RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.80
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.80
Политика

Принесли Брежнева, но не хватило драки: как Добкин и Луценко сражались в Раде

Комитет не рекомендовал арест и задержание нардепа

Комитет не рекомендовал арест и задержание нардепа Заседание регламентного комитета ВРУ о представлении ГПУ по Михаила Добкина Фото: УНИАН

Комитет по вопросам регламента и организации работы Верховной Рады Украины в среду, 12 июля, рассмотрел очередное представление генерального прокурора Юрия Луценко на снятие неприкосновенности – на этот раз с народного депутата от "Оппозиционного блока" Михаила Добкина. Глава ГПУ снова лично пришел уговаривать депутатов поддержать представления на задержание и арест экс-регионала. Что из этого вышло – в репортаже "Апострофа".

Заседание регламентного комитета по нардепу Михаилу Добкину стало продолжением сериала, который Украина наблюдает уже вторую неделю (завершающий выпуск будет во время голосования в парламенте). Заседание собрало аншлаг из журналистов и сторонников депутата, чье имя стало известно широкой общественности благодаря ролику с фразой: "У тебя лицо скучное, тебе денег никто не даст!"

Генпрокурор Юрий Луценко уже в шестой раз явился уговаривать членов комитета поддержать его представления на снятие неприкосновенности и арест нардепов. Перед началом заседания глава ГПУ был достаточно сдержанным и напряженным, видимо, сказывалось не вполне удачное голосование в Верховной Раде по предыдущим пяти представлениям во вторник, 11 июля.

Начал Юрий Луценко свое выступление с презентации слайдов, на которых в подробностях была изложена схема махинаций, в которых Добкина обвиняют правоохранители. Нардепа от Оппоблока подозревают в том, что он, будучи мэром Харькова, по предварительному сговору и действуя умышленно в интересах двух жилищно-строительных кооперативов, содействовал в завладении 77,8 га земли в Харькове, нанеся ущерб бюджету на сумму более 226 млн грн.

"Согласно закону о кооперации, в Украине можно создавать кооперативы, а вот выдавать землю им можно только при одном условии: если в состав этих кооперативов входят только физические лица, то есть простые граждане, и только для улучшения своих жилищных условий. Должностные лица Харьковского горсовета, которые в один день принимали такое решение, способствовали застройщикам и злоупотребляли своими служебными полномочиями, в том числе и Добкин как городской глава", - настаивал генпрокурор.

После довольно долгого вступительного слова генпрокурора Добкин взялся защищаться, заявив, что главная цель этого представления – желание Луценко свести с ним счеты. К слову, этой версии решили придерживаться многие соратники Добкина, которые заверяли "Апостроф", что все происходящее – личная месть генпрокурора. Парламентарий основательно подготовился к заседанию комитета, взяв с собой целую группу поддержки в лице нардепов Нестора Шуфрича ("Оппозиционный блок") и Дмитрия Святаша ("Видродження") и помощников. Также Добкин показал свои слайды и раздал членам комитета папки с документами, которые, по его мнению, должны были доказать его невиновность. "Вот эти схемы, которые вы тут показываете… Я вам тоже могу схемы нарисовать, красивые, со стрелочками", - то ли в шутку, то ли всерьез предлагал Добкин, обращаясь к представителям регламентного комитета.

Михаил Добкин взял себе в поддержку Нестора Шуфрича. Фото: УНИАН

"Кто вынес такое сырое представление сюда? Это дискредитирует Верховную Раду. И чтобы не было дискредитации, я сам проголосую за снятие с себя депутатской неприкосновенности, но это также дискредитирует и Генпрокуратуру. И чтобы идти на такой позор, нужно иметь важную цель, а цель – спрятать меня в тюрьме как можно на дольше", - эмоционально вещал Добкин.

"Я хочу ответить некоему Луценко Ю.В.", - продолжал оппоблоковец. "Некто Добкин М.М., я у вас ничего не спрашивал", - раздраженно отвечал генпрокурор. "Вы на меня не кричите, я хочу продолжить… Вы хотите бороться с коррупцией, но что вы все в прошлое лезете, Юрий Витальевич? Вам подсказать пару кооперативов в Киеве, в которых вы и сами бываете?" – хитро подмигнул Добкин генпрокурору, на что тот промолчал.

Но на этом нардеп не остановился: он достал из папки портрет генсека КПСС Леонида Брежнева: "Те законы, по которым меня пытаются привлечь к уголовной ответственности, авторства этого человека. И меня хотят судить не именем Украины, а именем Украинской Советской Социалистической Республики. Мне, конечно, почетно. Я помню, что люди жили неплохо, но мне кажется, что мы живем уже в другой стране…"

И непонятно, до каких еще исторических личностей дошел бы Добкин, если бы его не прервал Луценко: "Вы еще одного бровастого забыли показать". "Кого? Ющенко?" "Нет, Януковича", - парировал генпрокурор.

Аргументируя необходимость ареста нардепа, Луценко заявил, что в противном случае Добкин сможет влиять на своих подчиненных, а то и вовсе покинуть страну. "У меня в подчиненных только жена, теща, кот и собаки в вольере", - прокомментировал Добкин.

После такого в меру любезного общения слово взял член группы поддержки Добкина – нардеп Нестор Шуфрич, который не скупился на добрые слова в адрес своего соратника: "Он – авторитетный человек в стране, лидер оппозиции и кандидат в президенты, который боролся с нынешним гарантом Конституции. У него есть стержень и сила духа, поэтому представление по такому человеку должно быть безукоризненным, а это – отозванным".

После нескольких пафосных выступлений члены комитета удалились для принятия решения. Выходя, депутаты шутили, что заседание по Добкину оказалось скучнее, чем ожидалось. "Не хватило драки. Не было шуток, Шахов (нардеп Сергей Шахов, - "Апостроф") недоработал", - смеялись парламентарии, видимо, вспоминая афоризмы Сергея Шахова на заседании комитета по нардепу Максиму Полякову.

Пока депутаты совещались, Добкин советовался с Дмитрием Святашем, своим харьковским соратником, и был уже не так весел, как во время заседания. Ходя взад-вперед по коридору, он то и дело кому-то звонил и что-то объяснял, эмоционально жестикулируя. Невеселым ходил и Нестор Шуфрич: "Я надеюсь на разумное решение комитета. Но Добкин для них – это сакральная жертва. Ею должны были стать либо я, либо он", - рассуждал он в коридоре для журналистов, а после ушел, дружески обнявшись с нардепом от "Блока Петра Порошенко", членом регламентного комитета Павлом Кишкарем.

Члены комитета вернулись в зал заседания после совещания в не очень радостном настроении. Хотя решение комитета и носит рекомендательный характер, было видно, что определенную ответственность на них накладывает. А быть причастным к сдаче, пусть и не совсем "своего" Добкина, не хочет практически никто. Тем не менее, после голосования стало ясно, что комитет решил отделаться "малой кровью" – представление относительно разрешения на привлечение к уголовной ответственности признали достаточным, законным и обоснованным, а вот представления на задержание и арест – нет. Все три представления отправят спикеру ВРУ Андрею Парубию, чтобы он имел возможность вынести их в зал на голосование.

После вполне ожидаемого вердикта комитета к прессе вышел генпрокурор. "Сегодня я в основном доволен решением комитета, который признал наши доводы о необходимости привлечения к уголовной ответственности господина Добкина достаточными. Уже завтра (13 июля, - "Апостроф") появится возможность рассмотреть это в Раде, и я буду презентовать представления после официального приглашения. Спокойная тональность на комитете не значит, что это дело неактуально, или что здесь нет оснований говорить о действиях, которые носят признаки особо тяжкого преступления. В таких случаях надо не только задержать, но и держать под арестом до решения суда", - не скрывая улыбки, говорил генпрокурор журналистам.

Добкин тоже пытался выглядеть довольным и даже сказал, что он рад такому решению комитета, но по нервным движениям рук становилось ясно, что депутат не уверен в положительном для себя исходе голосования.

Не был уверен в этом и нардеп от Оппоблока Михаил Папиев, который в общении с "Апострофом" признался, что позиции фракции будут определяться утром в четверг, на ее общем собрании. "Утром собираемся, там все и решим", - рассказал он.

Но по опыту можно судить: то, что депутаты решают на фракции, не всегда реализовывается в сессионном зале. И вполне возможно, что в четверг Раду, как и всех, кто следит за событиями, ждет очередная неожиданность.

Читайте также