RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Яблочный спас в Украине нужно отменить – священник

Священнослужитель об истории и традициях Преображения Господнего

В воскресенье, 19 августа, православные и греко-католики отмечают Праздник Преображения Господнего, который в народе называют Яблочным Спасом или Вторым Спасом. Об истории праздника, его значении и традициях "Апострофу" рассказал священнослужитель, ректор Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости ГЕОРГИЙ КОВАЛЕНКО.

- Какая история праздника Яблочного Спаса?

- Знаете, мне кажется, что Яблочный Спас уже давно надо отменить. Для этого есть несколько причин: богословская, календарная, климатическая и, наверное, даже потребительская. А теперь по порядку.

Во-первых, это праздник не в честь яблок. Его значение открывает слово "спас" – это праздник в честь Спасителя. В августе у нас три Спаса, и Яблочный является вторым из них. Это праздник Преображения Господня, и с богословской, церковной точки зрения никакой связи между Спасом и яблоками, между Христом и яблоками нет.

Откуда же возникла эта связь? Это было связано с богослужебными традициями Греции, откуда к нам пришло христианство, и с климатическими условиями Украины. По традиции, в Греции на Спас освящали новособранный виноград, из которого потом делали вино, которое использовали, в том числе, для богослужений и причастий. К сожалению, тогда в наших широтах виноград не созревал, потому что не рос. Зато как раз на то время у нас поспевали яблоки, поэтому возникла традиция приносить в этот день яблоки с первого урожая. Но климат изменился – сегодня яблоки у нас созревают гораздо раньше Спаса, и собранные в это время плоды – далеко не первые. Более того – мы уже имеем виноград, который здесь растет и созревает. Поэтому если уж и называть этот праздник каким-то фруктовым образом, то пусть будет Фруктовый Спас. Возможно, нам тоже стоит поблагодарить Бога за те фрукты и дары, которые он нам дает.

С другой стороны, в чем заключается календарная причина? Раньше люди мерили календарный год не цифрами и месяцами, как мы это делаем сейчас, а своим огородным календарем, в зависимости от того, когда что созревает, когда и что нужно сажать или собирать. В селе было не много письменных людей, которые следили за календарем, а среди тех, кто это делал, обычно был священник. Поэтому люди привязывали свой земной, сельскохозяйственный календарь к церковному. Так соединилось много традиций и так день Преображения Господня стал называться Яблочным Спасом.

Но сегодня мы не измеряем календарь таким образом. Более того: сегодня мы не живем в основном сельским хозяйством, ведь большинство граждан живут в городах. Поэтому такая привязка к сельскохозяйственному циклу сегодня неактуальна. То же самое касается потребления: когда появляются первые яблоки? В 8 утра, когда открывается супермаркет. У нас есть яблоки круглый год.

Поэтому мне и кажется, что стоит несколько изменить название этого праздника. Можно вернуться к классическому названию – День Преображения Господня, можно использовать второе название – Второй Спас, а можно применять обновленное название – Фруктовый Спас.

Фото: pixabay.com

- Как правильно отмечать День Преображения Господня?

- Этот праздник напоминает нам о событии, которое произошло, когда Христос проживал свою земную жизнь. Во время путешествий с апостолами по Галилее однажды он поднялся с двумя из них на гору Фавор. В этот момент он преобразился перед ними, и апостолы увидели его в очень необычном виде: его одежда была белая, как солнце, и даже ослепляла глаза. Одновременно появились два ветхозаветных пророка – Илия и Моисей. Они беседовали с Христом, а апостолы были напуганы, смущены и радостны одновременно. Они даже говорили, что им хорошо там быть, предложили возвести там жилье и остаться жить. Но Господь их успокоил, вернулся к обычному виду, и они пошли и дальше проповедовать Евангелие.

Есть несколько толкований этого праздника. Одно из них – напоминание нам, что люди до грехопадения были иными. Возможно, именно так выглядели люди в раю, наши тела могли быть иными.

Еще один смысл этого праздника – в необходимости меняться, преображаться. Мы должны делать это изнутри. Когда меняется наше мировоззрение, жизнь, настроение на веселое, доброе, позитивное, жертвенное, христианское, можно долго продолжать этот ряд эпитетов, тогда меняется и наш внешний вид. Мы знаем: когда человек счастлив, это написано у него на лице, когда он радуется, это можно заметить в глазах. Именно этот призыв к внутреннему преображению, которое должно изменить каждого из нас, и есть в этом празднике.

С другой стороны, можно расширить свои границы, ведь все мы живем в сообществах. Все говорят о необходимости перемен в стране, но откуда они должны начаться? Из нас, изнутри. Если между нами будут настоящие христианские отношения, если мы преобразим наше отношение к ближнему, труду, праздникам, то и окружающая среда начнет меняться. Мы можем предать празднику Преображения даже такое измерение. Но его истоки нужно искать в Евангелии и не забывать, что это один из Господних праздников, то есть праздников в честь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И именно поэтому Спас.

Фото: УНИАН

- С какими мифами и предрассудками относительно этого праздника вы сталкивались?

- На самом деле вокруг этого праздника есть немало традиций и предрассудков. В традициях нет ничего плохого, просто их надо наполнять смыслами. Среди них есть то, что называют наивным благочестием, где нет высокого полета богословия, но есть искренность, и ее тоже не надо терять. Мы все любим наивное искусство, например, картины Марии Примаченко. Мы видим в нем эту искренность.

На Преображение существует определенная традиция для женщин, которые потеряли детей (а в более современном мире это связано еще и с абортами): не есть до Второго Спаса, например, яблоки или виноград, или еще что-то. То есть таким образом, постом, напоминать себе о потере или совершенном грехе. В этом наивном стремлении есть огромный глубокий смысл: человек не забывает о беде, которая произошла, и выбирает для себя через определенное самоограничение путь поста. Более того, Преображение приходится на Успенский пост, и это время, когда мы все постимся. Это также пост, в который мы должны думать и о нашем переходе в вечность. Поэтому, думаю, песни практики, которые существуют вокруг Преображения, имеют смысл тогда, когда мы их им наполним: мы не берем яблоко не потому, что оно гниет при дороге, а потому, что делаем это ради чего-то. Возможно, те фрукты надо вовремя собрать и передать в детский дом или же накормить соседей, навестить родственников и так далее. Вся наша религиозность, традиции должны иметь выход в реальности и добрых делах.

- Насколько в целом среди верующих распространены предрассудки в отношении тех или иных праздников?

- Суеверия появляются там, где нет знаний и просвещения, а вера базируется не на Священном Писании и традициях евангельской проповеди, а на определенных ощущениях. Речь идет о том, что мы имели в добиблейских религиях в дохристианские времена, когда человек ориентировался в мире с помощью мифов, наделял потусторонними силами явления природы, деревья, плоды и так далее. В этой системе координат как раз и действует мифологизированная, магическая форма восприятия религии. Это никуда не девается и в более современных формах религии, но одно дело – когда это украшение, составляющая традиции, и совсем другое – когда форма заменяет смысл. Например, когда в День Преображения Господня мы особо не вспоминаем Христа, не говорим о необходимости преображения нашей жизни или мировоззрения, а начинаем дискутировать о яблоках, винограде, меде и прочем, то это уже проблема.

Христос – это богочеловек, мы же состоим из души и тела, в нас есть внутреннее и внешнее, но все это должно находиться в балансе. Баланс и полнота религиозности, которая бы состояла из понимания, знаний, а также традиций и обрядов – это то, к чему должен стремиться христианин, об этом говорит церковь и, думаю, в этом помогают современные медиа, поскольку задают очень много вопросов.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства