На днях в столичном Доме офицеров вспыхнул скандал: ветеран АТО Дмитрий Ризниченко сделал "физическое замечание" украинскому генералу Виктору Палию. Причина – непомерные финансовые аппетиты отдельных представителей общественного совета при Госслужбе по делам ветеранов войны, куда входит Палий. По словам Резниченко, общественный совет "пилит бюджетные деньги", а толку от работы общественников нет. Зачем Украине нужны такие общественные советы и что они реально делают, разбирался "Апостроф".
Власть советам
Деятельность общественных советов при органах исполнительной власти Украины регламентируется постановлением Кабмина №996. Согласно этому документу, общественный совет при органах власти — это "временный консультативно-совещательный орган, который создан для содействия участия общественности в формировании реализации государственной политики". Задач и прав у общественного совета на десятки пунктов, но, чтобы не вдаваться в скучные канцелярские подробности, отметим, что главная миссия совета — заставить государство считаться с мнением общественности при решении тех или иных вопросов жизнедеятельности страны. Но есть одно "но": ремарки общественного совета не обязательны к исполнению, например, министерствами. То есть чиновники могут прислушаться к "голосу общественности", если посчитают нужным, а могут и проигнорировать его.
"У нас в законодательстве нет такого, что общественный совет должен конкретно что-то решать, - говорит "Апострофу" нардеп Игорь Луценко. – Но лично я не сторонник такого подхода. За деятельность органа должен отвечать его непосредственный руководитель. Но с другой стороны о всех важных решениях общественность должна знать наперед, чтобы при необходимости отреагировать".
Чтобы стать членом общественного совета при органе исполнительной власти, необходимо представлять какой-либо из институтов гражданского общества: религиозную организацию, благотворительный фонд, профессиональный или творческий союз, негосударственное СМИ. Важно, чтобы деятельность организации, которая имеет желание войти в общественный совет, соотносилась с деятельностью конкретного органа власти. Например, если вы представитель Всеукраинской федерации домино (привет Илье Киве), то в совете при Минобороны вам делать нечего, а вот в совет при Министерстве молодежи и спорта – милости просим.
Денежный вопрос
Согласно закону, прямого финансирования работы общественных советов не предусмотрено. Этим якобы должна достигаться независимость советов и их принципиальность. Орган власти, при котором создан общественный совет, должен обеспечить секретариат совета только помещением, средствами связи и "создать условия для работы совета".
Но есть схема, по которой члены общественного совета все же получают бюджетные деньги и вполне легально. "Финансирования общественных советов нет, но есть прямое финансирование общественных организаций ветеранов, инвалидов, чернобыльцев. В связи с этим среди этих организаций существует множество фейков, которые создаются только для того, чтобы получать финансирование. Потом они централизовано заходят в общественные советы и тем самым демонстрируют свою активность и лояльность к власти", - пояснил "Апострофу" глава общественной организации "Бюро социальных и политических разработок" Ростислав Дзундза.
А вхождение в общественный совет в свою очередь – залог того, что бюджетные деньги на деятельность организации обязательно будут выделены. "Участие в общественном совете помогает общественным организациям получать деньги из бюджета. Они говорят: "Посмотрите, насколько мы важные, у нас 200 тысяч организаций, мы берем участие в разных общественных советах, дайте нам деньги на офис, на бухгалтера, на автомобили". А как достигается эта "важность"? Несколько десятков людей создали тысячи организаций. Потом эти тысячи организаций они объединили в ассоциации, а каждая ассоциация якобы высылает своего представителя в общественный совет. Чисто через количественные показатели обозначается важность организации", - добавил Луценко.
Озвучить точную сумму средств, которая уходит на финансирование общественных организаций по всей Украине, достаточно сложно, ведь дотируются они не только из государственного, но и из местных бюджетов. Чтобы понять эту цифру, нардеп Андрей Тетерук сделал в Госстат соответствующий депутатский запрос, но ответа от статистов пока не последовало.
"Это несколько сотен миллионов гривен ежегодно, - говорит "Апострофу" глава правления Всеукраинского центра помощи участникам АТО Алексей Липириди. – Эти деньги идут на уставную деятельность: конференции, фуршеты, концерты, издание материалов. Чтобы получить финансирование, ежегодно всеукраинские общественные организации ветеранов и инвалидов имеют право податься на бюджетное финансирование. Главный распорядитель этих денег – Минсоцполитики, распорядитель следующего уровня – Госслужба по делам ветеранов. Все предложения по финансированию всеукраинских общественных организаций обрабатывает рабочая группа, которая состоит из представителей всех этих же организаций. Сама общественность садится и делит эти деньги, потом голосует, оформляет протокол, который высылается на согласование Минсоцполитики, и там уже утверждают финансирование".
По данным Липириди, например, организация ветеранов генерала Виктора Палия, благодаря которой он заседает в общественном совете при Госслужбе по делам ветеранов, за прошлый год получила из бюджета 1,5 миллиона гривен. Всеукраинское объединение "Ветераны за Украину" – 1 миллион гривен, "Общество украинских офицеров" – 600 тысяч гривен.
Чтобы изменить ситуацию с распределением денег, парламентарии и волонтеры предлагают сломать существующий подход к финансированию. "Должно быть грантовое и конкурсное финансирование, а не на уставную деятельность. Этого мы и добиваемся", - резюмировал Липириди.
Ху из ху
Кроме непрозрачного финансирования, большой проблемой общественных советов является их персональный состав. По закону народные депутаты не имеют права быть членами советов, но ничего не мешает им протащить туда "любих друзів".
"Будучи назначенными своими друзьями чиновниками, они продолжают представлять якобы общественность, но это не так. Люди, которые остаются в общественных советах, сидели там еще при Януковиче и даже при Кучме", - сетует Игорь Луценко.
Уже дошло до того, что в Мининфраструктуры на прошлой неделе распустили общественный совет и хотят набрать новый, "который в своей деятельности будет руководствоваться честностью, профессионализмом и отсутствием коммерческих и лоббистских интересов", отметили в пресс-службе министерства.
Кто именно лоббировал свои коммерческие интересы в общественном совете при Мининфраструктуры, в пресс-службе не признаются, но если проанализировать персональный состав совета, то все сразу становится на свои места. Например, один из членов совета Валерий Буркун – директор местного николаевского перевозчика "Орион-Авто". Присутствие в совете ему обеспечивала должность главы в "Николаевской областной ассоциации автомобильных перевозчиков". Заходим на сайт ассоциации и выясняем, что ее директором является экс-регионал, а ныне действующий народный депутат Игорь Шкиря.
Но зачастую в общественных советах оказываются не только лоббисты, но и люди, которые никакого отношения к профильной деятельности органа власти не имеют. В том же Мининфраструктуры среди членов расформированного совета затесалась Ирина Оката – руководитель пресс-центра "Союза христианских писателей Украины" или Илларион Шевченко, который является юристом "Ассоциации предприятий ювелирной отрасли Украины". А вот в совет при Минэнергоугля вошли члены "Международной академии казачества" и пытались попасть представители "Ассоциации полиграфологов Украины". Какое отношение имеют полиграфологи к энергетической политике страны – загадка.
Вот и получается, что до тех пор, пока настоящее гражданское общество в Украине будет методично подменяться лоббистами нардепов, иного способа быть услышанными, кроме как выйти на Майдан, у украинцев не будет.