RU  UA  EN

четверг, 18 апреля
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.25
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Парламент не согласился с бюджетом

Верховная рада изменила график своей работы для рассмотрения налоговых и бюджетных инициатив правительства

Верховная рада изменила график своей работы для рассмотрения налоговых и бюджетных инициатив правительства Из-за претензий депутатов к бюджетному процессу Владимир Гройсман предложил продлить работу над ним до следующей недели Фото: Владислав Содель

Во вторник Верховная рада отказалась рассмотреть ряд значимых законопроектов, отложив их принятие. В частности, после бурной дискуссии и проваленного голосования был отправлен на доработку законопроект, увеличивающий полномочия СНБО и расширяющий функции его секретаря. Еще более острое обсуждение в сессионном зале вызвал представленный Кабмином проект государственного бюджета на 2015 год и сопутствующие ему законопроекты. В результате они были приняты к рассмотрению Верховной радой, которая изменила для этого график своей работы. Единственной инициативой, принятой во вторник практически без обсуждений, стала отмена внеблокового статуса Украины.

К началу утреннего заседания Верховной рады во вторник 23 декабря народные депутаты оказались не готовыми к тому, чтобы рассмотреть главные вопросы повестки дня ‒ проект государственного бюджета на 2015 год, а также внесение изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы. Об этом перед заседанием заявил глава фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП) Юрий Луценко. «Правительство внесло в Раду законопроект о бюджете в 6.00, Налоговый кодекс ‒ около 9.00, а еще 46 законопроектов, которые должны предварять принятие этих законопроектов, не видел пока никто. У нас сейчас нет консолидированной позиции по ним ‒ все эти документы вначале следует изучить»,‒ заявил господин Луценко. Он отметил, что, скорее всего, коалиция возьмет таймаут до среды, чтобы определиться с тем, поддерживать или не поддерживать документы, внесенные Кабмином.

Напомним, на заседании согласительного совета глав парламентских фракций и комитетов в понедельник председатель Верховной рады Владимир Гройсман предлагал, чтобы внесенные правительством финансовые документы были приняты за основу во вторник.

Однако затягивание правительством передачи законопроектов в парламент вынудило Владимира Гройсмана отказаться от этой идеи. «Речь сегодня не идет о принятии бюджета даже в первом чтении – это будет только представление»,– подчеркнул господин Гройсман, открывая в 10.00 заседание парламента. Он отметил, что для представления проекта государственного бюджета в Верховную раду к 12.30 прибудут члены правительства во главе с премьер-министром Арсением Яценюком.

Безопасность вызвала опасения

До прибытия в Раду членов правительства народным депутатам предлагалось рассмотреть два законопроекта, первый из которых ‒ вынесенный на второе чтение законопроект о внесении изменений в закон «О Совете национальной безопасности и обороны» ‒ вызвал нарекания у представителей малых фракций коалиции на заседании согласительного совета 22 декабря.

Напомним, законопроект, предусматривающий расширение полномочий Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), был одним из условий назначения на должность секретаря Совета Александра Турчинова, который, как предполагается, также должен повысить значимость органа.

Как выяснилось, за день противоречия между фракциями большинства по этому вопросу не сгладились. «В законопроект было внесено 40 поправок депутатов. Из них три ‒ учтены полностью, еще пять ‒ редакционно, остальные ‒ отклонены»,‒ рассказал глава комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский («Народный фронт», НФ). Он также заявил, что комитет обратился в Институт государства и права им. Корецкого, который предоставил заключение о том, что в предлагаемой редакции законопроект не противоречит Конституции. «В результате комитет единогласно решил рекомендовать Верховной раде принять этот законопроект в целом с учтенными поправками»,‒ заявил господин Пашинский.

Впрочем, коллеги по коалиции были не согласны с такой постановкой вопроса.

‒ Предложенная редакция законопроекта позволяет СНБО дублировать полномочия Кабинета министров,‒ заявила в процессе обсуждения поправок вице-спикер парламента Оксана Сыроед.

‒ Мы не видим здесь никаких противоречий и дублирований, есть четкие нормы во многих законах и Конституции о контроле и координации органов исполнительной власти в вопросах безопасности,‒ ответил на это Сергей Пашинский.

Характеризуя обсуждаемый законопроект, в Радикальной партии традиционно не удержались от резких высказываний. «Принятие новой редакции этого закона ‒ это осуществление государственного переворота. СНБО получает такие полномочия, что фактически становится еще одним органом власти»,‒ заявил Юрий Шухевич (Радикальная партия). В «Батькивщине» к законопроекту также остались вопросы. «Посмотрите, какими функциями мы наделяем секретаря СНБО? Он осуществляет контроль над исполнением решений не только в вопросах нацбезопасности и правоохранительной деятельности, но и в информационной, экономической, социальной и гуманитарной сферах. Какое это имеет отношение к нацбезопасности и обороне?» ‒ возмутился народный депутат Иван Крулько («Батькивщина»).

В результате обсуждения ни одна из ранее отклоненных комитетом поправок не набрала даже 100 голосов депутатов. Однако и сам законопроект о расширении полномочий Совбеза не смог получить необходимой поддержки ‒ за него проголосовало 223 депутата. В результате 302 голосами законопроект был отправлен на второе чтение.

‒ Из рассмотрения законопроекта сделали комедию,‒ заявил, комментируя итоги голосования, народный депутат Антон Геращенко («Народный фронт»).

‒ Провал Радой законопроекта по СНБО ‒ очень убедительная победа тех, кому не нужен эффективный сектор нацбезопасности и обороны в Украине,‒ конкретизировал недовольство коллег по фракции Дмитрий Тымчук (НФ).

После этого народные депутаты почти без обсуждения конституционным большинством поддержали законопроект №1014-3 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отказа Украины от осуществления политики внеблоковости», внесенный в Верховную раду президентом Петром Порошенко (он получил 303 голоса). Затем в заседании был объявлен перерыв.

Финансовая нестабильность

Заседание Верховной рады продолжилось около 14.00, когда в парламент для представления проекта госбюджета прибыли члены Кабмина во главе с премьер-министром Арсением Яценюком. Выступая перед депутатами, премьер попросил их включить в повестку дня сессии 44 законопроекта, составляющих базовый пакет реформ. «Дальше законы пойдут в комитеты, и мы будем активно работать по внесению изменений в них»,– подчеркнул господин Яценюк. Он отметил, что предложенный бюджет-2015 будет действовать тогда, когда депутаты поддержат все предложенные законопроекты, поскольку главный финансовый документ страны сформирован с учетом изменений законодательства.

Собственно, сам проект бюджета представила министр финансов Наталия Яресько. «Правительство предлагает сокращать нагрузку на малый и средний бизнес путем пересмотра групп плательщиков единого налога и сокращения ставок»,‒ заявила она, отметив, что Кабмин принял решение ввести двухгодичный мораторий на налоговые проверки бизнеса. «В аграрном бизнесе мы сохранили существующее налогообложение, как того требует коалиционное соглашение»,‒ отметила госпожа Яресько. По ее словам, благодаря кропотливой работе правительства в бюджете удалось сохранить социальные стандарты для наиболее уязвимых слоев населения. «Я прошу вашей поддержки»,‒ завершила свое выступление глава Минфина.

Впрочем, просьба Наталии Яресько не тронула народных депутатов ‒ претензии к госбюджету нашлись у представителей всех фракций.

‒ Предложение по снижению единого социального взноса, к сожалению, постигнет неудача ‒ 41% не выведет из тени наших предпринимателей,‒ заявил заместитель главы комитета по вопросам бюджета Виктор Кривенко («Самопомич»).

‒ Фундаментальная ценность бюджета ‒ его способность выполнять предусмотренные в нем обязательства, а цифры доходов, которые предложило правительство,‒ нереальны,‒ отметил в свою очередь член бюджетного комитета, народный депутат Виктор Пинзенык (БПП).

Впрочем, некоторых парламентариев предложенный правительством финансовый документ вполне устроил. «Все ваши вопросы важны, но такое впечатление, что мы забыли, в каком состоянии находится страна. Мы поддерживаем этот бюджет, так как это ‒ бюджет обороны»,‒ заявил Сергей Пашинский.

В конце дискуссии слово взял Арсений Яценюк, попросивший депутатов не забывать о политической ответственности. «Принимаются любые предложения, только реалисстичные, а не популистские. А вы комментируете наши законопроекты, даже не прочитав их»,‒ заявил премьер-министр, попросив принять внесенные Кабмином документы к рассмотрению. В результате парламент 266 голосами внес в повестку дня 44 правительственных законопроекта и 253 голосами определил особую процедуру рассмотрения проекта госбюджета на 2015 год.

Таким образом, в четверг на первое чтение будут вынесены 44 законопроекта и два проекта изменений в кодексы – Налоговый и Бюджетный, а в воскресенье депутаты рассмотрят эти документы во втором чтении. В следующий вторник, 30 декабря, парламент рассмотрит и утвердит в целом проект бюджета на 2015 год.

Читайте также

Новый закон о мобилизации: что изменится для украинцев

После нескольких месяцев дискуссий Верховная Рада все-таки приняла многострадальный закон

В Верховной Раде сложилась досадная ситуация вокруг законопроекта о мобилизации – нардеп Ирина Фриз

Нардеп Ирина Фриз рассказала о том, как Верховная Рада рассматривает законопроект о мобилизации

Шило в браслете: сможет ли скандальный чиновник избежать наказания

Сотрудник СБУ, близкий к Офису президента, вряд ли рискует угодить за решетку