Ровно год назад, 4 марта, Верховная Рада отправила в отставку правительство Алексея Гончарука. На его место сразу же назначили Дениса Шмыгаля и сформировали новый состав Кабинета Министров. С первых же дней работы новые руководители попали под шквал критики: парламент так и не утвердил программу правительства, оставив его без иммунитета от увольнения. Во многом скептики оказались правы, хотя справедливости ради нужно сказать, что этот год получился для Украины беспрецедентно трудным. На каких направлениях у Кабмина Шмыгаля возникли наибольшие сложности, долго ли еще премьер продержится в должности и были ли за этот год серьезные успехи — читайте в материале "Апострофа".
"Они провалили главное"
В момент отставки Кабмина Гончарука Украина уже входила в период борьбы с эпидемией коронавируса. На тот момент страна оказалась полностью не готова к отражению новых вызовов, за что ушедший в отставку премьер-министр получил заслуженную порцию критики. Но разгребаться с ворохом проблем пришлось уже его "наследникам".
Важнейшим вопросом стало назначение нового главы Минздрава, и здесь сразу же была допущена ошибка: на эту должность поставили известного кардиохирурга Илью Емца, который не продержался и месяца — уже 30 марта он был отправлен в отставку. А на его место поставили бывшего губернатора Одесской области Максима Степанова. Трудно назвать и это назначение удачным. Эпопея с выделением денег украинским врачам, борющимся с COVID-19, нехватка кислорода и тестов в больницах, проваленный летом период подготовки ко второй волне коронавируса и - в завершение - полная анархия с поставкой вакцины от "короны" - всё это демонстрирует профнепригодность Степанова.
В Раде уже давно не скрывают того, что хотят крови главы Минздрава. Активнее всего за это выступают депутаты из фракции "Голос", однако и в "Слуге народа" говорят, что он висит на волоске.
"Он завалил не только вакцинацию, а также тестирование, подготовку больниц, кислород, закупку лекарств. У него много заваленных направлений, почти все. И вакцинация уже стала жирной точкой", – сказала "Апострофу" народный депутат "Голоса" Ольга Стефанишина.
Складывается впечатление, что Офис президента тоже не будет сильно упираться отставке Степанова, но перед этим ему нужно найти адекватную замену, за которую проголосовала бы Верховная Рада. Иначе в Минздраве мы столкнемся с тем же хаосом, который весь год творится в Минэнерго. Последний шанс главы Минздрава сохранить должность — оперативная доставка новых вакцин в Украину. Обещание начать прививать население одними из первых в Европе власть уже не выполнила. Однако пока еще есть маленький шанс исправить положение, если в ближайшее время Украина все же получит обещанные 10 млн вакцин от компаний в Израиле и почти двух млн вакцин из Китая, которые должны прибыть по контракту до 6 марта.
"Правительство фактически было назначено в разгар пандемии и времени на раскачку не было совсем. С этой точки зрения вправду были сложности, но что касается ответа на пандемию, то они категорически с этим не справились, провалив все, что только можно. Не были закуплены вакцины: другие страны начали подписывать контракты еще летом 2020-го года. Когда мы сейчас смотрим на вакцинацию, то невооруженным глазом видно, что логистика провалена напрочь. В день делают буквально по 1000 вакцинаций. И еще один момент – постоянный коррупционный налет вокруг них. Непонятные фирмы, прокладки, засекречен вопрос цены закупки этой вакцины. Они провалили главное – это борьба с эпидемией", — отметил в беседе с "Апострофом" политолог Александр Леонов.
Энергетика в Украине — это "дикий запад"
История с назначением полноценного руководителя в Минэнерго действительно похожа на клоунаду. 4 марта исполняется год, как на этом ключевом для Украины участке нет постоянного главы: дольше всех в качестве и.о продержалась Ольга Буславец, которую не без оснований считали ориентированной на Рината Ахметова. Осенью она лишилась должности, а исполняющим обязанности стал бывший заместитель Буславец Юрий Бойко. А меньше чем через месяц Банковая решила сделать ставку на Юрия Витренко, дав начало эпопее, которая длится до сих пор.
Юрий Витренко
А пока Верховная Рада и Кабмин не могут найти консенсус в вопросе нового руководителя Минэнерго, в украинской энергетической сфере продолжается вакханалия Рината Ахметова и Игоря Коломойского. При этом оба миллиардера не стесняются спекулировать на всем, до чего дотягиваются руки. Как писал "Апостроф", с конца февраля в стране начали расти цены на бензин — это связывают со спекуляциями на рынке нефти, что может иметь непосредственное отношение к интересам Коломойского. Государственные предприятия "Энергоатом" и "Центрэнерго" тонут в убытках — в то же время оба олигарха генерируют миллиардные прибыли, фактически торгуя воздухом. Отдельная история — "зеленая энергетика" в Украине, по долгам за которую государство ежегодно платит ДТЭК Ахметова несколько миллиардов гривен.
При этом Витренко обещает исправить ситуацию и даже вывести госпредприятия из убытков. "Я сделаю так, чтобы "Энергоатом" был прибыльным, "Центрэнерго" был прибыльным, чтобы мы избавились от критической зависимости от любых энергоносителей из России", - заявил он в конце февраля. Возможно ли это, если учесть, что тот же Ахметов весьма плотно сотрудничает с Офисом президента и имеет непосредственное влияние на многие кадровые вопросы в Кабмине? В такое верится с трудом.
Еще одно обещание Витренко — фиксация коммунальных тарифов в их нынешнем состоянии. Однако ирония в том, что его приход дал начало истории с их повышением с 1 января — приказ об этом был подписан исполняющим обязанности в последние дни 2020-го года. Разумеется, о том, что тарифы в Украине повысятся, говорили и раньше — тот же Юрий Бойко предупреждал об этом еще в начале декабря, но сложилось впечатление, что власть не смогла просчитать всю степень недовольства населениям этим решением и потом начала панически гасить разгоревшийся в стране пожар.
Отношения с МВФ все хуже
Как сообщал "Апостроф" еще в середине февраля, фактически Международный валютный фонд приостановил сотрудничество с Украиной. "Обсуждение было продуктивным, однако нужен больший прогресс в пользу завершения первого пересмотра программы stand-by. Дискуссии будут продолжаться", — заявил по итогам встречи глава представительства МВФ в Украине Йост Люнгман.
Переводя с дипломатического языка европейцев, это означает, что Украина не получит денег в ближайшее время, а когда это случится — никто говорить не берется. Очень похоже, что представители МВФ уже устали обращать внимание украинских чиновников на необходимость борьбы с коррупцией, улучшить надзор за банками и наконец-то начать бороться с дефицитом госбюджета. Отдельная история — судебная реформа и взаимоотношения украинской власти с руководителями антикоррупционных органов — в первую очередь директором НАБУ Артемом Сытником, работа которого остается в подвешенном состоянии еще с сентября 2020-го года. Впрочем, по информации нашего издания, у Зеленского уже сформировали шорт-лист из кандидатов, которые теоретически могут устроить Запад — в таком случае вопрос с Сытником может решиться относительно безболезненно.
Осложнение отношений с МВФ тянет за собой целую цепочку сложностей с привлечением денег от других кредиторов — без "звоночка" от главного финансового донора Украины на Западе деньги дают с гораздо большим скрипом. Впрочем, на первые несколько месяцев денег Украине точно хватит: благо, что в конце года мы получили кредит от Всемирного банка, Евросоюза и выручили круглую сумму за счет размещения евробондов. До лета этого будет достаточно, а вот что будет дальше — неизвестно.
Кто подсидит Шмыгаля?
Слухи о том, что Дениса Шмыгаля могут вот-вот уволить с должности витают почти год — благо, что поводов для этого хватает. Да и претендентов на кресло премьер-министра сейчас есть как минимум два.
По информации источников "Апострофа", прямо сейчас наибольшее желание занять эту должность изъявляет министр развития общин и территорий Алексей Чернышов, который пришел в Кабмин с должности председателя Киевской обладминистрации.
Правда, уходя на повышение, он не забыл "бросить якорь" на старом месте, оставив на должности своего бывшего заместителя Василия Володина — сначала в качестве исполняющего обязанности, а несколько месяцев спустя тот стал уже полноценным руководителем. Впрочем, на этом его карьерный рост может не закончится.
"В случае повышения Чернышова Володину наверняка найдется теплая должность в Кабинете министров. Скорее всего, в канцелярии. Минрегион в таком случае отойдет строительному лобби. Очень просится нардеп от "слуги" Елена Шуляк", — сообщил изданию источник.
При этом Чернышов, который сам связан со строительными схемами, находится в хороших отношениях с Зеленским: на Новый год он и его супруга ездили вместе с президентом отдыхать в резиденцию "Синегора" на Прикарпатье. Год назад в такую же поездку президент взял Дениса Шмыгаля — результат известен.
Еще один серьезный претендент на кресло премьера - исполняющий обязанности министра энергетики Юрий Витренко. На прошлой неделе Владимир Зеленский продавил через Верховную Раду восстановление полномочий исполняющих обязанности министра — теперь бывший топ-менеджер "Нафтогаза" может спокойно работать качестве и.о, однако есть все основания полагать, что в ближайшее время его кандидатуру попытаются снова протащить через парламент — не только ради укрепления в статусе главы Минэнерго, но и для назначения на пост первого вице-премьер-министра. А оттуда до должности премьер-министра остается всего один шаг.
"Выглядит достаточно правдоподобно, что Витренко станет кандидатом на замену Шмыгалю, когда закрепится в полноценном статусе первого вице-премьер-министра. Поэтому ему был нужен статус. Фактически эта задача была решена", — отметил в беседе с "Апострофом" политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог" Андрей Миселюк.
Мало кто верил, что Денис Шмыгаль и его правительство смогут продержаться целый год, однако им это удалось. Впрочем, есть большие сомнения, что у этого Кабмина будет еще одна годовщина.
"У этого премьера второй годовщины точно не будет. Слишком много вокруг него негатива, хотя определенным образом он - заложник обстоятельств. Сейчас премьер это номинальная фигура. Фактически мы имеем дело с правительством Зеленского-1 и правительством Зеленского-2. Если ничего не изменится, то будет и третье. Единственный вариант, если президенту придется идти на какие-то уступки и заключать коалиционное соглашение — тогда правительство может стать более устойчивым", — считает политолог Леонов.