14 января комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики принял решение рекомендовать народным депутатам проголосовать за якобы доработанную им версию законопроекта №2285-д "О легализации игорного бизнеса". На деле же эта версия мало чем отличается от проваленной депутатами 19 декабря прошлого года: в нее внесены всего две правки - о запрете размещения игорных залов в отдельно стоящих помещениях и о повышении возраста игроков до 21 года. Исходя из этого, совершенно непонятно, чем занимались члены комитета почти месяц после провала первого голосования. Ведь "за бортом" остались сотни других правок, предлагаемых как самими народными избранниками, в том числе членами комитета, так и представителями рынка, общественности и экспертами. В руководстве комитета пообещали учесть все замечания во время подготовки документа ко второму чтению, но верится в это с трудом. Ведь если бы такое желание действительно было, ничего не мешало сделать это в процессе доработки. Так куда же так спешит комитет? И в чьих интересах именно такая версия легализации? В этих вопросах разбирался "Апостроф".
Несыгравшая карта
В конце прошлого года Верховная Рада провалила голосование за проект закона о легализации игорного бизнеса. Сперва это был правительственный законопроект №2285, но буквально накануне голосования 19 декабря его сменил якобы "доработанный" документ авторства Александра Дубинского №2285-д. Впрочем, фамилия автора на документе никак не повлияла на решение депутатов в сессионном зале: те отдали за него всего 213 голосов при необходимых 226.
О причинах провала голосования, как и о главных аспектах документа, требующих корректировки, "Апостроф" детально писал в материале "Азартный провал Зеленского, или грабли как национальная игра".
Отказ Рады принимать законопроект вызвал достаточно резкую реакцию президента: похоже, он не на шутку обиделся и на депутатов, и на тех, кто, по его мнению, за этим стоял. В результате появилось распоряжение правительства, целью которого являлось прекращение вообще всех игр на деньги в стране, в том числе - вполне легальных государственных лотерей. Сам же проваленный законопроект был отправлен на доработку в профильный комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
Козырный интерес
Однако обижаться президенту стоило бы совсем не на депутатов, отказавшихся принимать абсолютно сырой закон, а на его разработчиков, пошедших на поводу у нелегальных букмекеров. А также на букмекерское лобби в парламенте, которое возглавляет глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия.
В СМИ не раз упоминалось, что именно благодаря Арахамии, который, в свою очередь, плотно сотрудничает с бизнесменом российского происхождения Борисом Баумом (имеющим свой интерес в игорном бизнесе) и гендиректором букмекерской конторы "Пари-Матч" Сергеем Портновым, и появился столь несовершенный законопроект. Сам же его текст, утверждают журналисты, был написан еще одним другом Арахамии - юристом Андреем Астаповым, компания которого давно обслуживает "Пари-Матч".
Лишнее подтверждение участия главы фракции в азартных схемах - это появившаяся недавно в СМИ запись, на которой человек, голос которого похож на голос еще одного соратника Зеленского Юрия Корявченкова (известен, как актер Квартала "Юзик"), обсуждает прямую причастность Арахамии к ситуации на игорном рынке.
Вот и получилось, что явно в угоду букмекерам законопроект содержал нормы, позволяющие им спокойно работать на первых этажах жилых зданий, используя "ставкоматы", принимать ставки на виртуальные события (что ничем не отличается от обычных игорных автоматов) и прочие преференции. Так, зашитая в документе стоимость лицензии для букмекеров, является гораздо меньшей, нежели для других видов игры на деньги.
Все это нивелировало главную цель законопроекта - сдержать распространение игорки в обществе. Скорее наоборот, в таком варианте он бы служил тотальному распространению игорного бизнеса, и прежде всего букмекерства, но теперь уже на законных основаниях. Собственно, поэтому депутаты его и провалили.
"Потемкинские" правки
После передачи законопроекта на доработку в комитет оставалась надежда, что его члены смогут исправить хотя бы часть недостатков. До общественности то и дело доходили слухи о заседании на базе комитета рабочих групп, о появлении и активном обсуждении возможных альтернатив законопроекту 2285-д (например, о варианте от нардепа "Слуги народа" Дарьи Володиной, одной из тех, кто решил не отдавать голос за "букмекерский" закон).
Однако, похоже, все это оказалось обычной показухой. Для создания видимости результата комитет действительно внес правки, но всего две - повысил минимальный разрешенный возраст игроков до 21 года и исключил норму о возможности размещения автоматов в отдельных уличных строениях. И пусть это действительно важные правки, на фоне неисправленного - они не более чем кость, которую решили бросить общественности. Ведь самые главные "пробои" документа, дающие все возможные преференции букмекерам, остались на своих местах.
Врата в букмекерский рай
Наша редакция проанализировала ряд положений законопроекта, которые касаются организации букмекерской деятельности. Вывод один - для представителей этой сферы (которые, к слову, все последние годы работали в Украине противозаконно) создаются сверхтепличные условия в сравнении с остальными видами игорки и лотереями. Это приведет к тому, что на игорном рынке букмекеры смогут фактически все, что пожелают. Есть подозрение, что украинцы еще будут ностальгировать по прежним дням до легализации. Впрочем, судите сами.
"Говорили-балакали", или оффлайн для букмекеров
Одним из главных положений закона, на котором настаивали все без исключения эксперты и ответственная часть участников рынка, должно было стать повсеместное внедрение онлайн-системы мониторинга в игорном бизнесе. С помощью этой системы государство должно контролировать каждую копейку операторов с целью предотвращения теневых схем. Кое-как пункты об онлайн-системе в законопроекте действительно выписаны, но стоит обратить внимание на ст.39 ч.5, где речь идет о букмекерах.
Для них, оказывается, предусмотрено следующее: "Организатор букмекерской деятельности в букмекерских пунктах должен обладать на правах собственности или пользования оффлайн системой организатора букмекерской деятельности".
В переводе на нормальный язык это означает, что, в отличие от других видов игр, букмекеры смогут свои обороты спокойно прятать. Это нивелирует подход, при котором существует единая государственная система онлайн-мониторинга.
"Поделись с другим", или здравствуйте автоматы под вывеской букмекеров
Как известно, главная беда, которую само же создало и с которой сегодня показательно борется государство в игорной сфере - это функционирование незаконных залов игорных автоматов под вывеской "национальные лотереи".
Работать им дало возможность то, что эти нелегальные залы, в большинстве случаев не имеющие никакого отношения к лотереям, заключают договора на распространение от имени одного из операторов - чаще всего "УНЛ". И как бы сами становятся "лотереями".
Предполагалось, что новый закон сможет помешать этому. Но нет. В ст. 39, ч. 14: читаем: "Лицо, получившее документ о соответствии помещения требованиям настоящего Закона, вправе самостоятельно осуществлять букмекерскую деятельность в букмекерских пунктах или передать такое помещение на праве пользования другому лицу".
Что это означает объяснять не нужно: теперь вместо псевдо-лотерей будем ждать появления псевдо букмекерских контор, а по факту - все тех же игорных залов.
В онлайне твори что хочешь, или международные риски
Еще на этапе разработки законопроекта было много разговоров о создании в Украине так называемой "мальтийской модели" - когда игорному бизнесу в онлайне даются все преференции не только в стране размещения, но и на международном уровне. Не зря сегодня множество различных онлайн-казино в разных странах мира имеют мальтийские лицензии. Вот только есть одна проблема: сегодня все больше развитых стран категорически такие лицензии не принимают, а против организаторов игорки с мальтийской пропиской то и дело заводят резонансные уголовные дела за отмывание денег.
Так вот, ст. 40, ч. 4 хочет внедрить в сфере букмекерства именно мальтийскую модель. Вот что сказано в проекте: "Организатор букмекерской деятельности осуществляет деятельность через сеть Интернет, может принимать ставки от лиц, находящихся на территории Украины или за ее пределами в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов".
Хотим ли мы, чтобы Украина стала "прачечной" для грязных денег? Вопрос, наверное, риторический.
Кошу, под кого хочу
Ст. 40, ч. 1 и ряд других положений законопроекта предполагают,что "ведение букмекерской деятельности через Интернет осуществляется организатором букмекерской деятельности в соответствии с требованиями настоящего Закона и иного законодательства Украины".
Все бы хорошо, но в этом законопроекте напрочь отсутствуют любые ограничения по видам букмекерской деятельности. К чему это ведет? Да к тому, что букмекеры смогут проводить игры, никакого отношения к реальному букмекерству не имеющие - вроде симуляторов казино, симуляторов одноруких бандитов и прочие. В Украине уже сегодня множество примеров, когда букмекеры на своих сайтах предлагают подобные сервисы. Вот, к примеру, список "казиношных игр" от "Пари-Матч". Получается, во всем мире такой подход сегодня массово запрещают, а мы, получается, наоборот продвигаем и стимулируем.
А вы, ребята, отдыхайте
Очень показательным является ст.35, где речь идет о неправдоподобно лояльной стоимости для букмекеров (а вернее - двух конкретных букмекеров) "входного билета" на рынок.
Так, там говорится следующее: "При осуществлении деятельности на основании лицензии на организацию и проведение букмекерской деятельности организатор азартных игр обязан иметь действующую банковскую гарантию осуществления выплаты государственного банка Украины или банка по перечню, определяемому уполномоченным органом, на сумму эквивалентную не менее 7200 (семь тысяч двести) минимальных заработных плат или целевой банковский депозит в государственном банке Украины или банка из перечня банков, определенного уполномоченным органом на сумму эквивалентную не менее 7200 (семь тысяч двести) минимальных заработных плат".
Поскольку в Украине уже на сегодня действовали 100 пунктов приема ставок букмекерских контор "Фаворит" и "Пари-Матч", для них это будет означать по 34 тыс грн на один пункт, что совершенно не составит проблемы.
А для любого нового игрока, который пожелает зайти на рынок, это будет означает заморозку "34 млн грн (!) еще до начала деятельности. То есть фактически речь идет о создании искусственного барьера для новых игроков.
Это еще не все. Налицо - явные преференции по стоимости для букмекеров в сравнении с остальным рынком, для которого она в разы выше:
- Для казино - 34 млн грн на 1 объект, то есть в 1000 раз выше.
- Для автоматов - 1 млн грн на один объект, или в 30 раз выше.
- Для лотерей гарантийный платеж составляет 470 млн грн, то есть общая сумма страхового депозита в 14 раз выше.
Учитывая, что в законопроекте отсутствуют любые ограничения по количеству букмекерских лицензий (в то время как для других видов такие ограничения есть), нет требований к призовому фонду, получается, что букмекерам созданы более чем тепличные условия по сравнению с остальным рынком.
Ах, эти вишенки…
Интересна и в плане реверансов букмекерству ст.47. Там сказано, что "Запрещается осуществление деятельности по выпуску и проведению лотереи с целью сокрытия (имитации) других видов азартных игр, предусмотренных настоящим Законом".
Не будем спорить, замечание вполне логичное. Вот только для букмекеров - такого ограничения нет! Как нет ограничений на предоставление в букмекерских залах доступа к сайту компании и игр на сайте с помощью компьютеров, планшетов и других средств. В результате букмекерские конторы спокойно смогут устанавливать компьютеры со ставками на виртуальные события, вроде - "а сколько вишенок выпадет на барабане". Проще говоря, это не что иное, как все те же игорные автоматы.
Это далеко не полный перечень "облизывания" букмекеров в законопроекте. Можно было бы вспомнить еще право не передавать контролирующим органам персонализированные данные игроков (а как же борьба с лудоманией и отмыванием денег?), проведение идентификации после первого выигрыша, а не первой ставки (в переводе - проигрывай сколько хочешь анонимно), право с помощью нюансов верификации "отсекать" удачливых или нежелательных игроков и множество других.
Все эти вещи вполне очевидны для того, кто поленится даже не изучить, а просто внимательно прочитать законопроект, который вновь будет передан на голосование уже в ближайшее время.
Карточный домик из крапленых карт
И есть все предпосылки говорить о том, что, скорее всего, именно в таком виде он и будет принят в первом чтении. Об этом говорят источники "Апострофа", об этом говорит и ряд других фактов. В частности - показательное молчание (или отсутствие) на последнем заседании комитета, где утверждался текст проекта, нардепа Александра Дубинского, который должен был представить свой собственный новый вариант. Вялая позиция одного из главных антагонистов текущей версии законопроекта Дарьи Володиной - о ее собственном законопроекте, кардинально отличающемся от нынешнего - на заседании даже не вспоминали. Откровенное неприкрытое давление на членов комитета и участников заседания главы комитета Даниила Гетьманцева - тот на корню рубил любые правки к тексту, обещая "все порешать" ко второму чтению.
Все это, на фоне жесткой позиции Зеленского свидетельствует, что члены комитета и остальные "слуги народа" получили изрядную головомойку от кого-то на самом верху.
Однако насильно проталкивая "букмекерский" закон, Зеленский изрядно рискует. Для него уже должно было стать показательным, как карточный домик этого сырого документа, в фундаменте которого лежит крапленая колода, сданная букмекерами, не выдержал испытания даже в его собственной фракции. Не сложно представить, что мы получим, когда дело дойдет до реализации положений документа на практике. А получим мы все то же тотальное засилье игорки. Только теперь вместо вывесок "национальные лотереи" - будут различные "пари-матчи" и "фавориты". Нужна ли стране такая легализация? Вопрос, над которым стоит серьезно задуматься.