В Украине хотят создать новое министерство, которое займется социальной защитой ветеранов войны. Соответствующее постановление Верховная Рада направила в Кабинет министров на прошлой сессионной неделе. Зачем необходимо такое ведомство, кто его лоббирует и будет ли оно реально помогать участникам боевых действий на Донбассе, разбирался "Апостроф".
Шантаж Третьякова
Народные депутаты Украины 27 февраля 241 голосом направили в Кабмин постановление о создании Министерства по делам ветеранов. Учредить такое министерство предлагается на базе уже существующей Государственной службы Украины по делам ветеранов войны и участников АТО.
Эту госслужбу недавно возглавил общественный деятель из Днепра Валентин Манько, чье имя фигурировало не в одном скандале. Экс-доброволец "Правого сектора" Манько обвинялся в разбое и даже был в международном розыске. Кроме того, его связывают с заместителями главы фракции "Блок Петра Порошенко" Игорем Кононенко и Александром Третьяковым. Последний, по слухам в политических кругах, и лоббировал назначение скандального активиста на должность главы Госслужбы по делам ветеранов.
И по инициативе все того же Третьякова, который, к слову, возглавляет парламентский комитет по делам ветеранов, участников боевых действий, участников антитеррористической операции и людей с инвалидностью, и возникли разговоры о необходимости создания в Украине нового министерства.
"Создание Министерства по делам ветеранов поможет навести порядок в бюрократическом хаосе, который существует в этой сфере. Нынешний состав парламента принял более 30 законов, касающихся соцзащиты ветеранов АТО и членов семей погибших, но часть этих законов по-прежнему не работает. Потому что вопросом соцзащиты занимается около 20 министерств и ведомств", - так объяснял свою инициативу нардеп.
Третьяков даже грозил на заседании БПП своим выходом из фракции и коалиции. И неудивительно, что такая угроза смогла оказать влияние на других фракционных лидеров, ведь Третьяков – один из спонсоров этой политсилы и, кроме того, лидер одной из самых крупных групп внутри "Блока Порошенко", в которой сейчас от 20 до 23 нардепов, ориентированных на генпрокурора Юрия Луценко. Именно поэтому возможный выход из фракции политика мог значительно пошатнуть и без того хрупкую парламентскую коалицию. Результат – принятое постановление о создании нового министерства.
Источник "Апострофа" в парламенте подтвердил, что положительное голосование в Раде стало фактически результатом шантажа Третьякова. "Голосование в парламенте касательно создания министерства было техническим. Это было организовано для капитализации определенных людей, а именно Третьякова. Потом он подал все так, будто это его заслуга", - сказал собеседник.
Дело за Кабмином
Теперь дело за правительством – если премьер Владимир Гройсман инициативу одобрит, то в течение месяца Кабмин должен проинформировать нардепов о ходе исполнения постановления.
Пока же в правительстве сообщили, что планируют создать комиссию по наработке положений о министерстве.
"У нас проблема в том, что в свое время мы создали Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Затем полгода придумывали, чем это министерство будет заниматься. Сейчас нужно сделать наоборот: нужно сделать функционал для Министерства ветеранов. На это нужно три-четыре месяца. Ранее – нереалистично. И надо понять, будет ли министерство состоять из 20 человек или оно должно быть большим, забирает ли оно какие-то полномочия у Министерства оккупированных территорий или нет, - рассказал "Апострофу" осведомленный источник, приближенный к премьеру. – Перспектива такая: где-то три-четыре месяца работаем над функционалом, затем в парламент будет внесено предложение создать это министерство, и парламентом будет назначен министр".
При этом в Кабмине всерьез говорят о том, что если будет создано Министерство по делам ветеранов, то МинВОТ может быть преобразовано.
"Может, оно сможет трансформироваться в Министерство ветеранов. В любом случае нужна открытая дискуссия. Гройсман поддерживает эту идею", - отметил собеседник.
Зачем все это нужно
Пока же в политикуме и обществе нет единства во взглядах относительно необходимости создания такого ведомства. Во-первых, бытует мнение, что будет создано очередное министерство под конкретного человека, которое по факту ничего не будет решать, а будет заниматься распределением финансовых потоков. Во-вторых, в околополитических кругах сразу пошли слухи, что возглавить будущее министерство может все тот же Валентин Манько. По информации источника "Апострофа" в парламенте, такая возможность действительно существует.
Правда, сначала собеседник издания категорически отрицал такую возможность: "Никто сейчас не знает, кто может возглавить министерство. Но Валентин Манько точно не возглавит, при этом парламенте он никогда не станет министром. Против него категорически выступают "Народный фронт" и лично [нардеп от НФ Юрий] Береза. Он о Манько говорит исключительно нецензурными словами".
Но буквально через пару дней ситуация изменилась. Источник, который заверял "Апостроф", что Манько министром быть не может, оценил шансы скандальной фигуры как неплохие. Ранее, рассказывает собеседник, при назначении Манько на должность главы председателя Госслужбы по делам ветеранов войны и участников АТО против выступили в Министерстве внутренних дел. По инициативе МВД в Минсоцполитики, которому подчиняется служба, было отправлено письмо с отрицательными отзывами о Манько. Но уже 7 марта возглавляемое одним из лидеров "фронтовиков" Арсеном Аваковым министерство его отозвало.
"В НФ согласились на Манько [в качестве главы будущего Министерства по делам ветеранов]", - поделился свежей информацией источник.
Такие перемены, по его словам, стали возможны после сближения НФ с Администрацией президента Петра Порошенко: "Это произошло "на фоне" Коболева (главы НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева, - "Апостроф")".
Стоит отметить, что Коболева считают человеком "фронтовиков", а именно лидера партии Арсения Яценюка. Во время премьерства последнего Коболев смог возглавить "Нафтогаз". А после недавнего выигрыша в Стокгольмском арбитраже у российского "Газпрома" в НФ даже предложили президенту наградить главу НАК за "победу в важном сражении настоящей войны".
Сами "фронтовики" данную информацию не подтвердили, но и не опровергли. "В понедельник (12 марта, - "Апостроф") на заседании фракции будем рассматривать этот вопрос [о поддержке кандидатуры Манько на должность министра]", - прокомментировал "Апострофу" вышеупомянутый нардеп Юрий Береза.
Тем временем противники появления нового министерства в парламенте уверены, что оно будет служить лишь для решения личных финансовых вопросов.
"Я не понимаю, какова цель министерства. Это лишь новый поток денег, который будут контролировать определенные люди, а именно Третьяков. Я не думаю, что как-то критически сможет повлиять то, если у Третьякова появится еще один человек в Кабмине, кроме [министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадима] Черныша. Посмотрим, что скажут в Кабмине. Я думаю, что Гройсман также понимает, для чего это все делается", - сказал "Апострофу" нардеп Виктор Чумак, который не поддержал голосование за постановление.
Волонтер Роман Синицын считает, что "ветеранское" министерство в принципе нужно для решения различного рода бюрократических проблем, но в украинских реалиях ведомство превратится в инструмент политической борьбы.
"У нас проблемами ветеранов занимается больше 10 различных ведомств. Поэтому консолидировать все эти функции в одном ведомстве – хорошая идея. Это же было сделано в Хорватии. Там тоже было большое количество участников боевых действий, и хорваты решили замкнуть все проблемы на одном ведомстве. Просто в наших реалиях это давно превратилось в инструмент политической борьбы: люди, которых прочат на должности министра, заместителей министра, вызывают много вопросов. Как и люди, которые курируют создание такого министерства, например, "любий друг" Александр Третьяков. Я считаю, что такое министерство превратится в очередной источник распила государственных средств", - прокомментировал он в интервью "Апострофу".
Скептически отнеслись к такой инициативе и в среде тех, для кого, собственно, и планируется создать ведомство – участников АТО.
"При нынешней власти, кто бы ни был у руля министерства, все равно это будет их человек, никто не допустит нормального и порядочного человека, АТОшника, чтобы отдать ему контроль. Следовательно, для нас ничего не поменяется. К примеру, подал я документы на 2 га земли – мне их вернули, а причем тут министерство, если вернул документы земельный кадастр? Министерство ветеранов – это же не единое окно, куда ветераны могут обращаться за решением своих проблем. Если проблемы возникают, то они все касаются абсолютно разных ведомств. Вне зависимости от существования ветеранского министерства, будем все равно ходить по абсолютно разным учреждениям, а толку тогда будет от министерства?" – комментирует "Апострофу" участник боевых действий Эдмонд Саакян.
Однако в президентской фракции считают, что такой скепсис вызван недостаточной информированностью о ведомстве. "Если бы им сказали, что, например, проведут перерасчет пенсий, конечно, они бы его поддержали. А так, если просто говорить, что создадут министерство, то они не поймут. Нужно эту идею оформить в виде проекта, который нужно представить правительству, опубликовать на сайте Кабмина, отметить, где краткосрочная, где долгосрочная стратегии, и публично это обсудить", - заявил в комментарии "Апострофу" нардеп от БПП Иван Винник.
Правда, одну вещь можно утверждать с уверенностью. Пока политики будут воспринимать новое ведомство как залог личного финансового успеха, остается открытым вопрос: сможет ли Министерство по делам ветеранов действительно помогать тем, для кого создается.