Представитель президента Украины Владимира Зеленского в Конституционном суде (КСУ), нардеп "Слуги народа" ФЕДОР ВЕНИСЛАВСКИЙ в эфире Апостроф Live рассказал, когда будет голосоваться неотложный законопроект № 4288 "О восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству" и какими будут последствия принятия этого законопроекта для Украина.
- Уже завтра на заседании парламента будет голосоваться неотложный законопроект президента Зеленского о восстановлении доверия к КСУ или нет? Как ваши коллеги во фракции относятся к такому?
- Я думаю, что он голосоваться в принципе завтра не может, потому что есть определенная Законом Украины "О регламенте Верховной Рады Украины" процедура рассмотрения законопроектов, даже определенных неотложными. Для этого необходимо еще провести заседание Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики, получить вывод, который рекомендует его рассматривать в Верховной Раде. Затем надо получить альтернативные законопроекты до истечения срока.
Даже если процедуру сократить, то все равно это не будет не завтра. То есть завтра никакого голосования, по моему убеждению, с точки зрения соблюдения требований регламента, быть не может. Оно может быть на этой неделе, но вряд ли завтра.
Читайте также: Грозит кровавый хаос: Зеленский резко обратился к "слугам народа" из-за КСУ
- Вы, наверное, слышали критику относительно законопроекта президента Зеленского. К тому времени, как он будет голосоваться, будут ли внесены какие-то кардинальные изменения? Чтобы не было потом споров относительно того, имеет ли президент и Верховная Рада такое право - перезагружать Конституционный суд своим решением?
- Я думаю, что к этому законопроекту изменения сейчас вряд ли будут вноситься. Мы все прекрасно понимаем, что выход из острой политической кризисной ситуации, в которой оказалась украинское государство в результате такого печально решение Конституционного суда Украины №13-рп, вряд ли можно найти чисто юридически. Поэтому это будет политико-правовое решение.
А политико-правовое решение - это уже на рассмотрение Верховной Рады Украины. Если депутаты поддержат законопроект президента и примут его как закон, то получим как раз юридические последствия, предусмотренные тем законом.
- Вы лично поддерживаете законопроект президента?
- Я поддерживаю, что сугубо легитимно-правовой выход из этой ситуации найти очень сложно. Поэтому, конечно, я поддерживаю политико-правовой выход.
Политические решения принимались в Украине неоднократно, и они как раз приводили к существенным положительным результатам. Можно вспомнить и решение ВРУ о признании Януковича утратившим полномочия и статус президента, когда он бежал в Ростов. Это и решение Верховной Рады о восстановлении действия Конституции обычным законом 22 февраля 2014 года. Это и третий тур выборов президента Ющенко, который не был предусмотрен ни Конституцией, ни законами Украины, это и отмена решения КСУ Верховной Радой.
То есть мы уже имеем прецеденты в истории украинского государства. А поскольку это решение Конституционного суда имеет очень существенные негативные последствия для Украины, для евроатлантической интеграции Украины, то конечно здесь надо действовать политическими методами.
- Вы кандидат юридических наук, собственно, специалист по юридическому праву. Вы понимаете и видите проблему. У нас есть две различные ветви власти. Власть пытается влиять теми способами, которые не являются законными, на другую ветвь власти. У нас может начаться война всех против всех, потому что мы забываем о главном законе и начинаем делать по совести, как говорится.
- Мы должны понимать, что решением Конституционного суда Украины, нарушившим Конституцию, судьи также нарушили принцип разделения государственной власти.
КСУ вмешался в полномочия ВРУ о признании деяний, которые являются преступлением или же не могут быть признаны преступлением. Своим решением КСУ фактически возразил евроатлантической интеграции Украины, поэтому бесполезно требовать сугубо юридических механизмов - вносить изменения в Закон Украины "О предотвращении коррупции", который КСУ в этом составе вновь признает неконституционным.
Когда мы говорим о том, что судьи Конституционного суда Украины действовали в условиях реального конфликта интересов, и они это признают - 13 судей написали заявления о самоотводе в связи с тем, что у них был конфликт интересов - они нарушили требования закона "О Конституционном суде", "О предотвращении коррупции", регламента КСУ и собственно Конституции. Это является стопроцентным основанием для увольнения судьи КСУ за нарушение присяги. Но уволить его может только суд. Поэтому мы имеем такую патовую ситуацию, при которой, если не будет адекватных политических действий со стороны других ветвей государственной власти, КСУ может превратиться в тот орган - он уже фактически превратился - который возьмет в заложники все украинское государство.
Конституционный суд Украины сейчас превратился в деструктивный элемент, который фактически делает невозможным нормальное движение Украины в том направлении, которое закреплено Конституцией.
- Если законопроект Зеленского принимается в таком виде, в котором он сейчас есть, судьи КСУ скажут, что это решение ни на что не влияет и не будут его выполнять, потому что оно не имеет законной силы. Мы вступаем в патовую ситуацию. И что будет? Судей будут выносить на руках тогда, выбивать из КСУ?
- Насколько я знаю, чтобы Конституционный суд дал оценку соответствия Конституции закону, к нему должен обратиться соответствующий субъект. Поэтому с момента вступления в силу данного закона - а проверять на предмет соответствия Конституции КСУ может только действующий закон - кто-то из субъектов, которые закреплены Конституцией, должен обратиться в КСУ. Затем состоится процедура рассмотрения. Но как только будет принято это политико-правовое решение, дальше будем думать, каким образом уже его реализовывать.
Я думаю, наиболее оптимальный вариант, если бы судьи КСУ, которые голосовали за это пресловутое решение, прислушались к здравому смыслу, к своей совести, то они просто должны были написать заявления об отставке. Тогда этот политико-правовой кризис был бы разрешен в наиболее безболезненный и оптимальный путь. Возможно судьи смогут принять какие-то адекватные решения, которые нивелируют те угрозы, к которым привело решение Конституционного суда Украины. Там много трезвомыслящих и умных судей. Я думаю, что они могут предложить более спокойный способ решения этого кризиса.