине будет введено полноценное медицинское страхование. Когда это будет ‒ непонятно, так как в течение 2015-2016 годов правительство рассчитывает на принятие профильного закона. Это необходимо делать постепенно ‒ министр здравоохранения Александр Квиташвили ранее заявлял, что на данный момент Украина не готова полностью перейти на такую систему. По его словам, сейчас больше денег расходуется на содержание самих больниц, чем на качество предоставляемых медицинских услуг. Уже завтра комитеты и фракции планируют рассмотреть программу правительства. А господин Яценюк надеется, что уже в четверг документ будет проголосован.

Читайте также