На днях президент Петр Порошенко подписал указ о новом призыве на срочную службу. Призывников традиционно будут набирать в два этапа: весной и осенью. А вот увольнять со службы срочников будут в течение всего года: с мая по декабрь. В особенностях призывной кампании 2017 года разбирался "Апостроф".
Кого призовут
Весенняя призывная кампания начнется уже в апреле и продлится два месяца: с апреля по май. Осенний призыв стартует в октябре и завершится с последним днем ноября. На срочную службу призовут всех годных по состоянию здоровья мужчин, которым на момент отправки в воинские части исполнилось 20 лет, но не старше 27 лет. 18-ти и 19-ти летних также могут вызвать на призывную комиссию в военкомат, но на службу их отправят только в случае личного согласия. Как и в прошлом году сроки службы остаются неизменными: юноши с высшим образованием отдадут армии 12 месяцев, а те, кто не успел получить диплом вуза отслужат полтора года.
Сколько именно мужчин планируют призвать в ходе двух призывных кампаний еще должен определить Кабмин. Весной прошлого года план составлял 16 тысяч юношей на всю страну, а осенью – почти 14 тысяч. Но вспоминая опыт прошлого года, очевидно, что проблема недобора срочников никуда не денется. Так, например, в 2016 году в столичной госадминистрации жаловались, что по плану весеннего призыва военкоматы Киева должны были отправить на службу 741 призывника, но план удалось выполнить на 89%. В начале осени 2016 года в военкоматы столицы вызвали более 24 тысяч мужчин, но пришли по повестке чуть более тысячи, а после медицинского обследования только 53 человека были признаны годными к прохождению воинской службы.
Правда в Минобороны и Генштабе утверждают, что план по призыву 2016 года не срывали и выполнили его на 100% соответственно усиливать работу по "отлову" уклонистов особой надобности нет.
Пойдут ли в АТО
Главный вопрос, который волнует срочников и их родителей уже не одну призывную кампанию – не отправят ли их служить в зону проведения АТО. В Генштабе уверяют, что к линии фронта призывников не допустят. "Однозначно в АТО их привлекать не будут", — заверил "Апостроф" замначальника главного управления персоналом Генштаба ВСУ Марк Андрусяк. Принцип неучастия солдат срочной службы в боевых действиях закреплен даже в военной доктрине Украины, которую в сентябре 2015 года утвердил президент. Правда если срочник захочет отправиться в зону боевых действий по собственному желанию, препятствовать ему никто не будет. "Только если они (солдаты срочной службы, — "Апостроф") заключат контракт с ВСУ. Заключить такой контракт можно уже с первого дня прохождения срочной службы", — добавил Марк Андрусяк.
Но естественно, что попасть в АТО солдаты могут уже после демобилизации в ходе, например, 7 волны мобилизации, если она будет объявлена президентом. Ведь именно для того, чтобы сформировать военный резерв, в Украине и был возобновлен призыв в армию в 2014 году.
А вот главным новшеством призывной кампании 2017 должна была стать мобилизация так называемых "пиджаков" – мужчин, которые окончили военную кафедру в вузе и получили офицерское звание младшего лейтенанта, но ни дня не служили в армии. Когда в начале года информацию о таком виде призыва распространили в Генштабе, реакция общества была неоднозначной. Эксперты и военные чиновники сходились во мнении, что ВСУ действительно испытывает кадровый дефицит офицеров, но восполнять его за счет "пиджаков" без боевой подготовки казалось сомнительным мероприятием. Первую волну призыва выпускников военных кафедр намеревались провести еще в феврале, а всего в 2017 году Генштаб планировал призвать около 4 тысяч таких офицеров, но фактически никого пока не забрали в армию. "Еще не призывали пока. Еще не принято окончательное решение о проведении этого призыва. Все подготовительные мероприятия были проведены, но ждем политического решения. Это должно быть совместное решение Генштаба, Минобороны и СНБО", — резюмировал Марк Андрусяк.
Как служат сейчас
Многие солдаты срочники, которые сейчас проходят службу в ВСУ жалуются, что за заботой о контрактной армии государство забывает об обеспечении призывников. "Например, по уставу нам положено выдавать три формы одежды: рабочую, ежедневную и так сказать парадную для выхода в город. На самом же деле тебе дают только одну форму одежды на все случаи жизни, а через 9 месяцев выдают еще одну, обновляют типа и думают, что это нормально. А на складах то форма лежит и ее вполне достаточно. Но срочник это же не контрактник. Что касается питания, это вообще отдельная тема тут и комментировать что-то совсем грустно", — жалуется "Апострофу" призывник из Киева Александр.
Кроме того, современные призывники сетуют на советские стандарты, которых до сих пор придерживаются в армии. "Послушайте, ну в XXI веке забирать у срочника мобильный телефон и выдавать только на выходные это бред. Понимаю, конечно, что пользоваться мобильной связью не совсем по уставу, но время сейчас такое неспокойное и родителям приходится всю неделю переживать что и как там с их сыном. Ладно в АТО еще нельзя пользоваться мобильной связью, тут понятно, чтобы боевики не вычислили позиции, но место, где находится моя военная часть, думаю, не большая государственная тайна. Кстати про устав. Большинство понятий там сохранилось еще с совковых времен, а солдаты продолжают жить по нему и сейчас. Например, там расписаны обязанности солдата, что он должен делать, что знать, а прав по сути нет. Власть кричит что в Европу идем, а советские понятия остаются, устав писался еще в 40-х годах", — добавляет срочник из Харькова Антон.
Тем не менее отменять призыв на срочную службу и полностью сосредоточиться на построении контрактной армии Украина пока не готова. "Такие эксперименты мы уже проводили, когда отменяли призыв на срочную службу, но это привело к тому, что у нас практически целое поколение мужчин оказалось не готовым к защите своей страны. Контрактная армия никогда не выиграет войну. В любом случае, во время активной фазы ведения боевых действий мы будем вынуждены прибегнуть к призыву, мобилизации", — заявлял министр обороны Степан Полторак.
С министром согласны и эксперты. "В тех условиях в которых мы сейчас пребываем, Украине необходимо все равно осуществлять смешанный принцип комплектования ВСУ. Это позволит тренировать молодежь, которая приходит в армию и создавать резерв для выполнения задач по отражению агрессии в случае полномасштабной эскалации военного конфликта со стороны РФ", — пояснил "Апострофу" замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антон Михненко.
"Неизвестно у какого следующего диктатора что стукнет в голове, и когда он решит восстановить "историческую справедливость" как сейчас это делает Путин. Поэтому у нас просто не остается выбора, кроме как каждому мужчине иметь воинско-учетную специальность, — добавляет главный редактор сайта "Информационное сопротивление" Юрий Карин. – Всех на контракт понятное дело не возьмешь, все не будут заканчивать военные училища, соответственно срочная служба плюс военные кафедры и служба в резерве должны оставаться".
Впрочем, с существующим подходом к институту срочного призыва, построить полностью контрактную армию даже в долгосрочной перспективе экспертам не представляется возможным. "У нас необходимость набирать срочников будет сохраняться вечно, потому что вопрос перехода на контрактную армию — это вопрос денег. Контрактник за 240 долларов не будет драить туалеты и это не его функция, поэтому срочники, которых набирают два раза в год, это те люди, которые на сегодняшний день обеспечивают жизнедеятельность армии: моют туалеты, подметают плац и моют посуду в столовых. Фактически это обслуга, — отмечает военный эксперт Олег Жданов. – Уровень боевой подготовки срочника можно оценить, как нулевой. Еще в советской армии было такое выражение: "через день на ремень". То есть солдат не вылезает из нарядов – сегодня сменяется, а завтра снова заступает и так все 18 месяцев. Единственное, что он делает, это раз в месяц стреляет из автомата".
Изменить ситуацию, по словам экспертов, могла бы коренная перестройка системы обеспечения ВСУ. "Все функции по обслуживанию должны быть на аутсорсинге и Минобороны должно их продавать на тендере частным компаниям. Тогда солдаты реально смогут заниматься военной подготовкой, а не строить дачи", — резюмировал Олег Жданов.