RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Скандал с "Белавиа": поссорят ли истребители Киев и Минск

Эксперты считают, что угроза военной авиацией – в порядке вещей

Эксперты считают, что угроза военной авиацией – в порядке вещей Белорусские СМИ опубликовали расшифровку переговоров украинских диспетчеров аэропорта "Жуляны" с пилотами самолета авиакомкомпании "Белавиа" Фото: facebook.com/pg/belavia

Авиаскандал между Украиной и Беларусью сегодня получил новое развитие. Белорусские СМИ опубликовали расшифровку переговоров украинских диспетчеров аэропорта "Жуляны" с пилотами самолета компании "Белавиа". Из расшифровки следует, что украинская сторона действительно угрожала гражданскому борту истребителями, что изначально подчеркивала белорусская сторона. В частности, диспетчер якобы заявил экипажу: "За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват". Позже диспетчер добавил, что указание по возвращению воздушного судна поступило от "военного руководства" страны.

Как известно, 21 октября самолет "Боинг 737-800" авиакомпании "Белавиа", который выполнял рейс Киев – Минск, был возвращен в "Жуляны" по требованию Службы безопасности Украины. Причиной возвращения тогда назвали присутствие среди пассажиров самолета гражданина Армении Артура Мартиросяна, которого СБУ подозревала в антиукраинской деятельности. В Киеве Мартиросяна допросили и отпустили, однако МИД Беларуси вручил Киеву ноту протеста, потребовав официальных извинений и возмещения материальных издержек, связанных с воздушным инцидентом. Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Беларуси Дмитрий Мирончик пообещал опубликовать расшифровку переговоров диспетчеров с пилотами, если от Украины не последует никакой реакции по инциденту. Судя по всему, ни извинений, ни финансовой компенсации от Украины не последовало, так как детали переговоров попали в интернет.

СБУ об авиаскандале: Расшифровка правдивая, но не совсем

Парадоксально: в СБУ не признают расшифровку фальшивой, но ее содержание у спикера ведомства Елены Гитлянской вызывает сомнения.

"Я не могу сказать, достоверна ли эта информация, но наша позиция остается неизменной: мы никаких указаний не давали о том, что даже теоретически могут быть поднять в небо истребители. И даже если эти переговоры соответствуют действительности, чего я точно не знаю, вы видите, что об СБУ там нет упоминаний", - подчеркнула спикер спецслужбы. Отметим, ранее Гитлянская в комментарии "Апострофу" говорила, что в СБУ считают абсурдными сообщения об истребителях.

Гитлянская добавила, что сторона Беларуси официально не обращалась к их ведомству по поводу финансовой компенсации.

В свою очередь руководитель аппарата СБУ Александр Ткачук заверил "Апостроф", что у него нет оснований не доверять расшифровке переговоров.

"Я не думаю, что белорусская сторона что-то сфальсифицировала в этих переговорах. У нас тоже есть эти переговоры, но лично я их пока не слушал. Но я не думаю, что если они опубликовали эти переговоры, то они опубликовали фейковую информацию. Во-вторых, наша служба не может нести ответственность за технические аспекты переговоров между пилотами и наземными службами. Во время этих переговоров наши сотрудники не присутствуют, наши сотрудники какую-либо команду, как именно формулировать этот разговор, не давали", - пояснил Ткачук.

Руководитель аппарата СБУ добавил, что его ведомство действовало исключительно в правовом поле.

"Насколько мне известно, МИД Беларуси обратился в МИД Украины, и наше министерство готовит ноту в ответ на обращение, где будет изложена официальная позиция по этому вопросу. Официальная позиция СБУ состоит в том, что мы действовали в соответствии с законодательством Украины и международными нормами, которые регулируют безопасность передвижения гражданских судов. Исходя из той информации, которой мы обладали на тот момент, мы обратились с соответствующей просьбой о том, чтобы нам предоставили доступ к одному из пассажиров этого самолета. Наша служба действовала исключительно в рамках той информации, которая была, о возможной угрозе, и в соответствии с нормами законодательства, которыми регламентируется деятельность нашей службы и в целом безопасность полетов гражданских судов", - отметил Александр Ткачук.

Спикер украинского Министерства иностранных дел Марьяна Беца отметила, что Украина не оставила без ответа ноту протеста белорусских коллег. "Мы им ответили, что украинская сторона со всей серьезностью отнеслась к этому инциденту с самолетом, и на данный момент компетентные органы проводят расследование. В данном случае это компетенция "Украэроруха" и СБУ. МИД не может комментировать вопросы, связанные с воздушными инцидентами. Мы можем на основании согласованной позиции от компетентных органов комментировать общую позицию украинской стороны", - подчеркнула Беца.

В "Украэрорухе", комментируя разговор диспетчера с экипажем белорусского самолета, отметили, что действовали в интересах национальной безопасности.

"Диспетчер обслуживания воздушного движения действовал в интересах национальной безопасности Украины и в соответствии с международной практикой, принятой в подобных случаях. Финансовые вопросы с авиакомпанией "Белавиа" "Украэрорух" решает в соответствие с практикой, принятой во взаимоотношениях между провайдером аэронавигационных услуг и авиакомпанией", - сообщили "Апострофу" в пресс-службе госпредприятия.

Угроза или инструкции?

Впрочем, даже если диспетчеры "Украэроруха" сообщали пилотам "Белавиа" о возможности поднятия в небо боевой авиации, в этом нет ничего необычного, уверен эксперт по авиации Центра транспортных стратегий Богдан Долинце.

"Решение о том, покидать или не покидать борту территорию страны, принимает служба, которая занимается управлением и навигацией воздушным движением, в данном случае – "Украэрорух". Если бы самолет не стал слушаться указаний диспетчера, то к нему могли бы быть применены исполнительные средства по принудительному исполнению указаний. Тут действительно нужно расследование и нужно разбираться. Если самолет не выполняет указаний диспетчера, то он нарушает правила полета", - рассказал Долинце.

Заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антон Михненко добавил, что диспетчер просто сообщил "непослушному" борту о возможности поднятия в воздух дежурной пары истребителей, но это вряд ли можно считать угрозой.

"У каждого диспетчера в любой стране есть инструкция для выполнения своих полномочий. Если судно отказывается выполнять требования диспетчера, он докладывает военному сегменту, и там уже принимается решение. Это обязанность диспетчера, а не его право. В нашей ситуации диспетчер просто предупредил борт, что если не будут выполнены его требования, украинская сторона будет вынуждена сообщить в соответствующие органы и будет поднята в небо дежурная пара. Это нормальное явление, так происходит в любой стране", - объяснил Михненко.

Но даже если в небо поднимается боевая авиация, это не означает, что офицеры получают мгновенную команду сбить борт. "Просто истребители авиации могут дополнительно осмотреть борт", - добавил военный эксперт Игорь Романенко.

Климат отношений

Но как бы там ни было, международный скандал уже произошел, и расшифровка переговоров только подлила керосина в огонь. Однако эксперты уверены, что серьезного развития этот конфликт не получит.

"Я думаю, что глобально отношениям между Украиной и Белоруссией ничего не угрожает, поскольку личные отношения между президентами Порошенко и Лукашенко достаточно хорошие, и этот инцидент не способен их испортить", - говорит политолог-международник Андрей Бузаров.

В свою очередь белорусский политический обозреватель Вадим Казначеев уверен, что самой Беларуси ни к чему обострять отношения с Украиной.

"Едва ли подобная ситуация могла бы произойти с американским или немецким самолетом. Естественно, белорусский МИД обиделся и отреагировал. А что еще делать в такой ситуации? Но никак не думаю, что этот инцидент будет иметь какие-то далеко идущие последствия для украинско-белорусских отношений. Что касается угрозы поднять истребители, то вряд ли это было продуманным действием, скорее – спонтанная реакция, просто для того, чтобы требование вернуться было действительно выполнено. Как выяснилось, требование не имело под собой оснований. С другой стороны, белорусским властям эскалация конфликта на фоне попыток примирения с ЕС также не нужна. Соответственно, вероятнее всего, конфликт тихо сойдет на нет", − считает Вадим Казначеев.

Читайте также